Смерть поэта
Разработка урока по русской литературе для 10 класса, к юбилею
М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Класс: 10
Предмет: Русская литература
Учебно - воспитательные задачи:
1. Углубить знания учащихся о жизни поэта.
2. Познакомить с содержанием стихотворения «Смерть поэта». Добиться у учащихся понятия смысла стиха и проникнуться его настроением.
3. Воспитать у учащихся любовь к поэту.
Цель: Развить навыка выразительного чтения стихотворения, уметь анализировать текст.
Методы: Словесный, ролевые игры, объяснительно – иллюстративный, групповая.
Тип урока: Урок - рассуждение
Наглядные пособия: Эпиграф, опорная схема, портреты А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
иллюстрация картин, хронологическая таблица.
Эпиграф: «Достойный преемник Пушкина»
Ход урока
I. Организационный момент
Настроить учащихся к уроку
II. Стадия вызова.
1. Сцена «Дуэль».
Выходит секундант: «Господа, выберите орудие!» Пушкин и Дантес подходят, отчитывают 10 шагов и по команде «Пли!» стреляют. Пушкин падает ранимый в живот.
2. Вступительная беседа.
- Что вы видели на сцене?
- Как вы думаете, между кем и кем состоялся дуэль?
- Зачем Пушкин стрелялся с Дантесом? ( Хотел защитить честь жены, так как Дантес
опутал её клеветой).
- В чьих ещё интересах был этот дуэль? ( В интересах царя и Бикендорфа)
- Почему они хотели этого убийства?
( Потому что Пушкин был против царя. Он горячо и страстно протестовал против
жестокости, против угнетения человека человеком и гневно осуждал деспотизм,
который стремиться умертвить, уничтожить любое вольнодумство)
- Когда умер Пушкин? (29 января 1837)
3. Слово учителя:
- Ребята, мы закончили изучение творчества А. С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с
жизнью и литературной деятельностью русского поэта М. Ю. Лермонтова.
- Обратимся к эпиграфу урока. «Достойный преемник Пушкина»
- Выделите ключевые слова. Какие задачи будем решать?
4. Сообщение темы и цель урока.
- Задача нашего урока заключается в том, что мы должны глубоко проникнуть в творческую лабораторию поэта, последовательно, шаг за шагом – к своей трагической гибели.
- Запишите тему нашего урока: М. Ю. Лермонтов « Смерть поэта»
III. Переход к изучаемой теме.
Мозговой штурм. « Покопаемся в памяти».
1. Учитель: Услышав о смерти Пушкина, поклониться его телу пришёл и молодой Лермонтов.
- Что мы знаем о Лермонтове?
- Какие стихи вы изучали в 8 и 9 классе?
- Кто вспомнит стихотворение «Парус»?
( чтение стихотворение учеником)
- Какая тема звучит в стихотворении? (тема одиночества)
Учитель: Действительно, поэт был один в своей жизни. Он как парус метался, искал борьбы. Но борьбой его были стихи.
2. Работа по опорной схеме. Учащиеся заранее готовятся дома.( групповая работа. )
Учитель: - Чтобы глубоко узнать Лермонтова, давайте хронологически пройдемся по пути его жизни. ( Групповая работа, заполнение хронологической таблицы в тетради)
1 группа: Детство. Переезд в Москву
2 группа: Петербург. Школа гвардейских прапорщиков.
3 группа: Первая ссылка на Кавказ
4 группа: Вторая ссылка на Кавказ. Смерть поэта.
VI. Стадия осмысления. Работа над содержанием стихотворения «Смерть поэта»
1 Слово учителя:
1837 год был памятным годом для Лермонтова. Смерть Пушкина потрясла поэта. И через несколько дней он пишет стихотворение, которое посвящает смерти Пушкина. За что был выслан на Кавказ. Стихотворение называется «Смерть поэта».
2. Знакомство с первыми набросками стихотворения поэта, написанное его рукой
в 1837 году.
3. Выразительное чтение стихотворения учителем или грамзапись.
- Послушайте, как звучит стихотворение.
4. Словарная работа
Выяснение лексического значения трудных слов (работа по учебнику).
Учитель: Лермонтов использует в стихотворении устаревшие слова: чело, уста, светоч, лепет, венец, невежда, мщенья, язвим, злата и т. д.
VI. Стадия размышления.
1. Анализ содержания текста. (работа по группам)
1 группа: - О чем это стихотворение? (О смерти Пушкина)
- За что умер Пушкин? ( Не вынесла душа поэта…)
2 группа: - Что хотел Лермонтов сказать строками: « Убит, к чему теперь рыдания?»
