Правописание сочетаний «Жи», «Ши»
Тема урока: «Правописание сочетаний «Жи», «Ши»
Цели урока:
Формировать навыки орфоэпически правильно, выразительного, беглого чтения, обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи - ши.
Работать над развитием связной, литературно - грамотной речи, способствовать развитию фонематического слуха.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний
1) Слого - звуковой анализ слова
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)
- сколько слогов в слове «живот»? Какой слог стоит на первом месте?
- на втором?
- назовите звуки первого слога ([жы])
- какие буквы возьмем для составления этого слога? У кого какие мысли по этому поводу?
- охарактеризуйте звук [ж]. 9Всегда первый, звонкий)
- какой у него парный глухой согласный звук? Что о нем мы знаем? (звук[ш] тоже всегда твердый)
- а что мы знаем правописании сочетания ши в словах? (Всегда пишется с буквой «и»)
- Сочетание жи тоже пишется только с буквой И. Так какие же буквы возьмем для составления слога жи?
2) Написание букв Жж, Шш в прописи
3) Чтение с доски
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи,
Жи да Ши, Жи да Ши
С буквой И всегда пиши
Жирафы, мыши и моржи
- прочтите еще раз слова, которые отвечают на вопрос «Кто?» и обозначают одушевленные предметы
- Прочитайте текст на доске
Кружить, спешить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья Жи и ШИ
Ты только с буквой И пиши!
- Какие слова обозначают действия предметов? С
- Что их объединяет? (В них есть сочетания «жи» или «ши», а еще мягкий знак)
Учитель открывает таблицу с написанием слов сочетаниями жи - ши
4) Списать с проговариванием в тетрадь с доски слова с сочетаниями жи - ши
5) Чтение «Русской азбуки»
Беседа о птицах и животных, котором приходится жить в неволе
Воспитывать чувство милосердия и сострадания
6) Письмо в прописи
Подчеркнуть сочетание жи
На нижней свободной строке дописать:
В реке ерши
Не забываем проводить орфографический разбор слов при записи предложений
7) Чтение в приложении «Буква за буквой» «Журавли летят»
- Поставьте вопросы к тексту
3. Постановка темы и цели урока
- сегодня на уроке мы будем сопоставлять звуки [ж] и [ш]
4. Работа с новыми текстами
1) Игра «Веселые звуки» (подчеркнутые слова выписать на доску)
На десятом этаже
Жили буквы Ж и Ш
То грустили, то смеялись,
И квартирами менялись
Каждый час.
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять - сено…(ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар…(тушили)
А журавль рыбу жарил
Шмель в цветах душистых … (шарил)
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами)
2) Работа в прописи. Сопоставление звуков [ж] и [ш]
Шар - жар
Шил - жил
Письмо пар слов на свободной строчке
3) Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»
- Как поступил мужик с медведем? (Обхитрил его)
- Правильно ли он поступил? (обманывать нехорошо)
- Какие чувства вызывает у вас эта сказка? (Сострадание к медведю)
- Ответы на вопросы к сказке
4) работа со слоговой таблицей
Чтение вслух хором, по одному
Сравнение произношения звонких, глухих согласных звуков
- Придумайте слова так, чтобы эти слоги стояли в начале слова. В середине. В конце (Жарил, кожа, пожар, шерсть, крушение, на суше)
- Чтение текстов
- Прочитайте еще раз предложение, расположенное над лентой букв.
- А теперь мы это предложение разобьем на два предложения. В каком значения я употребила слово «разобьем»? (разделим)
- Запись после анализа
- Пчела жужжит. Змея шипит
Выслушать сказку «Волк и семеро козлят»
5) Развитие навыков чтения, памяти, внимание при работе с текстами.
Работа с родственными словами
ЖАРА - ЖАРКО - ЖАРКИЕ
Слова, обозначающие одушевленные предметы
- Какие слова отвечают на вопрос «Что?»
- А какие слова отвечают на вопрос «Кто?»
- Что мы знаем о правописании сочетаний жи - ши?
6. Беседа «Животные», их происхождение. Какую пользу приносят животные? Древние животные на Земле были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву. И сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи и броненосцы. Вряд ли бы выжил древнейший человек, если бы не подружился бы с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогла охотиться. На лошади он ездил, перевозил груз, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал шерсть, пчелы - мед. Их оленьих рогов и даже змеиного яда человек научился делать лекарство. Тем не менее, человечество безжалостно истребил многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь ты не погубил без надобности ни одного животного, а сердце было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает и ходит.
7) Игра «Куда убежало начало у слова?»
…. вот …ло …роко
…. раф.. на …. знь
8) Чтение сказки «Осень на пороге» хором, затем по ролям
5. Подведение итогов урока
6. задание на дом
Цели урока:
Формировать навыки орфоэпически правильно, выразительного, беглого чтения, обучать умению работать с текстом, правильно писать сочетания жи - ши.
