Состав слова
Повторение темы «Состав слова»
Цель урока: Повторение основных сведений по словообразованию, отработка навыков использования полученных знаний в практике устной и письменной речи, разбивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать радоваться окружающим миром, чувство доброты, справедливости и честности.
Оборудование урока: рисунок, картинки, простые карандаши, компьютерные слайды, схема, таблица.
Тип урока: урок – конкурс
Методы урока: беседа, игру
Ход урока:
1. организационный момент
2. Слова учителя:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок – конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова», в лингвистике этот раздел называют «словообразование» - сложное слово, образовано сложением целых слов «слово» образовать.
Заключительный урок по теме «Состав слова». Я связала с лексической темой «Осень». Прежде чем начать наш урок разделимся на две команды. Это команды «Корень» и «Основа».
А девиз у нас общий. Давайте вместе повторим девиз:
«Тот кто знает части слова,
Тот - напишет их толково».
Начинает урок с отгадывания загадок
Разминка
1. Пришла без красок, и кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
2. Пустые поля, махнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
1 – конкурс «Я начну, а ты продолжи».
1. Из скольких частей состоит слово?
(Из двух – основа и окончание)
2. Что называется основой?
(Часть слова без окончания)
3. Какие части слова входят в основу?
(приставка, корень, суффикс)
4. Что такое суффикс и для чего он служит?
(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образование новых слов)
5. Что называется окончанием?
(Изменяемая часть слова)
6. Для чего служат окончания?
(Для связи слов в предложений)
7. Что называется корнем?
(Общая часть родственных слов, в нем заключено основная лексическое значение слова)
8. Что такое приставка и для чего служит?
(Часть слов, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
• Оценки
2 – этап конкурса «Тестовые задания» (7 мин) (Каждая группа получает рабочий лист с вопросами)
А сейчас мы переходим следующему конкурсу
3 – этап конкурса «Отгадайте слова»
1. Корень в слове «Снежинка», приставка в слове «подъехали», суффикс в слове
«лесник», окончание в слове «ученики».
Подснежники.
2. Приставка в слове «посмотрел», корень в слове «дороженька», суффикс в слове «лыжник».
Подснежник.
3. Корень в слове «въезд», суффикс в слове «книжка», приставка в слове «побежали», окончание в слове «доска».
Поездка.
4 – этап конкурса: Кластер. Найдите родственников. Работа в группах.
лет - ______, _____, ______, ______.
боль - ______, _____, ______, ______.
лес - ______, ______.
свет - ______, _____, ______, ______.
вход - ______, ______.
гор - ______, ______.
I. 1. лететь, летчик, полет, самолет.
2. больной, больно, больница, болеть.
3. лесник, лесной.
II. 1. светлый, светит, светло, рассвет.
2. входить, входной.
3. гора, горка, горный.
*Оценка
5 – этап конкурса «Собери слова». Составить слова и разобрать по составу.
I. 1. и, сад, ник, ов; - садовник
2. бел, по, а, к; - побелка
3. ушк, корм, а; - кормушка
4. щик, камен; - каменщик
II. 1. ют, про, клад, ыва; - прикладывают
2. на, строй, по; - постройка.
1. ник, стакан, под; - приморский
*Оценка
6 – этап Рефлексия. Выполнение разно уровненных заданий.
1. Закончи пословицы: Капитанам команд по очереди предлагаются найти вторую половинку пословицы. Переведите на казахский.
1 - Команда ----------------------------- 2 - Команда
1. Доброе слово лечит --------------- Злое калечить.
2. Добрые умирают ------------------- А худая бежит. Да дела их живут.
3. За доброго человека --------------- Сто рук.
4. Кто любит добрые дела ---------- Тому и жизнь мила.
2 – Команда ------------------------------ 1 – Команда
1. Не имей сто рублей ---------------- А имей 100 друзей.
2. Копейка -------- ----------------------- Рубль бережет
3. С копейки ----------------------------- Начинается миллион
4. Время ----------------------------------- Деньги
5. Хлебу мера ---------------------------- А деньгам счет
2. Стратегия Синквейн - это пяти срочная строка. Задача – написать стихи.
Команда «Корень». «Осень»
1. Осень
2. Золотая, дождливая
3. Учимся, гуляем, вспоминаем
4. Наступила поздняя осень
5. Прекрасная пора!
Команда «Основа». «Школа»
1. Школа.
2. Большая, красивая.
3. Учимся, читаем, узнаем новое
4. В школе мы получаем знания
5. Храм
3. «Аббревиатуры» - игра проводится с целью проверки знания детьми правил, определений. Учимся, предлагается расшифровать загадочное письмо.
1. П – Э Ч С К С перед К И С для О Н С Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образование новых слов.
2. О – Э И Ч С окончание – это изменяемая часть слова
3. КС это О Ч Р С корень слова – общая часть родственных слов
4. С это Ч С, КСПК и С для ОНС суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
5. ОЧ. С без О. Основа часть без окончания
7. Заключительное слово учителя:
- Ребята, на этом наш урок – конкурс закончен. Вы все хорошо проработали на уроке, справились со всеми трудностями. Спасибо вам за урок.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задания. Сочинение на тему «Осень»
10. Все вместе:
Вот момент настал прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Цель урока: Повторение основных сведений по словообразованию, отработка навыков использования полученных знаний в практике устной и письменной речи, разбивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать радоваться окружающим миром, чувство доброты, справедливости и честности.
