Учимся сочинять юмористические рассказы
Учимся сочинять юмористические рассказы.
Часто учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво. Почему это происходит? Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление. Необходим специальный урок развития речи, задача которого – научить школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М. Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».
Урок в VIII классе, на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о рассказе.
- Что такое рассказ?
- Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование об одном событии.
- В рассказе мало действующих лиц.
- Какие композиционные части рассказа вы знаете?
- Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
- Вспомните, что такое завязка.
- Это начало развития событий.
- Дайте определение другим композиционным частям.
- Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.
- Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.
Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ. Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое содержание рассказа М. Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.
Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой, телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок не выдержит. А вот теленок Нургали так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть враги посмотрят, подивятся.
Мальчик запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая Кожабергена на кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень тянется царапина.
- Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М. Каназов, назвать смешным, комическим?
- Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим, ведь юмористические рассказы всегда смешные.
- А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.
Делаем вывод, что М. Каназов не только собирался написать историю про скачки и мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но хотел рассказать ее весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а юмористический рассказ.
- Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена, Шакета?
Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.
- Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что - нибудь смешное, забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над их недостатками, сочувствует своим героям.
Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».
1. Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста – повествования:
2. Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут:
• появление неожиданных для героя участников событий;
• неожиданный поворот событий;
• неожиданная развязка.
3. Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется повествование.
4. Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:
• интересный диалог;
• смешные имена (клички), фамилии героев;
• авторская юмористическая оценка.
Говорим о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.
В качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:
«Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.
- Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.
- «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В. Драгунского.
- «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В. Голявкина.
- «Как я решал задачу» Н. Носова.
- Что такое ситуация неожиданности?
- В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.
- Вспомним рассказ В. Драгунского «Шиворот - навыворот». В чем, по - вашему, состоит комизм ситуации?
- Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.
- Что он вообразил себе?
- Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем слушаться.
- Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!».
Часто учитель сталкивается с такой ситуацией: прочитан рассказ с забавным содержанием, беседа по нему идет интересная, наблюдений над текстом накапливается много, глаза ребят горят, а как только они садятся писать сочинение о веселом эпизоде из жизни, выходит скучно, шаблонно, коряво. Почему это происходит? Дело в том, что создавая собственный текст, ученику приходится решать слишком много задач: собрать необходимый материал, продумать композицию рассказа и его речевое оформление. Необходим специальный урок развития речи, задача которого – научить школьников прежде всего простейшим видам рассказа о смешном недоразумении или комической ситуации. Эпиграфом к нему я подобрала слова М. Твена: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды».
Урок в VIII классе, на которой я отвела два часа, начинаю с повторения теоретических сведений о рассказе.
- Что такое рассказ?
- Это небольшое по объему произведение, в основе которого лежит повествование об одном событии.
- В рассказе мало действующих лиц.
- Какие композиционные части рассказа вы знаете?
- Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
- Вспомните, что такое завязка.
- Это начало развития событий.
- Дайте определение другим композиционным частям.
- Кульминация – момент высшего напряжения в развитии события.
- Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
Напоминаю, что в рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении делится своими раздумьями по поводу описанного события, говорит о том, какой след оно оставило в памяти.
Сообщаю, что на этом уроке мы будем учиться писать юмористический рассказ. Прошу раскрыть лексическое значение слова юмористический, подобрать к нему родственные слова и синонимы, затем предлагаю прослушать краткое содержание рассказа М. Каназова «Мальчишки верхного и нижнего аулов». При пересказе опускаю все речевые средства комического, использованные автором.
Несмотря на то, что мальчишки нижнего и верхнего аулов не дружат между собой, телята такой вражды не знают. Они всегда вместе. Болеген уже давно объездил своего белобокого теленка. Шакета ни один теленок не выдержит. А вот теленок Нургали так и просится под седло. Вот Кожаберген и решил поехать на нем в аул. Пусть враги посмотрят, подивятся.
Мальчик запрыгнул теленку на спину, и теленок понесся, подкидывая Кожабергена на кочках. Очнулся Кожаберген, а рот полон песку, коленки ободраны, через голень тянется царапина.
- Как вы думаете, можно ли случай, о котором рассказал М. Каназов, назвать смешным, комическим?
- Это история скорее грустная, такой рассказ нельзя назвать юмористическим, ведь юмористические рассказы всегда смешные.
- А теперь сравним рассказ и авторский текст, знакомый вам по V классу.
Делаем вывод, что М. Каназов не только собирался написать историю про скачки и мальчика, ставшего посмешищем для ребят соседнего аула, но хотел рассказать ее весело, рассмешить читателя, поэтому у него получился не просто рассказ, а юмористический рассказ.
- Считаете ли вы, что автор высмеивает своих героев – Кожабергена, Болегена, Шакета?
Автор хоть и подсмеивается над мальчишками, над их изобретательностью, но смех этот не злой, а дружелюбный, автор сочувствует своим героям.
- Значит, юмор – это когда смешно. Мы смеемся, когда читаем что - нибудь смешное, забавное. Герои юмористического рассказа, может быть, и заслуживают критики, но все же сохраняют свою привлекательность, и автор, смеясь дружелюбно над их недостатками, сочувствует своим героям.
Вручаю всем «Памятку начинающему писать юмористические рассказы».
1. Прежде всего обдумайте сюжет своего рассказа, опираясь на схему построения текста – повествования:
2. Не забывайте, что в основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогут:
• появление неожиданных для героя участников событий;
• неожиданный поворот событий;
• неожиданная развязка.
3. Помните: большую роль в рассказе играет заголовок и то, от чьего лица ведется повествование.
4. Не забудьте: что юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом вам помогут языковые средства создания юмора:
• интересный диалог;
• смешные имена (клички), фамилии героев;
• авторская юмористическая оценка.
Говорим о требованиях, предъявляемых к юмористическому рассказу.
В качестве информационной схемы используем модель: «солнышко»:
«Лучики» солнца – это то, что вызывает улыбку, помогает автору создать интересный юмористический рассказ. Первый «лучик» - комический заголовок. Он интригует, помогает увлечь читателя, предугадать содержание рассказа.
- Приведите примеры заголовков юмористических рассказов.
- «Ровно 25 кило», «Что любит Мишка», «Слон и радио» В. Драгунского.
- «Как я всех обмануть хотел», «Сорняк» В. Голявкина.
- «Как я решал задачу» Н. Носова.
- Что такое ситуация неожиданности?
- В неожиданных ситуациях герои совершают необычные поступки.
- Вспомним рассказ В. Драгунского «Шиворот - навыворот». В чем, по - вашему, состоит комизм ситуации?
- Мальчик ни с того ни с сего надумал такое, что даже сам удивился.
- Что он вообразил себе?
- Чтобы дети были во всех делах главными, а взрослые должны были бы их во всем слушаться.
- Мама сидела бы за столом, а Дениска бы командовал: «Жуй как следует! И не раскачивайся на стуле!».
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Зима в творчестве поэтов и писателей. Описание природы
Создать условия для успешного создания сочинения - описания природы на тему « Зима». Выразительно читать стихи о зиме. Выделять художественно - изобразительные средства.
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»
Показать художественное своеобразие произведения А. П. Чехова «Хамелеон»; закрепить знания учащихся об элементах композиции произведения; совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей;
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Окончание (Жалғау)
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
В. Путилина «Вишнёвая ветка»
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Амандыкова Г. Б - учитель русского языка и литературы школы - гимназии №9, имени Н. Ильясова города Кызылорда
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.