Вода. Круговорот воды в природе
Разработка открытого урока по познанию мира в 4 классе
Тема: Вода. Круговорот воды в природе.
Цели: Сформировать представление о круговороте воды в природе как о непрерывном процессе; увязать понятие «круговорот воды» со свойствами воды (переход из одного состояния в другое), показать его роль в природе; Развивать речь, память, мышление, умение работать в команде; Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины, умение свои знания использовать на практике.
Сверхзадача: Сформировать у учащихся потребность в самостоятельном приобретении новых знаний.
Оборудование: Глобус, таблица «Круговорот воды в природе», оборудование для опытов, интерактивная доска, схемы, энциклопедия «Почемучка», учебник «Познание мира» (авторы: К.Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетова, И. Нугуманов, К. Жукешев).
План урока
1. Орг. момент (стих, глобус, тема, сверхзадача)
2. Ассоциация
3. Сообщение Айтжан Нурай.
4. НИЛ
5. Опыт№1 опыт№2 опыт№3 Опыт№4
6. Слайд «Свойства воды».
7. Загадка
8. Сообщения 4 штуки.
9. Слайд «Состояние воды».
10. ОПЫТ (круговорот воды )
11. Словарная работа
12. Круговорот воды в природе. Показ.
13. Сказка «Великан - водохлеб».
14. Обобщение: охрана и экономия воды
15. Домашнее задание
16. Рефлексия Стих.
17. Спасибо, оценки, конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о воде). – Посмотрите на глобус, если его быстро вращать, какой цвет преобладает? (Голубой). – Что это значит? (Вода занимает большую часть земного шара).
Тема нашего урока «Круговорот воды в природе». (слайд№1)
И главная задача нашего урока, самостоятельно приобрести новые знания. Рассказать что - нибудь интересное и незнакомое о воде классу. (слайд№2 )
И так начинаем наш урок. (слайд№3)
2. Введение в замысел урока.
- Подберите ассоциации к слову «вода». (речка, море, сок, умывальник, чай, …)
Сообщение на тему: Как известно без воды - «ни туды и ни сюды!» о том, где и кому необходима вода, подготовила нам Айтжан Нурай.
Океаны, моря, бесчисленные озёра и реки, речки… Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан - это что - то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! - Солнце всё лето греет его воду, а зимой прогретая вода отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на земле наступят такие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля… - Есть у Мирового океана и другая великая забота - поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. - Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. - Моря – океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов. Над ними кружат самолёты. Сверху заметил лётчик в воде большой косяк рыб, тут же по радио сообщает рыбакам: «Плывите сюда, забрасывайте сети – будет богатый улов!» - Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. - И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги… - А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. Суда везут по ним тяжёлые грузы и пассажиров. Громадные корабли держат путь в заморские страны, маленькие кораблики – к соседней пристани. - Без воды не замесить тесто на хлеб, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды! - Вот она какая незаменимая, вода! И верно – «без воды – ни туды и не сюды!».
Далее учитель предлагает обобщить имеющиеся уже знания.
- Представьте, что мы находимся в научно – исследовательской лаборатории (запись слова на доске с пояснением). (слайд№4) – Чем занимаются работники НИЛ? (проводят опыты, наблюдения, эксперименты)
Сегодня вы тоже – учёные и будете исследовать свойства воды. Каждая группа получает своё задание и оборудование для опыта. Ваша задача чётко, быстро, дружно выполнить задание, сделать вывод и доложить классу о проведённой работе. ( Частично - поисковый метод, деловая игра).
Опыт№1. Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Сделайте вывод. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью определите цвет воды. Какого цвета вода? Сделайте вывод. (слайд№5) Вывод: Мы опустили в стакан с водой ложку, она хорошо видна, - это говорит о том, что вода прозрачная. Потом стакан с водой мы по очереди ставили на цветные полоски бумаг, и вода постоянно меняла свой цвет, это зависело от цвета бумаги, из этого следует, что вода бесцветная.
Опыт№2. Когда мама печёт пироги, запах ты чувствуешь. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод. Как определить запах воды? (слайд№6) Вывод: Чтобы определить запах воды, её можно понюхать и ещё для сравнения можно взять сок, чай, айран. Мы понюхали и сделали вывод, вода без запаха
Опыт№3 Насыпь в один стакан соль, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай воду. Что можно заметить? Сделай вывод. (слайд№7) Вывод: Мы насыпали в стаканы соль и мел, помешали, мел и соль растворились в воде. Из этого мы сделали вывод, что вода растворяет.
