Урок литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"
Урок литературы в 9 классе по произведению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Задачи урока: образовательная – расширить знания учащихся о М. Лермонтове, раскрыть идейное содержание стихотворения «Три пальмы»;
развивающая – развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;
воспитательная – побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование, наглядные пособия: портрет М. Лермонтова, аудиозапись стихотворения «Три пальмы»
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный.
Ход урока
І. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
ІІ. Проверка домашнего задания. Отгадайте героев повести «Капитанская дочка».
1. «Сидел под образом в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». (Пугачев)
2. «Ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников»(Соколов)
3. «... молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым но чрезвычайно живым...» (Швабрин )
4. «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной..» (П. Гринев)
5. «Он был необразованный и простой, но самый добрый и честный. (Иван Кузьмич Миронов)
6. «... сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и
почтительно пропустили Марью Ивановну». (Екатерина II)
7. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…». (Екатерина II)
8. «Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется»? (Маша)
ІІІ. Объяснение новой темы.
А) Рассказ учителя о М. Ю. Лермонтове. Рассказ сопровождается показом портрета М. Ю. Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Именно там он слышал от крестьян предания и песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.
Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел. Когда Лермонтов учился в Московском благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. Лермонтов, как и многие другие, любил стихотворения и поэмы Пушкина.
Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными крупными литературными произведениями. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. В 27 лет Лермонтов погиб на дуэли. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
В) Чтение учениками стихотворения «Три пальмы».
ІV. Выполнение заданий для закрепления темы урока.
А) Разделим стихотворение на части и представим картины, описанные поэтом.
1. Пальмы.
2. Караван.
3. Пепел.
Б) Вопросно - ответная беседа с учениками.
Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
Кто главные герои стихотворения?
О чем мечтали пальмы до прихода каравана?
Как проходит их жизнь?
Почему пальмы недовольны своей жизнью?
Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?
При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
Что мы узнаем дальше из стихотворения?
Что же случилось с наступлением вечера?
Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?
С кем сравнивает пальмы Лермонтов?
С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?
Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?
Как развивались дальнейшие события?
Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?
Почему вместе с пальмами исчез и родник?
Что вы можете сказать о поступке этих людей?
А вы оправдываете этих людей? Почему?
Что было ценно для этих людей? Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
Чем являлся для путешественников этот оазис?
Как обошлись с этой ценностью люди?
Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?
Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?
Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.
Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?
О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении?
Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?
В чём главная мысль произведения?
В) Повторное чтение учениками стихотворения Лермонтова.
V. Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы»
Задачи урока: образовательная – расширить знания учащихся о М. Лермонтове, раскрыть идейное содержание стихотворения «Три пальмы»;
развивающая – развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;
воспитательная – побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.
Оборудование, наглядные пособия: портрет М. Лермонтова, аудиозапись стихотворения «Три пальмы»
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный.
Ход урока
І. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
ІІ. Проверка домашнего задания. Отгадайте героев повести «Капитанская дочка».
1. «Сидел под образом в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». (Пугачев)
2. «Ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников»(Соколов)
3. «... молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым но чрезвычайно живым...» (Швабрин )
4. «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной..» (П. Гринев)
5. «Он был необразованный и простой, но самый добрый и честный. (Иван Кузьмич Миронов)
6. «... сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и
почтительно пропустили Марью Ивановну». (Екатерина II)
7. «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…». (Екатерина II)
8. «Трусиха…До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется»? (Маша)
ІІІ. Объяснение новой темы.
А) Рассказ учителя о М. Ю. Лермонтове. Рассказ сопровождается показом портрета М. Ю. Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Детство провел в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. Именно там он слышал от крестьян предания и песни об Иване Грозном, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, об Отечественной войне 1812 года. В барской усадьбе и селах мальчик видел народные праздники, развлечения, песни и пляски.
Бабушка возила Лермонтова для лечения на Кавказ, потому что мальчик часто болел. Когда Лермонтов учился в Московском благородном пансионе, он участвовал в собраниях литературного общества, где воспитанники читали свои стихи и переводы. Лермонтов, как и многие другие, любил стихотворения и поэмы Пушкина.
Во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге Лермонтов начал работать над собственными крупными литературными произведениями. В 1837 году на смерть А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», за что был сослан на Кавказ. В 27 лет Лермонтов погиб на дуэли. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".
Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
В) Чтение учениками стихотворения «Три пальмы».
ІV. Выполнение заданий для закрепления темы урока.
А) Разделим стихотворение на части и представим картины, описанные поэтом.
1. Пальмы.
2. Караван.
3. Пепел.
Б) Вопросно - ответная беседа с учениками.
Какую роль играет в стихотворении олицетворение?
Кто главные герои стихотворения?
О чем мечтали пальмы до прихода каравана?
Как проходит их жизнь?
Почему пальмы недовольны своей жизнью?
Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?
При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
Что мы узнаем дальше из стихотворения?
Что же случилось с наступлением вечера?
Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы?
С кем сравнивает пальмы Лермонтов?
С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?
Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода?
Как развивались дальнейшие события?
Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?
Почему вместе с пальмами исчез и родник?
Что вы можете сказать о поступке этих людей?
А вы оправдываете этих людей? Почему?
Что было ценно для этих людей? Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
Чем являлся для путешественников этот оазис?
Как обошлись с этой ценностью люди?
Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?
Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?
Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.
Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?
О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении?
Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?
В чём главная мысль произведения?
В) Повторное чтение учениками стихотворения Лермонтова.
V. Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение «Три пальмы»
Жаңалықтар
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Смерть поэта
город Атырау, Лингвистическая школа - гимназия № 34 учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Стрекоза и Муравей
Кызылординская область, Жанакорганский район, село Бесарык, средняя школа №54 имени Ж. Кыдырова Учитель русского языка и литературы Асем Рзаева
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.