Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение «Зимнее утро».
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение
«Зимнее утро».
Цель урока: 1. Образовательная: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
2. Развивающая: развивать знания, умения, навыки учащихся, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитательная: учить любить природу.
Наглядность: портреты поэта, картина зимы.
Ход урока.
Ι. Оргмомент, сообщение темы и цели уроков.
ΙΙ. 1. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», Январь.
- Какие картины природы вы представляете, слушая музыку Чайковского?
2. Психологический настрой к чтению «Зимнего утра».
- С детства запоминаются стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе, и мы уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, выдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами.
Припомните такие стихи поэта, где нарисованы картины оживленной природы, где она открывается в образах, близких миру сказок и песен.
Звучат знакомые строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет волшебница - зима»; «Буря мглою небо кроет…» и т. д.
- А еще, ребята, замечательнее в пушкинских стихах то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.
ΙΙΙ. Наизусть стихотворение «Зимнее утро» читается учителем.
После паузы беседа:
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие приметы пушкинской лирики природы, о которых только что говорилось, заметили вы в этом стихотворении?
Идем далее по тексту:
- Как вы думаете, почему стихотворение начинается восклицаниями: «Мороз и солнце: день чудесный!»? (Потому что на поэта произвело большое впечатление ясное, солнечное зимнее утро)
- А теперь обратимся ко второй строфе: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»
- Какая здесь природа? ( Оживленная, но злобная, унылая )
- Что же навевает она на людей? (Печаль, тоску).
- Обратите внимание на словесные краски (тусклые, безрадостно - мутное небо, «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела»).
- Как надо прочитать эти строчки? (Конечно, с чувством горечи и грусти, даже с оттенком унылой монотонности в голосе: однообразное завывание вьюги и тоска не проходит).
- А теперь взгляните на последнюю строчку этой строфы. Похожа ли она на предыдущие? Здесь действительно все «переворачивается».
- Почему у Пушкина после слова «нынче» - многоточие? (Здесь глубокая пауза. Пауза неожиданности).
- Как надо прочитать эту строчку? (С чувством радостного удивления).
- Словно невиданные предстают картины. Какие? ( Голубые небеса, великолепные ковры блестящего на солнце снега, прозрачный лес и зеленеющая ель).
Радостное удивление превращается в восторг. Растет чувство бодрости, веселья. Хочется действия.
- Какой рождается порыв?
…Но знаешь: не велеть ли в санки.
Кобылку бурую запречь?
- Поэтому хочется, чтобы близкий человек, любимая женщина разделила с ним его настроение.
С легким укором обращается к ней поэт. «Еще ты дремлешь, друг прелестный…» Она так же прекрасна, как зимнее утро, поэт называет ее «звездою севера».
Прочитаем 1 строфу.
«Погляди в окно»,- зовет поэт.
- А что же за окном? (Одно за другой открываются взору пленительные картины)
- Как достигает этого поэт? (Использует меткие и точные слова: неповторимые эпитеты, метафоры, сравнения).
Вместе с поэтом мы восхищаемся пейзажем зимнего утра.
- А теперь посмотрите, янтарным блеском озарена вся комната.
- Посмотрите, как интересно построен стих в этой строфе: в двух первых строчках предложения как бы разорваны. Это как называемые переносы. Они часто встречаются в стихах и не нужно, когда читаешь, пытаться соединять слова соседних строк. Надо, не понижая тона, выдержать между строчками легкую паузу. Тем более, что переносы так выразительно подчеркнуты звучной рифмой «блеском - треском».
- Попробуйте прочитать.
«Приятно думать у лежанки…» Надо думать у лежанки это потом. А сейчас хочется действия.
- И воображение поэта рисует.
- Что? (Бег нетерпеливого коня и поля пустые, и леса…)
ΙV. Обобщение изученного, подведение итогов урока, выводы.
- Прочтем еще раз все стихотворение.
- Что помогает прочесть его в мажорном тоне? (Обращения, восклицательные, вопросительные предложения.)
V. Взаимооценивание, самооценивание.
VΙ. Дома: Выучить стихотворение наизусть и составить рассказ о любимом уголке родной природы.
«Зимнее утро».
Цель урока: 1. Образовательная: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
2. Развивающая: развивать знания, умения, навыки учащихся, расширять кругозор учащихся.
3. Воспитательная: учить любить природу.
