Пути совершенствования предметов эстетического цикла, развития художественной самодеятельности и участия школьников в культурно-массовых мероприяти
Тема: «Пути совершенствования предметов эстетического цикла, развития художественной самодеятельности и участия школьников в культурно - массовых мероприятиях»
Актуальнейшая цель современной школы - воспитание эстетической развитой, творческой личности, способной к социальной деятельности, наследующий и понимающий опыт традиционных культур, созидающих целостного человека, важнейшей составляющей личности целостного человека являются его творческие созидательные способности: Музыка, как важнейшая часть общей культуры, способна воспитать эмоциональную отзывчивость, способна эстетически оформить внутреннюю жизнь личности и стать одним из способов самовыражения и общения людей.
«Развивать заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть значит укрепить духовные силы человека, помочь ему найти самого себя... Помочь человеку в его исканиях собственной сути, обнаружить и развить его глубинные стремления, способности и тем самым придать ему новые духовные силы для подлинной жизни - это важнейшая цель образования», сказано в Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан.
Цель обучения музыке: развить индивидуальные музыкальные способности детей на базе традиционной музыкальной культуры и подготовить учащихся к овладению различными жанрами музыкальной культуры во всем его богатстве.
В соответствии с выдвинутой целью предлагаются следующие задачи:
- воспитание нравственно - экономической отзывчивости, развитие эмоциональности, фантазии, воображения при воспитании музыкальных произведений;
- развитие эстетического вкуса детей, интереса и любви к музыке;
- ознакомление детей с основами традиционной музыкальной культуры в связи с другими видами искусств и с жизнью и бытом народа;
- приобретение начальных сведений о средствах музыкальной выразительности и основах музыкальной грамоты;
- формирование музыкальной деятельности детей / желания и умения заниматься музыкой творческой активности /.
ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВТЕЛЬНОСТИ заключается в освоении музыкального искусства в историческом ракурсе. Дети в процессе музыкальных занятий как бы проходят сами исторический путь развития музыкального искусства от возникновения первых музыкальных звуков и интонаций и до современных музыкальных явлений, что соотносится с принципом «от простого к сложному». Так, начальным этапом становится практические и слуховые освоения физических качеств музыкального звука. Дети вслушиваются и пытаются сравнивать музыкальные и немузыкальные звуки, пытаются воспроизвести голосом один из музыкальных звуков, почувствовать его красоту, окраску.
Следующий этап - освоение интонации из двух звуков: интонация «зова», «вздоха», «утверждения», «вопроса», «ответа», «приказа», «удивления» и т. п. дети слушают примеры из музыкальных произведений с ярко выраженной интонацией / песни «Кукушка», колыбельные, образцы обрядовых песен и
Затем происходит постепенное расширение звукоряда, осваиваются по - певки и песни из трех, четырех, пяти звуков и т. д.
Параллельно дети осваивают возможности звукоподражанию в музыке: изображение явлений природы / дождь, ветер, гром т. д. /, звукопроявления животных / голоса птиц, животных, топот коня и т. д. /, изображения предметов и явлений / звуки поезда, автомобиля, звоны и т. д. /, подражания разговорной речи / речитативные напевы и эпические мелодии в инструментальной музыке /.
Основой музыкальных знаний является социальная сущность музыки. Важным элементом каждого урока должны быть беседы с музыкальными иллюстрациями и прослушиванием более целостных фрагментов музыкальных произведений на темы связи с жизнью и бытом народы. Необходимо научное обоснование ознакомление детей с основными жанрами музыкального искусства - эпос, лирика, моторные жанры / или жанры движения/.
В соответствии с этим беседы должны быть посвящены следующим те - мам:
1. «Музыка рассказывает, показывает, рисует окружающий мир» эпические жанры и звукообразовательная музыка;
2. «Музыка выражает наши чувства, настроения, характеры, наше отношение к окружающим явлениям»;
3. Музыка организует наши действия, наши движения различные моторные жанры, танцы, марши, колыбельные, обрядовые и функциональная музыка.
Названные темы являются ключевыми положениями, которые должны усвоены учащимися и активно применяться при слуховом анализе музыки, а также при сочинении импровизации «Нарисуйте музыкой дождик, шелест листьев..., «Выразите в нении грусть, мечтательность...», «Спойте гак, чтобы заснули или захотели танцевать». Выбор именно данных ключевых положений соответствует идее развивающего обучения, так как эти установки действуют на самых различных уровнях музыкального искусства, а также в различных областях и видах музыки: в музыке фольклорного типа, в менестрельной музыке, в традиционной канонической импровизации и в опускной музыке европейской школы /классификация Т. Чередниченко/.
Программа учитывает многонациональный состав и этическую неоднородность различных регионов РК. В связи с этим в программе предлагается обязательная для всех школ РК часть музыкального материала для слушания и певческого репертуара, основанная на традиционной казахской и современной музыке, и свободная часть, где учитель, исходя из конкретного национального состава, может варьировать музыкальным материалам. В программе предлагаются возможные образцы музыкальных произведений народов нашей республики.
