Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Причастие

21 желтоқсан 2013, Сенбі
Тема урока: Причастие
Цель урока:
ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий;
повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;
познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;
формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.

ХОД УРОКА:
I Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
II. Актуализация прежних знаний учащихся о глаголе и прилагательном. ( ученики называют признаки прилагательного и глагола).
Прилагательное
обозначают признак
род
число
падеж
могут иметь определяемое слово

Глагол
действие
вид
время
возвратность
зависимое слово

- Ребята, следите за ходом объяснения нового материала и в конце урока ответите на вопрос, какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие.
- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).
- Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)
- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).
- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)
Постоянные эти признаки или нет?
- Нет, летящий шар - шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.
Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).
- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)
- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?
- Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.
Физкультминутка.
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви - жение)
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
- На доске таблица со словосочетаниями.
Зимующие птицы ---------- Бушующее море
Зимняя дорога -------------- Зеркальная поверхность
Раскрытая книга ------------ Свежие семена
(Ученики должны найти словосочетания причастие + существительное; прилагательное + существительное)
Работа по тексту (текст проецируется по графопроектору).

КАЛИНА
Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью кистей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи...
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни “Калинка”.

Задания по тексту:
1. Выразительное чтение текста учащимися;
2. Смысловой и лингвистический анализ текста;
3. Выявление однокоренных слов ( краснеет, красные, краснеющими)
4. Морфологический анализ однокоренных слов:

При анализе слова краснеющими выясняется, что это не глагол, так как в нем выделяются и признаки прилагательного. Но это и не прилагательное, так как выделяются и признаки глагола. Какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что это слово имеет признаки глагола и признаки прилагательного, т. е. причастное к имени и глаголу. (при какой - то части речи). Наверное, причастие?
– Да, это причастие. А какие особенности вы можете в нем отметить?
Учащиеся делают вывод о том, что причастие имеет признаки глагола и признаки прилагательного, называют их.
Учитель: Давайте вдумаемся, что обозначает это слово?
– Одновременно обозначает действие и качество предмета.
Учитель: А если точнее?
– Обозначает признак предмета по действию. Имеет признаки глагола: вид, время – и признаки прилагательного: род, число, падеж.
Учитель: Но при какой части речи?
Мнение разделились: одни говорят, что при глаголе, другие – что при прилагательном
Учитель: Проаргументируйте свои предположения.
– Это особая форма глагола, так как имеет вид, время, обозначает признак предмета по действию
– Это особая форма прилагательного, имеет признаки прилагательного (род. число, падеж обозначает признак предмета)
На помощь приходит учитель:
– Как видите, у тех и у других равносильные доказательства. Значит к истине ведет какой - то третий путь. Что еще надо учесть?
– Как оно образуется?
– От глагола.
– Это особая форма глагола.
Ученики сверяют свои выводы с материалом в учебнике
Таким образом, создавая проблемные ситуации, ученики сами делают выводы, активно участвуют в процессе общения, самостоятельно составляют таблицу “Причастие”:

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
3 956
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жоланова З. Ж.
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Измуханова Улмеке Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской средней школы им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Изменение причастий
Изменение причастий
Маңғыстау облысы, Мұнайлы ауданы, №8 орта мектептің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тугербаева Дурдыгул Мадяровна
Причастие
Причастие
СШ. им. Б. Аманшина Кызылкугинского района Атырауской области Учительница русского языка и литературы Жолдасова Шынар Сериккалиевна
Действительные и страдательные причастия
Действительные и страдательные причастия
Қызылорда қаласы Ж. Махамбетов ауылы №143 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пән мұғалімі Сагинбаева Зина Пернебаевна
Причастный оборот
Причастный оборот
БҚО, Шыңғырлау ауданы, А.Тихоненко атындағы орта жалпы білім беретін мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Таганиязова Асия Шынтасовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×