- К кому он обращался со словами «Не вы ль его так злобно гнали?»
( к царю, к светскому обществу)
3 группа: - Как относится Лермонтов к убийцу Пушкина? ( С ненавистью, злобой,
с презрением. Он как бы осуждает его, назвав, прибывшим издалека.)
- Жалеет ли Лермонтов Пушкина? ( Жалея, осуждает его. Зачем от мирных нег…
Он вступил в этот свет, завистливый и душный…)
4 группа: - К кому Лермонтов обращается со словами «А вы надменные потомки…»
( К обществу, которые подчинялись беспрекословно приказам царя)
- Что говориться в последних словах? ( Что есть суд - это народ. Они покарают
убийц Пушкина)
Вывод:
Учитель: Лермонтов не знал, кто будет над обществом судьями. Но мы впоследствии
поймем, что это революция.
– Не зря Лермонтова называли «Достойным преемником Пушкина». Об этом
хорошо пишет известный ученый лермонтовед И. А. Андрошников. ( чтение
цитаты из учебника стр. 92)
- Лермонтов также как Пушкин был убит на дуэли.
VII. Рефлексия.
- Что запомнилось на уроке? Что было нового? Ваше отношение к поэту и стихотворению.
(Ученики делятся впечатлением о пройденном уроке).
VIII. Итог урока.
Заключительное слово учителя:
Заслуга Лермонтова велика. Он прославился не только в России, но и за его пределами. В этом году российский народ торжественно отмечал юбилей Лермонтова у его памятника в Москве. Здесь поэты читали стихи Лермонтова, посвящали им свои стихи.
( словесная работа по иллюстрации «Памятник М. Ю. Лермонтову в Москве», скульптор И. Д. Бродский).
Впервые Лермонтова открыл для казахского народа Абай Кунанбаев. Он сделал стихи близкими и понятными родному народу. Перевел несколько стихотворении, такие как «Бородино», « Горные вершины», « Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Утес», даже сочинил музыку, которая стала популярной песней казахского народа « Қаранғы түнде тау қалқып.»
IX. Домашнее задание.
Выразительное чтение, наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Класс: 10
Предмет: Русская литература
Учебно - воспитательные задачи:
1. Углубить знания учащихся о жизни поэта.
2. Познакомить с содержанием стихотворения «Смерть поэта». Добиться у учащихся понятия смысла стиха и проникнуться его настроением.
3. Воспитать у учащихся любовь к поэту.
Цель: Развить навыка выразительного чтения стихотворения, уметь анализировать текст.
Методы: Словесный, ролевые игры, объяснительно – иллюстративный, групповая.
Тип урока: Урок - рассуждение
Наглядные пособия: Эпиграф, опорная схема, портреты А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,
иллюстрация картин, хронологическая таблица.
Эпиграф: «Достойный преемник Пушкина»
Ход урока
I. Организационный момент
Настроить учащихся к уроку
II. Стадия вызова.
1. Сцена «Дуэль».
Выходит секундант: «Господа, выберите орудие!» Пушкин и Дантес подходят, отчитывают 10 шагов и по команде «Пли!» стреляют. Пушкин падает ранимый в живот.
2. Вступительная беседа.
- Что вы видели на сцене?
- Как вы думаете, между кем и кем состоялся дуэль?
- Зачем Пушкин стрелялся с Дантесом? ( Хотел защитить честь жены, так как Дантес
опутал её клеветой).
- В чьих ещё интересах был этот дуэль? ( В интересах царя и Бикендорфа)
- Почему они хотели этого убийства?
( Потому что Пушкин был против царя. Он горячо и страстно протестовал против
жестокости, против угнетения человека человеком и гневно осуждал деспотизм,
который стремиться умертвить, уничтожить любое вольнодумство)
- Когда умер Пушкин? (29 января 1837)
3. Слово учителя:
- Ребята, мы закончили изучение творчества А. С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с
жизнью и литературной деятельностью русского поэта М. Ю. Лермонтова.
- Обратимся к эпиграфу урока. «Достойный преемник Пушкина»
- Выделите ключевые слова. Какие задачи будем решать?
4. Сообщение темы и цель урока.
- Задача нашего урока заключается в том, что мы должны глубоко проникнуть в творческую лабораторию поэта, последовательно, шаг за шагом – к своей трагической гибели.
- Запишите тему нашего урока: М. Ю. Лермонтов « Смерть поэта»
III. Переход к изучаемой теме.
Мозговой штурм. « Покопаемся в памяти».
1. Учитель: Услышав о смерти Пушкина, поклониться его телу пришёл и молодой Лермонтов.
