Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

06 наурыз 2014, Бейсенбі
Народная мудрость сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель урока: Понять, какова же народная мудрость сказки «Теплый хлеб».
Образовательная: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, мораль, выйти на понимания смысла названия.
Развивающая: развитие художественного восприятия.
Воспитательная: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма, любви к труду.
Тип урока: Комбинированный
Вид: Урок открытых мыслей

Ход урока:
I. Организационный момент (Эмоциональный настрой)
- приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Послушаем свое сердце и помолчим.
- В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем не сделает зла никогда и никому.

Эпиграф: Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких
Жизнь, как трава от осенней росы.
К. Г. Паустовский

- В каждом настоящем писателе живет учитель К. Г. Паустовский, написавший за всю свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, что звать людей к прекрасному. Он не приемлет равнодушных к окружающему, душевно черствых. Поэтому эпиграфом этого урока я взяла именно его слова.
- Сегодня мы должны будем понять, чему учит нас сказка «теплый хлеб», как через живое слово можно понять смысл художественного произведения.

1. Эвристическая беседа с классом:
А пока давайте восстановим события сказки.
- О каких событиях идет речь в сказке?
- действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» обидел раненного коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце Филька понимает свою ошибку.
- Почему обезумела метель?
- Природа - это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по - своему, сердится на людей и радуется вместе с ними.
- Какое определение автор дает морозу?
- Колючий мороз
- что мы узнаем о Фильке?
- Ничего приятного, угрюмый, неласковый
- А почему он такой? И Почему он живет с бабкой?
- Мальчик – сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил прокормить. Неласковому и нелюбимому всегда живется труднее, чем доброму и приветливому, которого все любят.

2. Групповая работа (Постеры)
Задание 1 группе: Когда Филька понял, что поступил плохо? (не тогда, когда обидел коня, а позже когда заплакал над рассказом бабки)
Задание 2 группе: Можно ли поправить злодейство и что решил Филька? Что сыграло большую роль в успехе?
(Совместный труд людей, а не волшебство, связанное с сорокой)

3. Составление кластера:
Задание 1 группе: Докажите, сказка это или рассказ?
Задание 2 группе: как изменился мир, когда люди взялись за общее дело?
(В нем нет пустоты: зазвенела капель, слышен шум листвы, звонких березовых дров)

4. Игра « Пантомима»
Зачитываются отрывки из текста, а учащиеся изображают мимиками, жестами.
1группа: Тотчас в голых деревьях, в печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, запорошил Фильке горло. Уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
2 группа. Старое колесо скрипнуло - с него посыпались сосульки - и медленно повернулось. Потом колесо повернулось быстрее, еще быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно. Панкрат засыпал зерно, и в мешки лилась горячая мука.
5. Конкурс пословиц о хлебе:
- Итак, мельница а значит и люди были спасены.
- А теперь давайте вспомним, как на Руси относились к хлебу.
1группа: Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
2 группа: Хлеба нет и друзей не бывало
Хлеба нет – и корочки в честь
Хлеб хлебу брат
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в доме возьмет тоска.
- А какие еще выражения в сказке могут быть пословицами, поговорками?
- « Зачем помирать, надеяться надо».
-« Льготного срока не будет»
-«Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение».
- А какое выражение с последней страницы сказки могло бы стать пословицей, потому что оно содержит в себе народную мудрость?
-«Не только человеку извинение требуется».
Вывод:
- А какова же народная мудрость сказки?
- Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому.

III. Итог
- Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайе лишь зверей внутри себя.

- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
- Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир. Поэтому любимый герой его сказок – человек отзывчивый, чуткий, с добрым сердцем.
Мы живем в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но заповеди учат нас любить и прощать. Старые, мудрые люди говорят: «Лучше подавать, чем просить». Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.

IV. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос ( по выбору ):
1) Добрые советы сказки.
2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?
V. Релаксация:
- Ребята, в природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет. Давайте попробуем сотворить солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце сияющий солнечный шар. Он излучает прекрасные качества, необходимые каждому человеку: любознательность отзывчивость, чуткость, упорство. Солнце несет вам свет знаний
3 930
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
К. Г. Паустовский «Рождение сказки». «Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
К. Г. Паустовский «Рождение сказки». «Теплый Хлеб» — Сказка о труде и взаимной выручке
Цели урока: обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека; научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Жизнь и творчество Паустовского
Жизнь и творчество Паустовского
учитель русского языка и литературы Мендибаева Б.Ж.
Проблема добра и зла
Проблема добра и зла
учитель русского языка и литературы Мендибаевой Б.Ж.
В гостях у сказки
В гостях у сказки
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы, Қайыңды ауылы, Саға мектеп - бала бақшасының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі Амирова Анаргул Куанышевна
Художник и сказка
Художник и сказка
Актюбинкий область, город Шалкар, Средняя школа им. И. Ургенишбаева Ахметова Марина Сундетқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×