Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

07 тамыз 2012, Сейсенбі
Тема урока. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных.
Цели урока.
Образовательные: систематизировать знания учащихся по разделу морфология; углубить знания о морфологических признаках прилагательного – разряде.
Развивающие: развивать аналитическое мышление, навыки монологического высказывания, речь, память.
Воспитательные: в ходе урока формировать устойчивый интерес к русскому языку.
Задачи: 1. Повторить известные знания о прилагательном как части речи.
2. Закрепить навыки определения разрядов прилагательных.
3. Развивать творческую активность учащихся.
4. Научиться использовать в своей работе стратегию «Двухчастный дневник».

Методы: стратегии «Ассоциации», «Кластер», «Двухчастный дневник».
Тип урока: урок-повторение
Наглядность: схема.
Технология: «Критическое мышление через Чтение и Письмо».
Ход урока.
I Организационный момент.
II Эвакейшин (этап вызова мотивации).
Инструктаж: 1)в течение 1 минуты собрать ассоциации к слову «прилагательное».
2) индивидуальная творческая работа
Инструктаж: класс поделён на творческие группы.
Задания:
1 группа: Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.
2 группа: Составить словесный портрет прилагательного.
3 группа: Написать рассказ о дружбе прилагательного и существительного.
4 группа: «Что случится, если пропадёт прилагательное?»
5 группа: Рассказ - повествование «День рождение прилагательного»
6 группа: «Реклама прилагательного».
Презентация творческих работ групп.
III Реализейшин (Этап реализации темы урока.)
1. Работа в парах.
Задание: читать и составлять вопросы по теоретическим сведениям.
IV Рефлексия.
1. Работа в группах: выписать из упр. качественные, относительные и притяжательные
прилагательные.
2. Индивидуальная работа: составить 3 предложения с разными разрядами прил-х.
3. Заполнить таблицу «Двухчастный дневник».
Что я знал о прилагательном. Что нового узнал о прилагательном
на уроке.

V Домашнее задание: сочинить пятистишие на тему «Осень», «Зима».

* Качественные имена прилагательные обозначают различные качества предмета: красивый;
* служат средством выражения образно-эмоциональных оценок: замечательный
(день);
* обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени:
красивый – красивее.
Качественные прилагательные называют качества предмета:
- его величину, и форму: большой, ровный;
- цвет: синий, фиолетовый, красный;
- возраст: старый, молодой;
- вес: тяжёлый, лёгкий;
- свойства и состояние человека и животного: добрый, злой, умный, глупый, отважный, отважный, трусливый, сильный, слабый, грубый, деликатный, весёлый, печальный, спокойный, раздражительный.

Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:
алёкий (путь) – (путь) далёк, умная (девушка) – (девушка) умна.
Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам (красен, красна, красно, красны) и выполняют роль сказуемого.

К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький,небольшой (синоним) – большой (антоним).

Если от данного прилагательного можно образовать краткую форму, значит – это качественное прилагательное: (какой?) тонкий – (каков) тонок; (какая?) сладкая – (какова)сладка.

Наиболее продуктивным при образовании качественных прилагательных является суффиксальный способ образования. При помощи суффиксов качественные прилагат. образуются от существительных и глаголов.
Наиболее употребительными при образовании качественных прилагательных являются суффиксы -н, -к, -ив, -лив, -чив-: умный , жаркий, правдивый, молчаливый.
Качественные прилагательные образуются также с помощью приставок. Наиболее употребительные приставки при образовании качественных прилагательных – пре-, без-,
не-: премудрый, безвредный, небольшой.
Качественные прилагательные могут быть образованы путём сложения основ:
трудоёмкий, добрососедский.

Относительные прилагательные обозначают:

* признак по отношению к материалу, из которого сделан предмет (железная крыша,
кирпичное здание);
* признак по отношению к месту предмета (береговой лес, городские улицы);
* признак по отношению ко времени его существования (утренняя заря, осенняя погода);
* признак по назначению предмета (столовая посуда, баскетбольное поле).

Относительные прилагательные имеют только полную форму: железный, стальной, деревянный, оловянный, стеклянный.
Определить относительное прилагательное можно, заменив его словосочетанием или
определительной конструкцией: 1) вчерашняя газета – газета, которая вышла вчера;
2) стеклянная посуда – посуда из стекла; 3) зимний спорт – спорт зимой.

Лингвистическое наблюдение.
Задание: сравните два ряда прилагательных; какие прилагательные имеют переносное значение, а какие – прямое? Подумайте, какие признаки оказались общими для прилагательных? Сделайте вывод об их стилистической роли.

Относительные прилагательные:
Золотые серёжки
железные ворота
шёлковая кофта
стальные рельсы

Качественные прилагательные:
золотые руки
железный характер
шёлковые волосы
стальные нервы

Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежностичеловеку, животному. Например, (чей?) мамин платок, (чья?) лисья нора, (чьё?) волчье логово. Наравне с относительными они не имеют грамматических особенностей качественных прилагательных (степеней сравнения, форм оценки, двояких форм – полных и кратких).

Притяжательные прилагательные неоднородны. Наиболее типичными среди них являются прилагательные с суффиксами -ов и –ин и с краткими окончаниями, выражающие принадлежность одному лицу: отцовы сапоги, дядина лопата. В связи с этим, во-первых, никогда не переходят в качественные, во-вторых, вытесняются родительным падежом существительного, который выражает отношение в чистом виде (сапоги отца).

Прилагательные с суффиксом -ск- образуются от фамилий и названий населённых пунктов:
чехов-ск-ий, пушкинский, репинский, куйбышевский, саратовский. Они обычно обозначают принадлежность одному лицу или городу. То же значение имеют варианты суффиксов -ск-
– -ов-ск-: толсто-овск-ий, горьк-овск-ий; чит-инск-ий.

Все притяжательные прилагательные с полным окончанием, подобно относительным в целом, развивают качественные оттенки и переходят в качественные: орлиная зоркость
(такая, как у орла), петушиный характер (задорный), журавлиные ноги (длинные), рыбий темперамент (хладнокровный), лисья улыбка (хитрая), репинские мазки (размашистые как у Репина), пушкинская простата (совершенная, как у тПушкина), гоголевский смех (подобный юмору Гоголя).
В отличии от притяжательных первой группы (на - ов, -ин) рассмотренные прилагательные иногда называют относительно-притяжательными.
6 591
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи
Учительница русского языка и литературы среднейшколы№105 им. А. Жанпеисова Бисенова Айгуль Шауханбаевна
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
В мире морфологии
В мире морфологии
Мукажанова Шынар Оралбаевна Бирлестикская средняя школа Зерендинского района, Акмолинской области
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Тема урока: Имя прилагательное (урок повторения в 10 - классе) Цели урока: ● на основе песен военных лет повторить и закрепить знания о грамматических признаках и формах прилагательного;
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Имя прилагательное
Имя прилагательное
ВКО, Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №5» учительница русского языка и литературы Жекеева Айгерим Шаштыгалиевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×