Оборудование урока: рисунок, картинки, простые карандаши, компьютерные слайды, схема, таблица.
Тип урока: урок – конкурс
Методы урока: беседа, игру
Ход урока:
1. организационный момент
2. Слова учителя:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок – конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова», в лингвистике этот раздел называют «словообразование» - сложное слово, образовано сложением целых слов «слово» образовать.
Заключительный урок по теме «Состав слова». Я связала с лексической темой «Осень». Прежде чем начать наш урок разделимся на две команды. Это команды «Корень» и «Основа».
А девиз у нас общий. Давайте вместе повторим девиз:
«Тот кто знает части слова,
Тот - напишет их толково».
Начинает урок с отгадывания загадок
Разминка
1. Пришла без красок, и кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
2. Пустые поля, махнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
1 – конкурс «Я начну, а ты продолжи».
1. Из скольких частей состоит слово?
(Из двух – основа и окончание)
2. Что называется основой?
(Часть слова без окончания)
3. Какие части слова входят в основу?
(приставка, корень, суффикс)
4. Что такое суффикс и для чего он служит?
(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образование новых слов)
5. Что называется окончанием?
(Изменяемая часть слова)
6. Для чего служат окончания?
(Для связи слов в предложений)
7. Что называется корнем?
(Общая часть родственных слов, в нем заключено основная лексическое значение слова)
8. Что такое приставка и для чего служит?
(Часть слов, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
• Оценки
2 – этап конкурса «Тестовые задания» (7 мин) (Каждая группа получает рабочий лист с вопросами)
А сейчас мы переходим следующему конкурсу
3 – этап конкурса «Отгадайте слова»
1. Корень в слове «Снежинка», приставка в слове «подъехали», суффикс в слове
«лесник», окончание в слове «ученики».
Подснежники.
2. Приставка в слове «посмотрел», корень в слове «дороженька», суффикс в слове «лыжник».
Подснежник.
3. Корень в слове «въезд», суффикс в слове «книжка», приставка в слове «побежали», окончание в слове «доска».
Поездка.
4 – этап конкурса: Кластер. Найдите родственников. Работа в группах.
лет - ______, _____, ______, ______.
боль - ______, _____, ______, ______.
лес - ______, ______.
свет - ______, _____, ______, ______.
вход - ______, ______.
гор - ______, ______.
I. 1. лететь, летчик, полет, самолет.
2. больной, больно, больница, болеть.
3. лесник, лесной.
II. 1. светлый, светит, светло, рассвет.
2. входить, входной.
3. гора, горка, горный.
*Оценка
5 – этап конкурса «Собери слова». Составить слова и разобрать по составу.
I. 1. и, сад, ник, ов; - садовник
2. бел, по, а, к; - побелка
3. ушк, корм, а; - кормушка
4. щик, камен; - каменщик
II. 1. ют, про, клад, ыва; - прикладывают
2. на, строй, по; - постройка.
1. ник, стакан, под; - приморский
*Оценка
6 – этап Рефлексия. Выполнение разно уровненных заданий.
1. Закончи пословицы: Капитанам команд по очереди предлагаются найти вторую половинку пословицы. Переведите на казахский.
1 - Команда ----------------------------- 2 - Команда
1. Доброе слово лечит --------------- Злое калечить.
2. Добрые умирают ------------------- А худая бежит. Да дела их живут.
3. За доброго человека --------------- Сто рук.
4. Кто любит добрые дела ---------- Тому и жизнь мила.
2 – Команда ------------------------------ 1 – Команда
1. Не имей сто рублей ---------------- А имей 100 друзей.
2. Копейка -------- ----------------------- Рубль бережет
3. С копейки ----------------------------- Начинается миллион
4. Время ----------------------------------- Деньги
5. Хлебу мера ---------------------------- А деньгам счет
2. Стратегия Синквейн - это пяти срочная строка. Задача – написать стихи.
Команда «Корень». «Осень»
1. Осень
2. Золотая, дождливая
3. Учимся, гуляем, вспоминаем
4. Наступила поздняя осень
5. Прекрасная пора!
Команда «Основа». «Школа»
1. Школа.
2. Большая, красивая.
3. Учимся, читаем, узнаем новое
4. В школе мы получаем знания
5. Храм
3. «Аббревиатуры» - игра проводится с целью проверки знания детьми правил, определений. Учимся, предлагается расшифровать загадочное письмо.
1. П – Э Ч С К С перед К И С для О Н С Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образование новых слов.
2. О – Э И Ч С окончание – это изменяемая часть слова
3. КС это О Ч Р С корень слова – общая часть родственных слов
4. С это Ч С, КСПК и С для ОНС суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
5. ОЧ. С без О. Основа часть без окончания
7. Заключительное слово учителя:
- Ребята, на этом наш урок – конкурс закончен. Вы все хорошо проработали на уроке, справились со всеми трудностями. Спасибо вам за урок.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задания. Сочинение на тему «Осень»
10. Все вместе:
Вот момент настал прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
Жаңалықтар
Состав слова
Повторение сведений по словообразованию, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать любовь к Родине, радоваться окружающим миром, чувство доброты.
Окончание (Жалғау)
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
Корень слова. Однокоренные слова
Г. А. Мукашева, учитель русского языка и литературы школы имени Б. Уахатова Лебяжинского района, Павлодарской области
Корень слова. Однокоренные слова
Города Атырау, Школа - гимназия №35 Есенаманова Баян Молдагалиевна
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.