Нотная грамота и другие частные знания из области теории музыки даются по мере необходимости, как вспомогательные средства в развитии слушательской культуры и музыкально - исполнительских навыков.
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА тесно связан с идеей развивающего обучения и предлагает активное использование на уроках различного рода музыкальных игр, импровизаций, сочинения мелодий, песен, создание ритмического аккомпанемента к исполняемой музыке, выражения впечатлений через другие виды искусства: рисование, танцы, сочинение сказок и стихов.
Углублять знания учащихся в отношении взаимосвязи народного поэтического, музыкального, инструментального творчества с помощью образцов фольклора.
Повествовательные жанры - эпос, терме, толгау, акынские жанры - пер - вые шаги участников в мир традиционной культуры. В соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями вводятся темы, имеющие отношение к самым серьезным и глубоким пластам казахской культуры. Ведь эпос, творчество акынов - кладезь философских эстетических и этических взглядов народа это многовековая жизнь и история, воплощенная в традиционных музыкально - поэтических формах. Поэтому и место айтыса в процессе воспитания подрастающего поколения особое. Акыны в айтысе призывают беречь и защищать родную природу, любить свою Родину, воспитывать в молодежи качества - человечность. Существуя в течение долгих веков, искусство айтыса и сейчас не потеряло своего значения, оно развивается, обогащается, совершенствуется.
Обращение к этому искусству в стенах школы, на уроках имеет большой смысл.
У тартыса есть своя древняя традиция, исполнительские особенности, история. На уроках учащиеся знакомятся с тремя видами тартыса: состязанием в исполнительском мастерстве, состязанием в композиторском мастерстве, состязанием в точном повторении только что прослушанного кюя.
Искусство кюя - духовное наследие народа, дошедшее до нас через столетия. Будучи неотрывной частью жизни, инструментальная музыка и сейчас является мощным орудием воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, наша задача учителей музыки, приобщать школьников к участию в художественной самодеятельности, к участию в культурно - массовых мероприятиях.
Актуальнейшая цель современной школы - воспитание эстетической развитой, творческой личности, способной к социальной деятельности, наследующий и понимающий опыт традиционных культур, созидающих целостного человека, важнейшей составляющей личности целостного человека являются его творческие созидательные способности: Музыка, как важнейшая часть общей культуры, способна воспитать эмоциональную отзывчивость, способна эстетически оформить внутреннюю жизнь личности и стать одним из способов самовыражения и общения людей.
«Развивать заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть значит укрепить духовные силы человека, помочь ему найти самого себя... Помочь человеку в его исканиях собственной сути, обнаружить и развить его глубинные стремления, способности и тем самым придать ему новые духовные силы для подлинной жизни - это важнейшая цель образования», сказано в Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан.
Цель обучения музыке: развить индивидуальные музыкальные способности детей на базе традиционной музыкальной культуры и подготовить учащихся к овладению различными жанрами музыкальной культуры во всем его богатстве.
В соответствии с выдвинутой целью предлагаются следующие задачи:
- воспитание нравственно - экономической отзывчивости, развитие эмоциональности, фантазии, воображения при воспитании музыкальных произведений;
- развитие эстетического вкуса детей, интереса и любви к музыке;
- ознакомление детей с основами традиционной музыкальной культуры в связи с другими видами искусств и с жизнью и бытом народа;
- приобретение начальных сведений о средствах музыкальной выразительности и основах музыкальной грамоты;
- формирование музыкальной деятельности детей / желания и умения заниматься музыкой творческой активности /.
ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВТЕЛЬНОСТИ заключается в освоении музыкального искусства в историческом ракурсе. Дети в процессе музыкальных занятий как бы проходят сами исторический путь развития музыкального искусства от возникновения первых музыкальных звуков и интонаций и до современных музыкальных явлений, что соотносится с принципом «от простого к сложному». Так, начальным этапом становится практические и слуховые освоения физических качеств музыкального звука. Дети вслушиваются и пытаются сравнивать музыкальные и немузыкальные звуки, пытаются воспроизвести голосом один из музыкальных звуков, почувствовать его красоту, окраску.
Следующий этап - освоение интонации из двух звуков: интонация «зова», «вздоха», «утверждения», «вопроса», «ответа», «приказа», «удивления» и т. п. дети слушают примеры из музыкальных произведений с ярко выраженной интонацией / песни «Кукушка», колыбельные, образцы обрядовых песен и
Затем происходит постепенное расширение звукоряда, осваиваются по - певки и песни из трех, четырех, пяти звуков и т. д.
Параллельно дети осваивают возможности звукоподражанию в музыке: изображение явлений природы / дождь, ветер, гром т. д. /, звукопроявления животных / голоса птиц, животных, топот коня и т. д. /, изображения предметов и явлений / звуки поезда, автомобиля, звоны и т. д. /, подражания разговорной речи / речитативные напевы и эпические мелодии в инструментальной музыке /.
