К.Г.Паустовский «Телеграмма»
План - конспект урока русской словесности в 6 классе.
Тема урока: К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Цели урока:
1. Обучающая: совершенствовать навыки лингвистического анализа на материале рассказа Паустовского «Телеграмма».
2. Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся.
3. Воспитательная: воспитание чуткого, заботливого отношения к близким.
Тип урока: Чтение и анализ художественного произведения.
Форма урока: урок - исследование
Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.
Наглядность: портрет писателя, опорные слова - проводники, хокку, текст рассказа «Телеграмма», лексический материал на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы перечитаем рассказ «Телеграмма» и попытаемся разобраться в чувствах и мыслях, которые данный рассказ пробудил в нас. Как удалось автору вызвать в нас именно эти чувства? Иначе говоря, я предлагаю вам заняться лингвистическим анализом данного произведения.
II. Вступительное слово учителя.
На доске записан эпиграф.
Осеннее небо,
Пустое от края до края…
Ни тени не видно на нем.
Как ты одиноко, небо!
Хоть бы ворон пролетел.
(Исикава Такубоку)
- Зная сюжет произведения, может быть, вы объясните, почему именно эти строки в качестве эпиграфа записаны сегодня на доске?
(Действия рассказа происходят осенью; природа сопереживает Катерине Петровне; она также одинока, как это небо и другие варианты ответов).
Заслушав варианты ответов, учитель знакомит учащихся с жанром японской поэзии танка, в котором слиты воедино мир человека и мир природы. Главная особенность танка – лаконизм и образность.
III. Анализ художественного текста.
1) Анализ лексического материала. На доске вывешиваются по порядку слова -«проводники»: «один», «холод», «глаза».
- Главная мысль данного танка и рассказа «Телеграмма» - это мысль об одиночестве. Слово «один» и станет первым словом -«проводником» в лексический мир рассказа Паустовского «Телеграмма».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «один»?
- отметим словосочетания и предложения, в которых употребляется данное слово и производные от него слова.
Лексический материал №1.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме.
Слова одни и те же…
Вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.
Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна - единственная слезинка.
- Одинокая?
- Почитай, что совсем одинокая.
Беседа:
- Почувствовали, какую смысловую нагрузку несет это слово?!
- Но как же так получилось, что в огромном мире от одиночества умирает человек? Что же происходит с нами? (В наших сердцах поселился холод, равнодушие).
- Вот вам второе слово -«проводник» - «холод». Вспомните, в связи с чем, по отношению к кому часто используется это слово?
Лексический материал №2.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный.
От холодного воздуха разболелась голова.
Взялась за холодную, мокрую ветку.
«Боже мой, какой холод!» - сказала Настя.
В мастерской еще холоднее..
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла…
«Похолодало!» - сказал Тихон.
Тихон сидел в холодной прихожей.
Застала холодную, темную комнату.
Беседа:
- Как называли Настю художники? (Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг, букв. Солнечный путь).
Введение нового термина «оксиморон» - стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов в одно понятие.
- Почему таким противоречивым оказался портрет Насти? Третье слово -«проводник» - «глаза». Принцип работы прежний.
Лексический материал №3.
В глазах Катерины Петровны появилась темная вода.
У Насти были большие холодные глаза.
Сверлящие гоголевские глаза.
Натыкаешься на пустые глаза.
Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая.
Беседа:
- Вернемся к гоголевским глазам. Почему они «сверлящие»? Как он назвал Настю? (Гоголь назвал ее «сорокой». В этом слове чувствуется что - то неодобрительное, грубоватое. А вот мать зовет ее «ненаглядной». Какое нежное, полузабытое слово! Чувствуется двоякое отношение автора к героине).
- А каково ваше отношение к Насте?
2) Лингвистический эксперимент.
Мы с вами внимательные читатели. Хочу в этом убедиться. Перед вами отрывок из рассказа: «В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие - то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму».
- Что вам не понравилось в характеристике Даши? Какой прием использует автор? (Оксиморон. «Добрая» не может быть настолько бестолковой и проявить бестактность, черствость, получая и передавая телеграмму о смерти человека).
3) Творческая работа.
Произведение названо «Телеграмма». Лексическое значение этого слова – срочное послание. Убедившись в том, что слово, действительно, играет большую роль в тексте данного рассказа, составьте телеграмму Насте, употребив слова -«проводники».
Примерный текст телеграммы: «Твоей маме одиноко и холодно без тебя. Приезжай и согрей ее теплом своих глаз».
IV. Обобщение выводы.
К сожалению, мы не можем нарушить «живую ткань» произведения и ваши телеграммы останутся неотправленными. В них звучат добрые слова, а раз слово прозвучало, оно будет жить. Вы, надеюсь, будете бережно относиться и к людям, и к словам, которые адресуете им.
V. Комментирование оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
Тема урока: К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Цели урока:
1. Обучающая: совершенствовать навыки лингвистического анализа на материале рассказа Паустовского «Телеграмма».
2. Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся.