Опыт№4 Что произойдёт с водой если её вылить из посуды? Что будет происходить с этой водой если наклонить эту поверхность? Можно ли воду перелить из одной посуды в другую? О каком свойстве воды можно сказать в данном случае? Сделай вывод. (слайд№8) Вывод: Если воду вылить на пол, она растечётся. Если стакан наклонить то вода выльется. Воду можно перелить из одной посуды в другую. Это говорит о том, что вода текучая.
(По ходу ответов детей учитель записывает свойства)
А теперь проверим правильно ли вы определили свойства воды? (слайд№9)
(- Проверка выполненной работы проводится по слайду, который демонстрируется на компьютере.)
Свойства воды
↓
Без вкуса
Без запаха
Прозрачная
Бесцветная
Текучая
Испаряется
Растворяет
3. Формирование новых знаний (беседа) Отгадайте загадку.
Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
- О каких состояниях воды говорится в загадке? ( жидком, твёрдом, газообразном.)
- От чего состоит различное состояние воды? (От температуры воздуха)
- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? (при температуре ниже нуля градусов)
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Снег, лёд, сосульки, айсберги)
(Ученики зачитывают свои сообщения)
- Сейчас девочки зачитают подготовленные сообщения
Как выросли облака.
А как же получаются облака высоко в небе?
Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.
Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый водяной пар.
А там, наверху, далеко от земли, холодно.
Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет.
Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто - то разбросал там кусочки ваты.
Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу.
Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.
Что случилось с водяным паром.
А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет?
А вот что.
Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман.
Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится.
Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы.
Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в иней. Иней – это замёрзшая роса.
Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.
Снег – что это такое?
Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому - то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
Тема: Вода. Круговорот воды в природе.
Цели: Сформировать представление о круговороте воды в природе как о непрерывном процессе; увязать понятие «круговорот воды» со свойствами воды (переход из одного состояния в другое), показать его роль в природе; Развивать речь, память, мышление, умение работать в команде; Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Родины, умение свои знания использовать на практике.
Сверхзадача: Сформировать у учащихся потребность в самостоятельном приобретении новых знаний.
Оборудование: Глобус, таблица «Круговорот воды в природе», оборудование для опытов, интерактивная доска, схемы, энциклопедия «Почемучка», учебник «Познание мира» (авторы: К.Жунусова, А. Бирмагамбетов, К. Аймагамбетова, И. Нугуманов, К. Жукешев).
План урока
1. Орг. момент (стих, глобус, тема, сверхзадача)
2. Ассоциация
3. Сообщение Айтжан Нурай.
4. НИЛ
5. Опыт№1 опыт№2 опыт№3 Опыт№4
6. Слайд «Свойства воды».
7. Загадка
8. Сообщения 4 штуки.
9. Слайд «Состояние воды».
10. ОПЫТ (круговорот воды )
11. Словарная работа
12. Круговорот воды в природе. Показ.
13. Сказка «Великан - водохлеб».
14. Обобщение: охрана и экономия воды
15. Домашнее задание
16. Рефлексия Стих.
17. Спасибо, оценки, конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о воде). – Посмотрите на глобус, если его быстро вращать, какой цвет преобладает? (Голубой). – Что это значит? (Вода занимает большую часть земного шара).
Тема нашего урока «Круговорот воды в природе». (слайд№1)
И главная задача нашего урока, самостоятельно приобрести новые знания. Рассказать что - нибудь интересное и незнакомое о воде классу. (слайд№2 )
И так начинаем наш урок. (слайд№3)
2. Введение в замысел урока.
- Подберите ассоциации к слову «вода». (речка, море, сок, умывальник, чай, …)
Сообщение на тему: Как известно без воды - «ни туды и ни сюды!» о том, где и кому необходима вода, подготовила нам Айтжан Нурай.
Океаны, моря, бесчисленные озёра и реки, речки… Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан - это что - то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! - Солнце всё лето греет его воду, а зимой прогретая вода отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на земле наступят такие морозы, что погибнет всё живое: и звери, и птицы, и леса, и поля… - Есть у Мирового океана и другая великая забота - поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. - Но вода не только всех поит, она ещё и кормит. - Моря – океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов. Над ними кружат самолёты. Сверху заметил лётчик в воде большой косяк рыб, тут же по радио сообщает рыбакам: «Плывите сюда, забрасывайте сети – будет богатый улов!» - Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. - И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги… - А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога. Суда везут по ним тяжёлые грузы и пассажиров. Громадные корабли держат путь в заморские страны, маленькие кораблики – к соседней пристани. - Без воды не замесить тесто на хлеб, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды! - Вот она какая незаменимая, вода! И верно – «без воды – ни туды и не сюды!».
