Конспект занятия по развитию речи «Пусть мама услышит. Дикие животные и их детеныши» в средней группе
Цели: закрепление представлений о диких животных и их детёнышах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнить и систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных; учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами - онок -, - енок -), согласование прилагательных с существительными.; анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем; пользоваться схемами при составлении рассказов о животных. Развитие диалогической связной речи. Развитие творческого воображения. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа: чтение сказки «Как олененку маму искали», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, беседа о их среде обитания, загадки, беседа.
Ход занятия.
1. Orgmoment.
В лесу поднялся шум, гам и рёв. Прилетела сорока и застрекотала: «Что такое? Что случилось? Почему здесь шум такой?» И увидела, что на полянке плачет олененок.
А что с ним случилось, давайте узнаем, отправившись в зимний лес.
Лес – это дом лесных жителей.
Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, обижать животных. Лес нельзя загрязнять.
Мы пойдём в зимний лес.
Сколько там вокруг чудес.
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
И на землю тихо ложатся.
Вот зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит –
Так всю зиму и проспит.
(движения соответственно тексту).
2. Чтение и беседа по сказке «Как олененку маму искали».
3. Д/игра «Какая мама»
4. Словесная игра «Доскажи словечко»
Воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детенышей диких животных.
Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.
За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)
За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)
За мамой ежихой катился … Кто? (Ежонок)
За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)
За барсучихой – Кто? (Барсучонок)
5. Пальчиковая моторика.
С ними вместе живут и их детёныши.
Кто такие детёныши?
Это зайчонок,
Это бельчонок,
Это лисёнок,
Это волчонок.
А это спешит,
Ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
(загибать пальцы в кулак, большой палец крутить вокруг оси.)
6. Игра «Где кто живет?»
Лиса живет в норе.
Белка - в дупле.
Медведь зимой спит в берлоге.
Волк живет в логове.
Еж спит в норе.
7. Рассказ описание каждого зверя по моделям.
А для того, чтобы составить рассказы о диких животных давайте вспомним с чего начинать рассказ.
(Воспитатель напоминает, что обозначает каждая картинка на схеме. Спрашивает 4 - 5 детей. Нацеливает детей, как можно подробнее рассказать о внешнем виде животных, об их повадках. Остальные дети слушают внимательно, потому что должны отметить, чей рассказ понравился и почему.
Если дети затрудняются описать животное, задаю наводящие вопросы или даю свой рассказ.)
Дети по выбору повторяют или сами рассказывают.
Вот лиса. Она рыжая, хитрая. Лиса живёт в норе.
Вот медведь. Он большой, косолапый. Медведь живёт в берлоге.
Вот белка. Она маленькая, ловкая. Белка живёт в дупле на дереве.
Вот заяц. Он белый или серый, быстроногий. Заяц живёт под кустом.
Вот волк. Он серый, голодный. Волк живёт в логове.
8. Индивидуальные задания по уровням.
1 группа – Д/игра «Составь чудесное животное»
2 группа – Д/игра «Назови животное и его детеныша».
3 группа – Д/игра «Назови животных, которые зимой не спят»
9. Рефлексия.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.