Наглядность: портреты поэта, картина зимы.
Ход урока.
Ι. Оргмомент, сообщение темы и цели уроков.
ΙΙ. 1. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», Январь.
- Какие картины природы вы представляете, слушая музыку Чайковского?
2. Психологический настрой к чтению «Зимнего утра».
- С детства запоминаются стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе, и мы уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, выдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами.
Припомните такие стихи поэта, где нарисованы картины оживленной природы, где она открывается в образах, близких миру сказок и песен.
Звучат знакомые строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл и вот сама идет волшебница - зима»; «Буря мглою небо кроет…» и т. д.
- А еще, ребята, замечательнее в пушкинских стихах то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.
ΙΙΙ. Наизусть стихотворение «Зимнее утро» читается учителем.
После паузы беседа:
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какие приметы пушкинской лирики природы, о которых только что говорилось, заметили вы в этом стихотворении?
Идем далее по тексту:
- Как вы думаете, почему стихотворение начинается восклицаниями: «Мороз и солнце: день чудесный!»? (Потому что на поэта произвело большое впечатление ясное, солнечное зимнее утро)
- А теперь обратимся ко второй строфе: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»
- Какая здесь природа? ( Оживленная, но злобная, унылая )
- Что же навевает она на людей? (Печаль, тоску).
- Обратите внимание на словесные краски (тусклые, безрадостно - мутное небо, «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела, и ты печальная сидела»).
- Как надо прочитать эти строчки? (Конечно, с чувством горечи и грусти, даже с оттенком унылой монотонности в голосе: однообразное завывание вьюги и тоска не проходит).
- А теперь взгляните на последнюю строчку этой строфы. Похожа ли она на предыдущие? Здесь действительно все «переворачивается».
- Почему у Пушкина после слова «нынче» - многоточие? (Здесь глубокая пауза. Пауза неожиданности).
- Как надо прочитать эту строчку? (С чувством радостного удивления).
- Словно невиданные предстают картины. Какие? ( Голубые небеса, великолепные ковры блестящего на солнце снега, прозрачный лес и зеленеющая ель).
Радостное удивление превращается в восторг. Растет чувство бодрости, веселья. Хочется действия.
- Какой рождается порыв?
…Но знаешь: не велеть ли в санки.
Кобылку бурую запречь?
- Поэтому хочется, чтобы близкий человек, любимая женщина разделила с ним его настроение.
С легким укором обращается к ней поэт. «Еще ты дремлешь, друг прелестный…» Она так же прекрасна, как зимнее утро, поэт называет ее «звездою севера».
Прочитаем 1 строфу.
«Погляди в окно»,- зовет поэт.
- А что же за окном? (Одно за другой открываются взору пленительные картины)
- Как достигает этого поэт? (Использует меткие и точные слова: неповторимые эпитеты, метафоры, сравнения).
Вместе с поэтом мы восхищаемся пейзажем зимнего утра.
- А теперь посмотрите, янтарным блеском озарена вся комната.
- Посмотрите, как интересно построен стих в этой строфе: в двух первых строчках предложения как бы разорваны. Это как называемые переносы. Они часто встречаются в стихах и не нужно, когда читаешь, пытаться соединять слова соседних строк. Надо, не понижая тона, выдержать между строчками легкую паузу. Тем более, что переносы так выразительно подчеркнуты звучной рифмой «блеском - треском».
- Попробуйте прочитать.
«Приятно думать у лежанки…» Надо думать у лежанки это потом. А сейчас хочется действия.
- И воображение поэта рисует.
- Что? (Бег нетерпеливого коня и поля пустые, и леса…)
ΙV. Обобщение изученного, подведение итогов урока, выводы.
- Прочтем еще раз все стихотворение.
- Что помогает прочесть его в мажорном тоне? (Обращения, восклицательные, вопросительные предложения.)
V. Взаимооценивание, самооценивание.
VΙ. Дома: Выучить стихотворение наизусть и составить рассказ о любимом уголке родной природы.
Жаңалықтар
Русские поэты о родной природе
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
№33 қазақ орта жалпыбілім беру мектебінің орыс тілі пәнінің мұғалімі Кусаинова Гаухар Амангельдиевна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
А.С.Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра)
Тема. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра) Цель урока: Познакомить учащихся с лирикой А. С. Пушкина
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.