Виды односоставных предложении
Ахметова Б.Т. - учитель русского языка и литературы
Шешенкаринской средней школы,
Бухар жырауского района, Карагандинской области
Урок русского языка в 8 - классе с казахским языком обучения
Тема урока Виды односоставных предложении.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания, выработать умения и навыки правильно определять вид односоставного предложения, уметь находить их в тексте
развивать речь, логическое и творческое мышление, воспитывать дружбу, умение работать в группе
Тип урока: урок - обобщение
Метод урока: игра - путешествие «ОЗОН»
Оборудование: слайды, таблицы, учебник, доска - экран
Для соревнования класс делится на две команды Каждая группа имеет задания по островам «Объяснялки», «Загадалки», «Обгонялки», «Называлки»
Ход урока
1. Психологическая установка
Закройте глаза и представьте ослепительное солнце, синее - синее море, веселые, игривые волны и приближающиеся к берегу корабли. А теперь, откройте глаза и давайте дружно сядем на свои корабли и отправимся в путь
На экране корабли и море 1 - ый слайд
2. Объявление темы и цели урока Запись даты, темы на доске и в тетрадях
Итак, команды давайте поплывем в страну Односоставные предложения
где нас ожидает сюрприз. Путь в эту страну лежит через острова ОЗОН Острова страшны тем, что на них обитают чудища - Двойки Если не справитесь с заданиями, вас они оставят у себя. А если все задания выполните, то благополучно доберетесь до государства Односоставные предложения
Счастливого плавания! Семь фунтов под килем!
3 Словарь
Семь фунтов под килем! Попутного ветра! (т. е. чтобы корабль не сел на мель)
Мель - судың таяз жері
Фунт - единица измерения длинны
4. Игра «ОЗОН»
Остров Объяснялки
Задание 1 - группе
1. Дайте определение определенно - личных предложений и неопределенно - личных предложений
В чем сходство и отличие?
2. Соедините стрелками предложение с соответствующим видом простого предложения с одним главным членом
Слайд на экране
Виды предложения с одним главным членом Предложения
Определенно - личное --------- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
неопределенно - личное ---------- Зима
Безличное ------------- В дверь постучались
Обобщенно - личное ---------- Люблю грозу в начале мая!
Назывное ----------- Мне нездоровится
Задание 2 группе
1. Заполните таблицу
Слайд на экране
Виды предложения с одним главным членом Предложения
Определенно - личное
неопределенно - личное
Безличное
Обобщенно - личное
Назывное
2. Дайте определение назывным и безличным предложениям
В чем сходство и отличие?
Остров Загадалки
1. Задание
Отгадайте пословицы, запишите ответ в тетрадях. Укажите вид односоставных предложении
На экране изображены следующие рисунки
1 команда Осень и цыплята (Цыплят по осени считают)
Пруд, рыбка в ведре ( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
2команда Зима. Горка и саночки (Любишь кататься - люби и саночки возить)
Зайцы, бегущие в разные стороны и охотник (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь)
2. Задание Тест (слайд)
Выберите правильный ответ
1. На то, что действие производится определенным лицом, указывает главный член: а) обобщенно - личного предложения; б) определенно - личного предложения; с ) неопределенно - личного предложения;
2. На то, что действие относится к любому лицу или ко всем лицам, указывает главный член: а) назывного; б) безличного; с) обобщенно - личного предложения;
3. Главный член назывного предложения выражен: а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
4. Главный член неопределенно – личного предложения выражен:
а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
5. Главный член безличного предложения выражен: а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
Остров Обгонялки
Задания для 1, 2 команд
Работа по учебнику
1. Выполните упражнение №2 стр. 130 (переделайте личные предложения в безличные)
2. Запишите предложения при помощи схем, указывая вид каждого предложения.
Образец: Дверь отворилась, и из хаты повеяло сыростью.
----------.---------.--------,------ и -----------.
---------------.-----------------.
Двусоставное Безличное
А) Светает, и где - то в кустах начинает чирикать птичка.
Б) Смеркалось, и Маша с Ваней поспешили домой.
С) Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
Словарь
Брезжилось (рассветало) - таң атып келе жатты.
Остров Называлки
Работа по учебнику
Упр №3
1. Назовите пословицы, где встречаются глаголы: «не поможешь»,
«пойдешь - найдешь», «поспешишь», «поведешься», «не утаишь», «не добудешь» Устно определите вид односоставных предложений
(Слезами горю не поможешь За чем пойдешь, то и найдешь. Поспешишь - людей насмешишь С кем поведешься, от того и наберешься Шила в мешке не утаишь. Лежа пищи не добудешь)
5. Итог урока
Итак, обе команды благополучно на своих кораблях приплыли в страну Односоставных предложении. Докончите схему
Односоставное предложение
А теперь, капитаны кораблей, вам предоставляется право открыть ворота дворца Какой же сюрприз вас ждет? Конечно же, вас ждали умные Пятерки, которые обязуются сопровождать вас и в последующие уроки и грамоты, подтверждающие, что вы усвоили данную тему на «отлично» МОЛОДЦЫ!
