Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Междометие

25 ақпан 2015, Сәрсенбі
Тема: Междометие
Цели:
1. Знакомство с междометием как частью речи, назначение в языке, употреблением в роли других частей речи, знаки препинания при междометиях.
2. Выработать умения отличать междометия от других частей речи и определять лексическое значение междометия. Работа по развитию речи: конструирование предложений с междометиями.
3. Воспитание самостоятельности, сплоченности, взаимовыручки.
Форма урока: исследование.
Оборудование: интерактивная доска, схемы, таблицы, лист оценки учащихся.
Девиз урока: Ты сможешь сиять умом, где бы ты ни был. Потому что мир нуждается в таких, как ты.
Заповеди урока:
1. Говори к месту.
2. Знай меру. Не поддавайся зависти, корысти, не желай зла.
3. Язык твой пусть не обгоняет твоего ума.
4. Бери убеждением, а не силой.
5. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам.

ХОД УРОКА.
I. Целевая установка.
Сегодня мы исследуем особенности части речи «Междометие». Урок наш необычен. Мы проведем его в форме диалога между учителем и учениками, между учащимися и компьютером, диалога между вами – учащимися. Перед вами карта этапов урока, которую необходимо пройти каждому. Она представляет собой лестницу знаний. Здесь вы будете отражать свое состояние в течении урока, в конце которого мы подведем итоги.
II. Психотренинг.
Для того, чтобы настроить себя на успех, мы произнесем волшебные слова, которые надеюсь, помогут вам:
«Я люблю солнце, - оно любит меня!
Я люблю землю, - она любит меня!
Я люблю людей, - они любят меня!»
III. Работа по этапам урока «Лестница знаний»

1) Итак, первый этап нашей лестницы знаний – это лингвистический диктант, при проведении которого вам необходимо вспомнить изученный ранее материал:
• Напишите разряды частиц,
• Предлоги, которые образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные называются….
• Как называется служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложных?
• Союзы, которые связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются…
• Как называется служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложении или служит для образования форм глагола?
(проверка на доске – в предложении найдите служебные части речи)
2) второй этап «Интеллектуальный капитал» (изучение нового материала)

• информация о междометиях с компьютера;
• подробный пересказ учителя темы урока.

Междометия – неизменяемые слова, которые выражают, но не называют различные чувства, побуждения, слова - возгласы.
1. Междометия не изменяются
2. Не являются членами предложения
3. Употребляясь в значении других частей речи, они принимают конкретное лексическое значение и становятся членами предложения. Ай да молодец! (Молодец (КАКОЙ?) ай да – определение.) Отовсюду слышалось «караул». (что?) караул.
4. Отделяется запятыми или восклицательным знаком: Ах! Что мне делать? Фу, какая ерунда!
5. Принадлежит разговорному стилю.
6. В художественной литературе употребляется в диалогах.

Междометия – бывают эмоциональные (восторг, удивление, недоумение, радость, страх) Ай, ах, ба, о, ох, ух, эх, увы, ура, фи, тьфу, эка, фу.
Побудительные (побуждение, запрещение, зов, оклик, приветствие, заверение). Ну, чш, ей - ей, прощай, прочь, вон, цыц, тсс, брысь, шабаш.
Непроизводные. Эй, э, фу, ну, увы.
Производные (от других частей) Спасибо, здорово, батюшки, упаси Боже. Производные бывают этикетные.

3 этап. «Погружение в тишину»
Учащиеся в течении 2 - х минут на компьютере или с учебника просматривают материал, который объяснял учитель.

4 этап. «Авторский стул» (индивидуальная работа)
Один из учащихся должен лаконично пересказать изученный материал, ответить на вопросы одноклассников и задать вопросы учителю.

5 этап. Катапульта вопросов.
1. Взаимоопрос в парах.
2. Ты – мне, я – тебе (учащиеся по желанию задают друг другу вопросы)

6 этап. «Диалог с компьютером».
Проверка знаний по тестам.

7 этап. «Обмен любезностями».
Учитель читает сказку «Без чего в речи не обойдешься.»
Я самое важное слово, без меня в разговоре не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай – ай – ай! Ой – ой – ой!». Весело ему – смеется: «Ха – ха – ха! Хи – хи – хи! Хе – хе – хе!». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!». Чуть дело плохо, говорят: « Дело – табак! Крышка! Капут!». А все эти ну, ага, аге, ого, ах, ох, гм – гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.
Ребята, Междометие – живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений, чтобы убедиться в этом, выполняем следующее задание: Я называю чувства, а вы междометие, которое его выражает.
Радость – Ох! Ура!
Восхищение – вот это да! С ума сойти!
Восторг – Браво!
Презрение – Фи!
Негодование – Тьфу!
Ирония – Увы!
Недоверие –
Горе –
Печаль –
Страх – Ой!
Удивление – Ба!
Одни и те же междометия могут обозначать разные чувства, все зависит от интонации.
Задание: каждый пишет 2 списка в тетради: свои положительные качества и качества своего соседа по парте. Слово должно начинаться на междометия: Ах, какая красивая! О, прекрасна!, Ох, умна!
Затем улыбнитесь друг другу, назовите его имя ласково, произнесите комплимент, начиная с междометия:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.
Словарная работа
Комплимент (франц. – приятное, галантное, любезное замечание, краткая похвала)

III. Чтение стихотворения.
IV. Составление синквейна. (Пятистишие)

Междометие
Особая, эмоциональная
Помогает выразить чувства, побуждения
Не изменяется и не является членом предложения
Расширяет возможности выражения эмоционального состояния человека
Междометие
Живая, богатая часть речи
Служит, выражает чувства
По значению разделяются на эмоциональные, повелительные, этикетные
Иногда употребляются в значении других частей речи.

V. Работа с таблицей.
VI. Подведение итогов.
VII. Заключительное слово учителя.

Говорят, что счастье в общении с людьми, а для того, чтобы это общение было полноценным, необходимо пользоваться всеми сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Учись –
И знание придёт
Никто не сможет помочь,
Коль ты, чуть вспыхнув,
Погас
Учись не день и не час
И будет знанием богат,
А знания – истинный клад!

На следующем уроке мы продолжим разговор о междометиях, закрепим пунктуационные навыки, рассмотрим звукоподражательные слова.
VIII. Домашнее задание.
3 023
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Глагол как части речи
Глагол как части речи
ОҚО, Сарыағаш ауданы, Дербісек ауылындағы №31 Т. Бигелдинов атындағы жалпы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Жунисова Саида Шакировна
Орыс тілінен сабақтар топтамасы
Орыс тілінен сабақтар топтамасы
Ақтөбе облысы, Әйтеке би ауданы, Сарат орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Балмаканова Улбосын Бактжановна
Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×