3. Воспитательная: воспитание чуткого, заботливого отношения к близким.
Тип урока: Чтение и анализ художественного произведения.
Форма урока: урок - исследование
Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.
Наглядность: портрет писателя, опорные слова - проводники, хокку, текст рассказа «Телеграмма», лексический материал на карточках.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы перечитаем рассказ «Телеграмма» и попытаемся разобраться в чувствах и мыслях, которые данный рассказ пробудил в нас. Как удалось автору вызвать в нас именно эти чувства? Иначе говоря, я предлагаю вам заняться лингвистическим анализом данного произведения.
II. Вступительное слово учителя.
На доске записан эпиграф.
Осеннее небо,
Пустое от края до края…
Ни тени не видно на нем.
Как ты одиноко, небо!
Хоть бы ворон пролетел.
(Исикава Такубоку)
- Зная сюжет произведения, может быть, вы объясните, почему именно эти строки в качестве эпиграфа записаны сегодня на доске?
(Действия рассказа происходят осенью; природа сопереживает Катерине Петровне; она также одинока, как это небо и другие варианты ответов).
Заслушав варианты ответов, учитель знакомит учащихся с жанром японской поэзии танка, в котором слиты воедино мир человека и мир природы. Главная особенность танка – лаконизм и образность.
III. Анализ художественного текста.
1) Анализ лексического материала. На доске вывешиваются по порядку слова -«проводники»: «один», «холод», «глаза».
- Главная мысль данного танка и рассказа «Телеграмма» - это мысль об одиночестве. Слово «один» и станет первым словом -«проводником» в лексический мир рассказа Паустовского «Телеграмма».
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «один»?
- отметим словосочетания и предложения, в которых употребляется данное слово и производные от него слова.
Лексический материал №1.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме.
Слова одни и те же…
Вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.
Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна - единственная слезинка.
- Одинокая?
- Почитай, что совсем одинокая.
Беседа:
- Почувствовали, какую смысловую нагрузку несет это слово?!
- Но как же так получилось, что в огромном мире от одиночества умирает человек? Что же происходит с нами? (В наших сердцах поселился холод, равнодушие).
- Вот вам второе слово -«проводник» - «холод». Вспомните, в связи с чем, по отношению к кому часто используется это слово?
Лексический материал №2.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный.
От холодного воздуха разболелась голова.
Взялась за холодную, мокрую ветку.
«Боже мой, какой холод!» - сказала Настя.
В мастерской еще холоднее..
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла…
«Похолодало!» - сказал Тихон.
Тихон сидел в холодной прихожей.
Застала холодную, темную комнату.
Беседа:
- Как называли Настю художники? (Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Сольвейг, букв. Солнечный путь).
Введение нового термина «оксиморон» - стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов в одно понятие.
- Почему таким противоречивым оказался портрет Насти? Третье слово -«проводник» - «глаза». Принцип работы прежний.
Лексический материал №3.
В глазах Катерины Петровны появилась темная вода.
У Насти были большие холодные глаза.
Сверлящие гоголевские глаза.
Натыкаешься на пустые глаза.
Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая.
Беседа:
- Вернемся к гоголевским глазам. Почему они «сверлящие»? Как он назвал Настю? (Гоголь назвал ее «сорокой». В этом слове чувствуется что - то неодобрительное, грубоватое. А вот мать зовет ее «ненаглядной». Какое нежное, полузабытое слово! Чувствуется двоякое отношение автора к героине).
- А каково ваше отношение к Насте?
2) Лингвистический эксперимент.
Мы с вами внимательные читатели. Хочу в этом убедиться. Перед вами отрывок из рассказа: «В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие - то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму».
- Что вам не понравилось в характеристике Даши? Какой прием использует автор? (Оксиморон. «Добрая» не может быть настолько бестолковой и проявить бестактность, черствость, получая и передавая телеграмму о смерти человека).
3) Творческая работа.
Произведение названо «Телеграмма». Лексическое значение этого слова – срочное послание. Убедившись в том, что слово, действительно, играет большую роль в тексте данного рассказа, составьте телеграмму Насте, употребив слова -«проводники».
Примерный текст телеграммы: «Твоей маме одиноко и холодно без тебя. Приезжай и согрей ее теплом своих глаз».
IV. Обобщение выводы.
К сожалению, мы не можем нарушить «живую ткань» произведения и ваши телеграммы останутся неотправленными. В них звучат добрые слова, а раз слово прозвучало, оно будет жить. Вы, надеюсь, будете бережно относиться и к людям, и к словам, которые адресуете им.
V. Комментирование оценок за урок.
VI. Домашнее задание.
Жаңалықтар
В. Осеева «Волшебное слово»
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
В. Путилина «Вишнёвая ветка»
ст. Сулутобе, Шиелийский район Кунарова Лаура Куспангалиевна
Диалог
Амандыкова Г. Б - учитель русского языка и литературы школы - гимназии №9 имени Н. Ильясова города Кызылорда
А. Я. Пришвин «Золотой луг»
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.