Шешенкаринской средней школы,
Бухар жырауского района, Карагандинской области
Урок русского языка в 8 - классе с казахским языком обучения
Тема урока Виды односоставных предложении.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания, выработать умения и навыки правильно определять вид односоставного предложения, уметь находить их в тексте
развивать речь, логическое и творческое мышление, воспитывать дружбу, умение работать в группе
Тип урока: урок - обобщение
Метод урока: игра - путешествие «ОЗОН»
Оборудование: слайды, таблицы, учебник, доска - экран
Для соревнования класс делится на две команды Каждая группа имеет задания по островам «Объяснялки», «Загадалки», «Обгонялки», «Называлки»
Ход урока
1. Психологическая установка
Закройте глаза и представьте ослепительное солнце, синее - синее море, веселые, игривые волны и приближающиеся к берегу корабли. А теперь, откройте глаза и давайте дружно сядем на свои корабли и отправимся в путь
На экране корабли и море 1 - ый слайд
2. Объявление темы и цели урока Запись даты, темы на доске и в тетрадях
Итак, команды давайте поплывем в страну Односоставные предложения
где нас ожидает сюрприз. Путь в эту страну лежит через острова ОЗОН Острова страшны тем, что на них обитают чудища - Двойки Если не справитесь с заданиями, вас они оставят у себя. А если все задания выполните, то благополучно доберетесь до государства Односоставные предложения
Счастливого плавания! Семь фунтов под килем!
3 Словарь
Семь фунтов под килем! Попутного ветра! (т. е. чтобы корабль не сел на мель)
Мель - судың таяз жері
Фунт - единица измерения длинны
4. Игра «ОЗОН»
Остров Объяснялки
Задание 1 - группе
1. Дайте определение определенно - личных предложений и неопределенно - личных предложений
В чем сходство и отличие?
2. Соедините стрелками предложение с соответствующим видом простого предложения с одним главным членом
Слайд на экране
Виды предложения с одним главным членом Предложения
Определенно - личное --------- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
неопределенно - личное ---------- Зима
Безличное ------------- В дверь постучались
Обобщенно - личное ---------- Люблю грозу в начале мая!
Назывное ----------- Мне нездоровится
Задание 2 группе
1. Заполните таблицу
Слайд на экране
Виды предложения с одним главным членом Предложения
Определенно - личное
неопределенно - личное
Безличное
Обобщенно - личное
Назывное
2. Дайте определение назывным и безличным предложениям
В чем сходство и отличие?
Остров Загадалки
1. Задание
Отгадайте пословицы, запишите ответ в тетрадях. Укажите вид односоставных предложении
На экране изображены следующие рисунки
1 команда Осень и цыплята (Цыплят по осени считают)
Пруд, рыбка в ведре ( Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
2команда Зима. Горка и саночки (Любишь кататься - люби и саночки возить)
Зайцы, бегущие в разные стороны и охотник (За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь)
2. Задание Тест (слайд)
Выберите правильный ответ
1. На то, что действие производится определенным лицом, указывает главный член: а) обобщенно - личного предложения; б) определенно - личного предложения; с ) неопределенно - личного предложения;
2. На то, что действие относится к любому лицу или ко всем лицам, указывает главный член: а) назывного; б) безличного; с) обобщенно - личного предложения;
3. Главный член назывного предложения выражен: а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
4. Главный член неопределенно – личного предложения выражен:
а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
5. Главный член безличного предложения выражен: а) глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени; б) именем существительным, личным местоимением; с) безличным глаголом, неопределенной формой глагола
Остров Обгонялки
Задания для 1, 2 команд
Работа по учебнику
1. Выполните упражнение №2 стр. 130 (переделайте личные предложения в безличные)
2. Запишите предложения при помощи схем, указывая вид каждого предложения.
Образец: Дверь отворилась, и из хаты повеяло сыростью.
----------.---------.--------,------ и -----------.
---------------.-----------------.
Двусоставное Безличное
А) Светает, и где - то в кустах начинает чирикать птичка.
Б) Смеркалось, и Маша с Ваней поспешили домой.
С) Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
Словарь
Брезжилось (рассветало) - таң атып келе жатты.
Остров Называлки
Работа по учебнику
Упр №3
1. Назовите пословицы, где встречаются глаголы: «не поможешь»,
«пойдешь - найдешь», «поспешишь», «поведешься», «не утаишь», «не добудешь» Устно определите вид односоставных предложений
(Слезами горю не поможешь За чем пойдешь, то и найдешь. Поспешишь - людей насмешишь С кем поведешься, от того и наберешься Шила в мешке не утаишь. Лежа пищи не добудешь)
5. Итог урока
Итак, обе команды благополучно на своих кораблях приплыли в страну Односоставных предложении. Докончите схему
Односоставное предложение
А теперь, капитаны кораблей, вам предоставляется право открыть ворота дворца Какой же сюрприз вас ждет? Конечно же, вас ждали умные Пятерки, которые обязуются сопровождать вас и в последующие уроки и грамоты, подтверждающие, что вы усвоили данную тему на «отлично» МОЛОДЦЫ!
Жаңалықтар
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Сложноподчинённое предложение
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Повторение по разделу «Лексика»
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска, Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.