К. Г. Паустовский «Рождение сказки». «Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
К. Г. Паустовский «Рождение сказки».
«Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
Цели урока: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя об авторе.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине — в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн — Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.
В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова...
2. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».
3. Составление плана:
а) История раненого коня.
б) Мельник Панкрат.
в) Лютая зима.
г) Филька по прозвищу «Ну тебя».
д) Рассказ бабки.
е) Осознание Филькой своего поступка с конем.
ж) Разговор Фильки с Панкратом.
з) Как помогла Фильке старая сорока?
и) Как пришло спасение?
к) Как Филька помирился с раненым конем?
4. Образы героев сказки.
— Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном».
Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».)
— Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)
— Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?
Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.
5. Реальное и фантастическое в сказке.
— Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)
— Какие события сказки, по - вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)
— Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.)
6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.
а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)
б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:
• Зачем помирать? Надеяться надо.
• Льготного срока не будет.
• Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
• За твою дурь расплачиваться своим горбом?
• От теплоты лед начал оседать.
• Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
• Хлеб - соль подносить.
• Не только человеку извинение требуется.
• Бери хлеб, мирись!
• Трещала как пулемет.
7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).
— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся от злобы людской, мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?
— В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)
III. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.
Домашнее задание: сочинение - миниатюра «Я увидел чудо...».
Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение - миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
«Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
Цели урока: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Ход урока
I. Организационный этап урока. Постановка целей.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя об авторе.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего 18 мая 1892 года. Детство будущего писателя прошло на Украине — в деревне, потом в городе Киеве. С детства Паустовского окружали талантливые, добрые люди. Тяга к учебе наблюдалась с самого раннего возраста. К. Г. Паустовскому пришлось быть свидетелем нескольких войн — Первой мировой в 1914 году, революции 1917 года, Гражданской войны. Он даже участвовал в боях с петлюровцами, был матросом, подручным в рабочей артели, позже стал журналистом.
В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы, обыкновенные люди, ее не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова...
2. Художественный пересказ сказки «Теплый хлеб».
3. Составление плана:
а) История раненого коня.
б) Мельник Панкрат.
в) Лютая зима.
г) Филька по прозвищу «Ну тебя».
д) Рассказ бабки.
е) Осознание Филькой своего поступка с конем.
ж) Разговор Фильки с Панкратом.
з) Как помогла Фильке старая сорока?
и) Как пришло спасение?
к) Как Филька помирился с раненым конем?
4. Образы героев сказки.
— Назовите главных героев сказки. В какой части сказки мы узнаем о главных героях? Как о них говорит автор? (Конь Мальчик - вороной конь, «раненый, пострадал от врага».
Мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик... ребята считали его колдуном».
Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» — «молчаливый, недоверчивый».)
— Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата? (О Фильке: «Отвечал сердитым басом», бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха». О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу».)
— Кратко перескажите сюжет сказки. Какие поступки совершали герои?
Ученики коротко пересказывают сюжет сказки, затем учитель подробно объясняет домашнее задание.
5. Реальное и фантастическое в сказке.
— Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят события, — деревня Бережки, — и указывается время действия. «Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые указывают, что такое могло происходить во время Гражданской войны.
В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока сердится.)
— Какие события сказки, по - вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыню»; болтливая сорока, которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и попросила его прогнать мороз.)
— Каких из этих персонажей (бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики, женщины, мальчик Николай) мы назовем фантастическими, а каких — реальными? (Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы, явления: ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции.)
6. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста.
а) Найти в тексте эпитеты и записать в тетради. (Теплый хлеб с румяной коркой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.)
б) Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость:
• Зачем помирать? Надеяться надо.
• Льготного срока не будет.
• Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
• За твою дурь расплачиваться своим горбом?
• От теплоты лед начал оседать.
• Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
• Хлеб - соль подносить.
• Не только человеку извинение требуется.
• Бери хлеб, мирись!
• Трещала как пулемет.
7. Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру...» до слов: «— Да ну его, Панкрата — сказал Филька и затих»).
— Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся от злобы людской, мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)
— Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?
— Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?
— Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение?
— В чем же мудрость сказки «Теплый хлеб»? (Если человек сделал злое дело, его немедленно нужно исправить, лучше, конечно, никогда и никому в жизни не делать зла, чтобы оно потом не вернулось к тебе.)
III. Подведение итогов урока.
Учитель предлагает сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Дети формулируют свои варианты. Учитель обобщает их, дети под его руководством вписывают правила в тетрадь:
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей видеть чудо и творить его сам.
Домашнее задание: сочинение - миниатюра «Я увидел чудо...».
Завершая работу над темой, учитель дает задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение - миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.
Жаңалықтар
Грузинская народная сказка "Заработанный рубль"
Сказка – удивительное явление в мировой культуре. Сказка всегда утверждает добро. «Что за прелесть эти сказки!» - так восхищенно отзывался А. С. Пушкин о сказках. Сегодня очень хочется, чтобы вы, ребята, показали свои знания о сказках.
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
учитель русского языка и литературы Мендибаева Б.Ж.
Жизнь и творчество Паустовского
учитель русского языка и литературы Мендибаева Б.Ж.
Золотые уроки нравственности сказки К. Г. Паустовского
учитель русского языка и литературы Мендибаевой Б.Ж.
Угадай сказку
Маңғыстау облысы, Бейнеу селосы, Абай орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Умирова Акмайра
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.