Работать над развитием связной, литературно - грамотной речи, способствовать развитию фонематического слуха.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний
1) Слого - звуковой анализ слова
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот)
- сколько слогов в слове «живот»? Какой слог стоит на первом месте?
- на втором?
- назовите звуки первого слога ([жы])
- какие буквы возьмем для составления этого слога? У кого какие мысли по этому поводу?
- охарактеризуйте звук [ж]. 9Всегда первый, звонкий)
- какой у него парный глухой согласный звук? Что о нем мы знаем? (звук[ш] тоже всегда твердый)
- а что мы знаем правописании сочетания ши в словах? (Всегда пишется с буквой «и»)
- Сочетание жи тоже пишется только с буквой И. Так какие же буквы возьмем для составления слога жи?
2) Написание букв Жж, Шш в прописи
3) Чтение с доски
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ежики, чижи,
Жи да Ши, Жи да Ши
С буквой И всегда пиши
Жирафы, мыши и моржи
- прочтите еще раз слова, которые отвечают на вопрос «Кто?» и обозначают одушевленные предметы
- Прочитайте текст на доске
Кружить, спешить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
Все сочетанья Жи и ШИ
Ты только с буквой И пиши!
- Какие слова обозначают действия предметов? С
- Что их объединяет? (В них есть сочетания «жи» или «ши», а еще мягкий знак)
Учитель открывает таблицу с написанием слов сочетаниями жи - ши
4) Списать с проговариванием в тетрадь с доски слова с сочетаниями жи - ши
5) Чтение «Русской азбуки»
Беседа о птицах и животных, котором приходится жить в неволе
Воспитывать чувство милосердия и сострадания
6) Письмо в прописи
Подчеркнуть сочетание жи
На нижней свободной строке дописать:
В реке ерши
Не забываем проводить орфографический разбор слов при записи предложений
7) Чтение в приложении «Буква за буквой» «Журавли летят»
- Поставьте вопросы к тексту
3. Постановка темы и цели урока
- сегодня на уроке мы будем сопоставлять звуки [ж] и [ш]
4. Работа с новыми текстами
1) Игра «Веселые звуки» (подчеркнутые слова выписать на доску)
На десятом этаже
Жили буквы Ж и Ш
То грустили, то смеялись,
И квартирами менялись
Каждый час.
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять - сено…(ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар…(тушили)
А журавль рыбу жарил
Шмель в цветах душистых … (шарил)
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая… (ушами)
2) Работа в прописи. Сопоставление звуков [ж] и [ш]
Шар - жар
Шил - жил
Письмо пар слов на свободной строчке
3) Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь»
- Как поступил мужик с медведем? (Обхитрил его)
- Правильно ли он поступил? (обманывать нехорошо)
- Какие чувства вызывает у вас эта сказка? (Сострадание к медведю)
- Ответы на вопросы к сказке
4) работа со слоговой таблицей
Чтение вслух хором, по одному
Сравнение произношения звонких, глухих согласных звуков
- Придумайте слова так, чтобы эти слоги стояли в начале слова. В середине. В конце (Жарил, кожа, пожар, шерсть, крушение, на суше)
- Чтение текстов
- Прочитайте еще раз предложение, расположенное над лентой букв.
- А теперь мы это предложение разобьем на два предложения. В каком значения я употребила слово «разобьем»? (разделим)
- Запись после анализа
- Пчела жужжит. Змея шипит
Выслушать сказку «Волк и семеро козлят»
5) Развитие навыков чтения, памяти, внимание при работе с текстами.
Работа с родственными словами
ЖАРА - ЖАРКО - ЖАРКИЕ
Слова, обозначающие одушевленные предметы
- Какие слова отвечают на вопрос «Что?»
- А какие слова отвечают на вопрос «Кто?»
- Что мы знаем о правописании сочетаний жи - ши?
6. Беседа «Животные», их происхождение. Какую пользу приносят животные? Древние животные на Земле были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву. И сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи и броненосцы. Вряд ли бы выжил древнейший человек, если бы не подружился бы с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогла охотиться. На лошади он ездил, перевозил груз, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал шерсть, пчелы - мед. Их оленьих рогов и даже змеиного яда человек научился делать лекарство. Тем не менее, человечество безжалостно истребил многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь ты не погубил без надобности ни одного животного, а сердце было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает и ходит.
7) Игра «Куда убежало начало у слова?»
…. вот …ло …роко
…. раф.. на …. знь
8) Чтение сказки «Осень на пороге» хором, затем по ролям
5. Подведение итогов урока
6. задание на дом
Жаңалықтар
Правописание сочетаний с шипящими
Cтроить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов
Школа. Звук и буква Ж и Ш
Солтүстік Қазақстан облысы, Петропавл қаласы, Қазақ мектеп - гимназиясының орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Сагдеева Алтын Жұмабекқызы
Мягкий и согласный звук Й
Атырауская область Средняя школа имени К. И. Сатпаева Классный руководитель: Родная Елена
Слог и правила переноса
Аманбаева Жанар Жумабековна Актюбинская область, г. Шалкар,Средняя школа №5
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.