- Что мы знаем о Лермонтове?
- Какие стихи вы изучали в 8 и 9 классе?
- Кто вспомнит стихотворение «Парус»?
( чтение стихотворение учеником)
- Какая тема звучит в стихотворении? (тема одиночества)
Учитель: Действительно, поэт был один в своей жизни. Он как парус метался, искал борьбы. Но борьбой его были стихи.
2. Работа по опорной схеме. Учащиеся заранее готовятся дома.( групповая работа. )
Учитель: - Чтобы глубоко узнать Лермонтова, давайте хронологически пройдемся по пути его жизни. ( Групповая работа, заполнение хронологической таблицы в тетради)
1 группа: Детство. Переезд в Москву
2 группа: Петербург. Школа гвардейских прапорщиков.
3 группа: Первая ссылка на Кавказ
4 группа: Вторая ссылка на Кавказ. Смерть поэта.
VI. Стадия осмысления. Работа над содержанием стихотворения «Смерть поэта»
1 Слово учителя:
1837 год был памятным годом для Лермонтова. Смерть Пушкина потрясла поэта. И через несколько дней он пишет стихотворение, которое посвящает смерти Пушкина. За что был выслан на Кавказ. Стихотворение называется «Смерть поэта».
2. Знакомство с первыми набросками стихотворения поэта, написанное его рукой
в 1837 году.
3. Выразительное чтение стихотворения учителем или грамзапись.
- Послушайте, как звучит стихотворение.
4. Словарная работа
Выяснение лексического значения трудных слов (работа по учебнику).
Учитель: Лермонтов использует в стихотворении устаревшие слова: чело, уста, светоч, лепет, венец, невежда, мщенья, язвим, злата и т. д.
VI. Стадия размышления.
1. Анализ содержания текста. (работа по группам)
1 группа: - О чем это стихотворение? (О смерти Пушкина)
- За что умер Пушкин? ( Не вынесла душа поэта…)
2 группа: - Что хотел Лермонтов сказать строками: « Убит, к чему теперь рыдания?»
- К кому он обращался со словами «Не вы ль его так злобно гнали?»
( к царю, к светскому обществу)
3 группа: - Как относится Лермонтов к убийцу Пушкина? ( С ненавистью, злобой,
с презрением. Он как бы осуждает его, назвав, прибывшим издалека.)
- Жалеет ли Лермонтов Пушкина? ( Жалея, осуждает его. Зачем от мирных нег…
Он вступил в этот свет, завистливый и душный…)
4 группа: - К кому Лермонтов обращается со словами «А вы надменные потомки…»
( К обществу, которые подчинялись беспрекословно приказам царя)
- Что говориться в последних словах? ( Что есть суд - это народ. Они покарают
убийц Пушкина)
Вывод:
Учитель: Лермонтов не знал, кто будет над обществом судьями. Но мы впоследствии
поймем, что это революция.
– Не зря Лермонтова называли «Достойным преемником Пушкина». Об этом
хорошо пишет известный ученый лермонтовед И. А. Андрошников. ( чтение
цитаты из учебника стр. 92)
- Лермонтов также как Пушкин был убит на дуэли.
VII. Рефлексия.
- Что запомнилось на уроке? Что было нового? Ваше отношение к поэту и стихотворению.
(Ученики делятся впечатлением о пройденном уроке).
VIII. Итог урока.
Заключительное слово учителя:
Заслуга Лермонтова велика. Он прославился не только в России, но и за его пределами. В этом году российский народ торжественно отмечал юбилей Лермонтова у его памятника в Москве. Здесь поэты читали стихи Лермонтова, посвящали им свои стихи.
( словесная работа по иллюстрации «Памятник М. Ю. Лермонтову в Москве», скульптор И. Д. Бродский).
Впервые Лермонтова открыл для казахского народа Абай Кунанбаев. Он сделал стихи близкими и понятными родному народу. Перевел несколько стихотворении, такие как «Бородино», « Горные вершины», « Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Утес», даже сочинил музыку, которая стала популярной песней казахского народа « Қаранғы түнде тау қалқып.»
IX. Домашнее задание.
Выразительное чтение, наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта».
Жаңалықтар
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Урок литературы по произведению М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"
Қызылорда қаласы, Ж. Махамбетов ауылы, №143 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пән мұғалімі Сагинбаева Зина Пернебаевна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
А.С.Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра)
Тема. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра) Цель урока: Познакомить учащихся с лирикой А. С. Пушкина
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
В начале жизни школу помню я...
Актобе Преподаватель по русскому языку и литературе Шалтенова Баян Картовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.