Далее учитель предлагает обобщить имеющиеся уже знания.
- Представьте, что мы находимся в научно – исследовательской лаборатории (запись слова на доске с пояснением). (слайд№4) – Чем занимаются работники НИЛ? (проводят опыты, наблюдения, эксперименты)
Сегодня вы тоже – учёные и будете исследовать свойства воды. Каждая группа получает своё задание и оборудование для опыта. Ваша задача чётко, быстро, дружно выполнить задание, сделать вывод и доложить классу о проведённой работе. ( Частично - поисковый метод, деловая игра).
Опыт№1. Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Сделайте вывод. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью определите цвет воды. Какого цвета вода? Сделайте вывод. (слайд№5) Вывод: Мы опустили в стакан с водой ложку, она хорошо видна, - это говорит о том, что вода прозрачная. Потом стакан с водой мы по очереди ставили на цветные полоски бумаг, и вода постоянно меняла свой цвет, это зависело от цвета бумаги, из этого следует, что вода бесцветная.
Опыт№2. Когда мама печёт пироги, запах ты чувствуешь. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод. Как определить запах воды? (слайд№6) Вывод: Чтобы определить запах воды, её можно понюхать и ещё для сравнения можно взять сок, чай, айран. Мы понюхали и сделали вывод, вода без запаха
Опыт№3 Насыпь в один стакан соль, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай воду. Что можно заметить? Сделай вывод. (слайд№7) Вывод: Мы насыпали в стаканы соль и мел, помешали, мел и соль растворились в воде. Из этого мы сделали вывод, что вода растворяет.
Опыт№4 Что произойдёт с водой если её вылить из посуды? Что будет происходить с этой водой если наклонить эту поверхность? Можно ли воду перелить из одной посуды в другую? О каком свойстве воды можно сказать в данном случае? Сделай вывод. (слайд№8) Вывод: Если воду вылить на пол, она растечётся. Если стакан наклонить то вода выльется. Воду можно перелить из одной посуды в другую. Это говорит о том, что вода текучая.
(По ходу ответов детей учитель записывает свойства)
А теперь проверим правильно ли вы определили свойства воды? (слайд№9)
(- Проверка выполненной работы проводится по слайду, который демонстрируется на компьютере.)
Свойства воды
↓
Без вкуса
Без запаха
Прозрачная
Бесцветная
Текучая
Испаряется
Растворяет
3. Формирование новых знаний (беседа) Отгадайте загадку.
Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
- О каких состояниях воды говорится в загадке? ( жидком, твёрдом, газообразном.)
- От чего состоит различное состояние воды? (От температуры воздуха)
- При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое? (при температуре ниже нуля градусов)
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Снег, лёд, сосульки, айсберги)
(Ученики зачитывают свои сообщения)
- Сейчас девочки зачитают подготовленные сообщения
Как выросли облака.
А как же получаются облака высоко в небе?
Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.
Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый водяной пар.
А там, наверху, далеко от земли, холодно.
Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет.
Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто - то разбросал там кусочки ваты.
Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу.
Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.
Что случилось с водяным паром.
А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет?
А вот что.
Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман.
Будто облако легло на землю.
Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться.
А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится.
Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы.
Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в иней. Иней – это замёрзшая роса.
Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.
Снег – что это такое?
Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому - то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Вода круговорот воды в природе разработка открытого урока по познанию мира в 4 классе дүниетанудан ашық сабақ
Жаңалықтар
Урок познания мира во 2 – м классе по теме Вода
дать расширенное представление о воде, о её свойствах, значении в природе и жизни человека.
Детёныши животных
Алматы қаласы, Қ. А. Яссауи атындағы №123 мектеп - гимназиясының бастауыш сынып мұғалімі Ерланова Ш.А.
Мировой океан и его части
Жамбылская область, Шуский район, сш. им. Бауыржан Момышулы учительница географии Балакишева Аида Жабировна
Вода в природе и его свойства. Облака и туман
Средняя общеобразовательная школа №6 города Атырау учитель начальных классов Жумабаева Майра Кенесовна
Урок познания мира во 2 классе. Вода. Свойства воды.
Игнатова Н. А. - учитель начальных классов частная школа «Сымбат»
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.