Сейсенбі, 22 Сәуір 2025
  • :
  • :
Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Обособление обстоятельств

20 ақпан 2016, Сенбі
Батыс Қазақстан облысы, Бөкей ордасы ауданы
Сайқын ауылы, М-С.Бабажанов атындағы ЖОББ мектебі
Хайруллина Күләш Жексенбайқызы

Тема урока: Обособление обстоятельств
Цель: дать понятие об обособленном обстоятельстве.
Задачи: Формирование знаний об условиях обособления обстоятельств, умения распознавать и выделять обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Развивать мышление, память, речевые умения по лексической теме: «природа».
Воспитание любви к родной земле, ответственного отношения к учебе.
Оборудование: интерактивная доска, таблица, слайды.
Тип урока: урок объяснения новой темы.

Ход урока
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
М. Пришвин
1) Орг. момент.
2) Постановка цели.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями обособления обстоятельств, научимся выделять интонационно и на письме обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обратите внимание на эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
( лексическая тема «природа»)

3) Фронтальный опрос.
- Сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы:
- Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.
- Какие члены предложения могут обособляться? Второстепенные члены предложения.
- Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.
- Когда обособляется дополнение? Дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением
- Чем ещё может осложняться простое предложение? Вводными словами, обращениями, однородными членами предложения.

4) Объяснение нового материала.
Запись в тетради высказывания Пришвина «Знай, люби и береги природу»
Ответить на вопрос:
- Что такое природа?
Метод «Ассоциация». Ученики должны написать, какие ассоциации возникают у них при слове « природа»
- Почему она нуждается сейчас в защите человека?
Ученики приходят к выводу: «Защищая природу, человек защищает себя» Запись на доске данного предложения и синтаксический разбор, определение синтаксической роли словосочетания «защищая природу», способа выражения этого обстоятельства
Повторение пройденного о деепричастии:
- Что такое деепричастие? Особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие.
- Что такое деепричастный оборот? Деепричастие с зависимыми словами
- Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? Являются обстоятельством
- Как выделяются на письме? Запятой, т. е. обособляются.
Обособление обстоятельств

Знакомство с условиями обособления обстоятельств по таблице.

5) Закрепление пройденного
Применение знаний.
- А. С. Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание»
Списать предложения и расставить знаки препинания. Указать, из каких стихотворений А. С. Пушкина взяты эти строки:
1. Дробясь о мрачные скалы
Шумят и пенятся валы.
(Обвал)
2. Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
( Зимнее утро)
3. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя…
( Зимний вечер)
4. Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них низвергаясь шумят водопады.
(Кавказ)
5. Блещя средь полей широких
Вот он льется…
(Дон)

Выборочный диктант
- Ученые, исследовав многие виды пернатых, пришли к выводу, что самый чуткий слух у фазанов, а самый зоркий глаз у орлов. Попробуем узнать, насколько хорошо развит ваш слух.
Портрет
Один герцог захотел, чтобы великий художник написал его портрет. Вызвал художника в замок, объяснил, чего хочет. Художник согласился.
Герцог спрашивает: «А сколько стоит твоя работа?» Художник называет сумму, сравнимую со стоимостью замка герцога.
Герцог соглашается, отсчитывая мешки с золотом. «Сколько времени тебе надо на работу?», - спрашивает герцог. «Управлюсь за три часа», - отвечает художник. Герцог ошеломлен: «То есть все эти деньги я плачу тебе за три часа работы?» «Да, но предыдущие 35 лет я потратил на то, чтобы научиться делать это за три часа»
Герцог скрепя сердце расстался с золотом. А художник шутя выполнил его заказ.

Из данного текста выписать предложения с обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Объяснить, почему не ставятся запятые в 2 - ух последних предложениях. (В составе фразеологизма в предпоследнем предложении и в последнем предложении деепричастие утратило значение глагольности)
- Каждая притча содержит поучение. Чему учит эта притча? Чтобы в совершенстве овладеть мастерством, надо долго и упорно трудиться. То же можно сказать и об учении. Ведь недаром казахи говорят: «Добывание знаний равносильно копанию колодца иголкой»

Игра «Третье лишнее»
1. Изучая «птичий» язык, ученые все больше узнают о них
2. Для фазанов важно, как звучат шаги. ( Сложное предложение)
3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя чувство опасности.

Развитие речи.
Составление диалога о защите природы. Пример:
- Какие меры приняты в нашей стране для защиты природы?
- Знаю, что запрещают охоту на некоторые виды животных.
- Разве этого достаточно?
- Нет, конечно.
- Наверно, ты знаешь о заповедниках?
- Да, я знаю, что их 6 в нашей республике. Для чего они нужны?
- Для сохранения животного и растительного мира нашей страны.
- Вот как? Теперь буду знать. Спасибо за интересную беседу.

Метод «синквейн» Написать пятистишие на тему «природа». Пример:
Степь
Широкая, бескрайняя,
Радует, цветет, благоухает,
Здесь родился, вырос я,
Родина моя.

6. Домашнее задание:
Используя в речи деепричастия и деепричастные обороты, написать сочинение на тему «Возвысим степь, не унижая горы»

7. Итоги урока (рефлексия)
- Что мы узнали на уроке? ( При каких условиях обособляются обстоятельства)
- От чего зависит обособление обстоятельства? (От способа выражения обстоятельства, места и значения деепричастия)
- Что вами усвоено хорошо? Над чем еще работать?
8. Выставление оценок

Толық нұсқасын жүктеу

Жаңалықтар
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств
ЗКО, Чингирлауский район, Белогорская СОШ. Учитель русского языка и литературы Какиева Гульсара Климовна
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Измуханова Улмеке Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской средней школы им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Знай, люби и береги природу
Знай, люби и береги природу
Агашина Дидар Букенбаевна учитель русского языка и литературы Еркинкалинская средняя школа город Атырау
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Производная сложной функции
Производная сложной функции
Құлсейтова Гүлнара Ұзақбайқызы Область Ақтобе, город Шалкар
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×