Основой музыкальных знаний является социальная сущность музыки. Важным элементом каждого урока должны быть беседы с музыкальными иллюстрациями и прослушиванием более целостных фрагментов музыкальных произведений на темы связи с жизнью и бытом народы. Необходимо научное обоснование ознакомление детей с основными жанрами музыкального искусства - эпос, лирика, моторные жанры / или жанры движения/.
В соответствии с этим беседы должны быть посвящены следующим те - мам:
1. «Музыка рассказывает, показывает, рисует окружающий мир» эпические жанры и звукообразовательная музыка;
2. «Музыка выражает наши чувства, настроения, характеры, наше отношение к окружающим явлениям»;
3. Музыка организует наши действия, наши движения различные моторные жанры, танцы, марши, колыбельные, обрядовые и функциональная музыка.
Названные темы являются ключевыми положениями, которые должны усвоены учащимися и активно применяться при слуховом анализе музыки, а также при сочинении импровизации «Нарисуйте музыкой дождик, шелест листьев..., «Выразите в нении грусть, мечтательность...», «Спойте гак, чтобы заснули или захотели танцевать». Выбор именно данных ключевых положений соответствует идее развивающего обучения, так как эти установки действуют на самых различных уровнях музыкального искусства, а также в различных областях и видах музыки: в музыке фольклорного типа, в менестрельной музыке, в традиционной канонической импровизации и в опускной музыке европейской школы /классификация Т. Чередниченко/.
Программа учитывает многонациональный состав и этическую неоднородность различных регионов РК. В связи с этим в программе предлагается обязательная для всех школ РК часть музыкального материала для слушания и певческого репертуара, основанная на традиционной казахской и современной музыке, и свободная часть, где учитель, исходя из конкретного национального состава, может варьировать музыкальным материалам. В программе предлагаются возможные образцы музыкальных произведений народов нашей республики.
Нотная грамота и другие частные знания из области теории музыки даются по мере необходимости, как вспомогательные средства в развитии слушательской культуры и музыкально - исполнительских навыков.
ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА тесно связан с идеей развивающего обучения и предлагает активное использование на уроках различного рода музыкальных игр, импровизаций, сочинения мелодий, песен, создание ритмического аккомпанемента к исполняемой музыке, выражения впечатлений через другие виды искусства: рисование, танцы, сочинение сказок и стихов.
Углублять знания учащихся в отношении взаимосвязи народного поэтического, музыкального, инструментального творчества с помощью образцов фольклора.
Повествовательные жанры - эпос, терме, толгау, акынские жанры - пер - вые шаги участников в мир традиционной культуры. В соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями вводятся темы, имеющие отношение к самым серьезным и глубоким пластам казахской культуры. Ведь эпос, творчество акынов - кладезь философских эстетических и этических взглядов народа это многовековая жизнь и история, воплощенная в традиционных музыкально - поэтических формах. Поэтому и место айтыса в процессе воспитания подрастающего поколения особое. Акыны в айтысе призывают беречь и защищать родную природу, любить свою Родину, воспитывать в молодежи качества - человечность. Существуя в течение долгих веков, искусство айтыса и сейчас не потеряло своего значения, оно развивается, обогащается, совершенствуется.
Обращение к этому искусству в стенах школы, на уроках имеет большой смысл.
У тартыса есть своя древняя традиция, исполнительские особенности, история. На уроках учащиеся знакомятся с тремя видами тартыса: состязанием в исполнительском мастерстве, состязанием в композиторском мастерстве, состязанием в точном повторении только что прослушанного кюя.
Искусство кюя - духовное наследие народа, дошедшее до нас через столетия. Будучи неотрывной частью жизни, инструментальная музыка и сейчас является мощным орудием воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, наша задача учителей музыки, приобщать школьников к участию в художественной самодеятельности, к участию в культурно - массовых мероприятиях.
Жаңалықтар
Воспитание полиязычной личности – требование времени
Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели. Внедрение в учебно - воспитательный процесс обучения на трёх языках – это значительный шаг вперёд в направление реализации концепции развития образования
Духовно – нравственное развитие личности студента
Мангистауская область, город Актау, педагог – психолог Мангистауского гуманитарного колледжа Мусрепова Хадича Культасовна
Эстетическое развитие детей в летних оздоровительных лагерях
Преподователь декоративно - прикладного и изобразительго искусства Дауытова Гуля Ауытовна
Семинар – практикум: «Понять. Осознать. Принять»
Шығыс Қазақстан облысы, Семей қаласы, №2 мектеп Жакееева Жанат Алимжанқызы
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Средняя школа им. Т. Г. Шевченко Саршина Алия Макатаевна
Духовно - нравственное воспитание учащихся начальных классов
Ақтөбе облысы, Шалқар қаласы, № 5 орта мектебінің оқу ісі орынбасары Қали Раушан Досымқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.