Причастие
Тема урока: Причастие
Цель урока: ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий.
ХОД УРОКА
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Работа по тексту (текст на интеракт. доске).
КАЛИНА
Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка”.
(по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю. Тринклеру)
Задания по тексту:
1. Выразительное чтение текста учащимися;
2. Смысловой и лингвистический анализ текста;
3. Выявление однокоренных слов (краснеет, красные, краснеющими)
4. Морфологический анализ однокоренных слов:
При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т. е. причастное к имени и глаголу. (при какой - то части речи). Наверное, причастие?
– Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их.
Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?
– Одновременно обозначает действие и качество предмета.
Учитель: А если точнее?
– Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж.
Учитель: Но при какой части речи?
Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие – что при прилагательном
Учитель: Проаргументируйте свои предположения.
– Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию
– Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета)
На помощь приходит учитель:
– Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой - то третий путь. Что еще надо учесть?
– Как оно образуется?
– От глагола.
– Это особая форма глагола.
Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике
Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу “Причастие”:
Цель урока: ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий.
ХОД УРОКА
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Работа по тексту (текст на интеракт. доске).
КАЛИНА
Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка”.
(по А. Удовицкому, Ю. Лаптеву, Ю. Тринклеру)
Задания по тексту:
1. Выразительное чтение текста учащимися;
2. Смысловой и лингвистический анализ текста;
3. Выявление однокоренных слов (краснеет, красные, краснеющими)
4. Морфологический анализ однокоренных слов:
При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т. е. причастное к имени и глаголу. (при какой - то части речи). Наверное, причастие?
– Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их.
Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?
– Одновременно обозначает действие и качество предмета.
Учитель: А если точнее?
– Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж.
Учитель: Но при какой части речи?
Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие – что при прилагательном
Учитель: Проаргументируйте свои предположения.
– Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию
– Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета)
На помощь приходит учитель:
– Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой - то третий путь. Что еще надо учесть?
– Как оно образуется?
– От глагола.
– Это особая форма глагола.
Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике
Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу “Причастие”:
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Осень золотая в гости к нам пришла
продолжить учить детей выразительному чтению лирических стихотворений. способствовать пониманию учащимися содержания стихотворений;
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Местоимение «В человеке должно быть все прекрасно...»
Южно - Казахстанская область, город Шымкент Школа - гимназия №25 имени Т. Рыскулова Алтымбекова Шахризада Садыковна
Причастие
Жамбылская область, Шуский район Село Жана жол, СШ. им. Бауыржана Момышулы Учитель русского языка Дюсембаева С. С.
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Причастие
ВКО г. Аягоз общеобразовательная средняя школа № 3 Учитель русского языка и литературы Киржибаева Гульнар Советказыновна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.