Золотые уроки нравственности сказки К. Г. Паустовского
Золотые уроки нравственности сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель урока: Научить учащихся золотым правилам нравственности
Образовательная:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного;
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образов художественной литературы;
Воспитательное:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, уважения к хлебу, труду
Тип урока: Комбинированный
Вид: урок исследования
Ход урока:
I. Вводно - мотивационный этап
Эмоциональный настрой:
- Прощу всех выйти в круг. Встаньте поудобнее, расслабьтесь и вспомните ситуацию, когда вы обижались на кого – то.
- А теперь представьте легкое, красивое облоко, на него приятно смотреть. Потянитесь руками, посадите свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
- Медленно опустите руки. Обиды можно мысленно отпускать на ветер или пускать по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Ведь каждый может этому научиться. И тогда с вами произойдет что - то хорошее. Вы почувствуете себя счастливым. Вы освободитесь от обиды. Вам станет легко и весело, потому что обиды надо прощать и забывать.
1. Проблемный вопрос:
- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках?
- Итак, что такое сказка?
- Сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
- Докажите, что «Теплый хлеб»- это литературная сказка.
- «Теплый хлеб» является литературной сказкой, так как в ней присутствуют фантастические событие и персонажи.
2. Групповая работа: (1 группа)
- Почему Фильку прозвали «Ну Тебя»
- Это любимое выражение Фильки, формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.
Сколько раз Филька произносит свою любимую фразу? С какой интонацией он говорит её в начале сказки? Каким мы видим героя в начале сказки? С помощью, каких слов автор выражает своё отношение к мальчику?
- « Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечает сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неловкость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»
- Какой нехороший поступок совершает Филька? Привести фразы с любимым выражением героя в эпизоде «Жестокий поступок Фильки»
- Он обидел коня, ударил его, бросил хлеб на снег, говорил слова «Да ну тебя! Дьявол!- крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай, его мордой из под снега! Иди копай!»
- «Филька вскочил, наконец в избу….(стр. 295, 2 абзац)
-«Да ну вас!.......(стр. 295, 3 абзац)
2 группа
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? И когда он понял, что совершил дурной поступок?
- В данном произведении природа играет очень важную роль. Она меняется на протяжении происходящих в сказке событий. В начале сказки говориться: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, « засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, « колючий мороз пошёл по деревне».
- Филька понял, что совершил дурной поступок не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
- На что решился герой, чтобы исправить злодейство? И почему он не сомневался, что ребятишки помогут ему?
- Мальчик побежал к старому мельнику. Панкрат посоветовал ему изобрести спасение от стужи, чтобы искупить вину перед людьми, перед раненой лошадью.
- А ребята, конечно могли сказать: «Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.
- Как отношение Панкрата и других героев произведение к Фильке помогло ему понять себя?
- Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «ДА ну тебя!» нельзя. ОБ изменениях в душе Фильки мы узнаем даже по интонации, с которой он произносит выражение: «Да ну его! сказал Филька. Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
- Почему конь простил Фильку?
- Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «Злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.
3. Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки и Филькой»
4. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значение слова, «теплый».
- Эпитет - образное слово, определяющее, характеризующее какое - то свойство предмета или явления.
- Олицетворение - это перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.
- Да, в произведений Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб»- сказка
Составление кластера:
Задание 1 группе: Определите, какие события и персонажи является реальными?
- Реальные события и персонажи:
1) Воина, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2) Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего
3) Бабушка Фильки
4) Решение мальчика идти за помощью к людям.
5) Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6) Радость прощения, примирения. Чуткость коня
Задание 2 группе: Определите какие события и персонажи является сказочными?
- Сказочные события и персонажи:
1) Мельник - колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека
2) Рассказ бабки о происшествии 100 - летней давности(легенда)
3) сорока, летящая за помощью к теплому в ветру. Ее болтовня, который никто не верит.
4) Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.
5) Ветер, мороз, мыши
- Конечно, в сказке Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной? Правильно, эта сказка о на с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Паустовскии назвал сказку «Теплый хлеб».
5. Работа над лексическим значением слова «теплый».
1) Нагретый, дающий или содержащий тепло
2) Не знающий морозов, южный
3) Хорошо защищающий тепло от холода.
4) Имеющий отопление.
5) Отличающиеся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
Задание 1 группе: В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?
- Эту сказку Паустовскии называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый - значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки,- это искупление вины мальчика.
Задание 2 группе: В каком из предложении содержится главная мысль сказки? Какова основная мысль сказки? Чему она нас учит?
1) Добрый человек - это тот, кто не умеет делать зла.
2) Человек становится добрым только среди добрых людей.
3) Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4) Злой человек вредит прежде всего самому себе.
Основная мысль сказки в том, что злое дело обязательно надо исправить, но вообще то лучше зла не делать никому и никогда.
Сказка «Теплый хлеб» учит нас доброте милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.
6. Подведение итогов.
- Что нового вы открыли для себя?
- Какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?
- Нужно быть добрыми, отзывчивыми
- Не причинять другим вреда, обиды
- Отвечать за свой поступки, слова.
- Не бояться просить прощения, прощать
- Нельзя относиться безразлично к окружающему миру
- Надо совершить добрый поступок, чтобы исправить зло
Домашнее задание: Подготовить высказывания о добре
Релаксация:
Представьте на минуту, что вы держите в руках теплый, солнечный лучик. Если солнце у вас в ладонях, вы и в самую темную ночь найдете правильную дорогу. Бережно и осторожно держите в своих руках маленькое солнышко. Покачайтесь вместе с ним на солнечных качелях. Осторожно передайте его друг другу, произнося при этом добрые слова. Пусть солнечный лучик поможет вам стать ближе друг к другу, объединит всех вас.
Цель урока: Научить учащихся золотым правилам нравственности
Образовательная:
- актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
- формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного;
Развивающие:
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
- развитие интереса у учащихся к чтению лучших образов художественной литературы;
Воспитательное:
- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, уважения к хлебу, труду
Тип урока: Комбинированный
Вид: урок исследования
Ход урока:
I. Вводно - мотивационный этап
Эмоциональный настрой:
- Прощу всех выйти в круг. Встаньте поудобнее, расслабьтесь и вспомните ситуацию, когда вы обижались на кого – то.
- А теперь представьте легкое, красивое облоко, на него приятно смотреть. Потянитесь руками, посадите свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
- Медленно опустите руки. Обиды можно мысленно отпускать на ветер или пускать по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Ведь каждый может этому научиться. И тогда с вами произойдет что - то хорошее. Вы почувствуете себя счастливым. Вы освободитесь от обиды. Вам станет легко и весело, потому что обиды надо прощать и забывать.
1. Проблемный вопрос:
- Вы знаете уже много сказок: в детстве вам читали их родители и бабушки, потом вы полюбили читать их сами. Как вы думаете, все ли вы знаете о сказках?
- Итак, что такое сказка?
- Сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
- Докажите, что «Теплый хлеб»- это литературная сказка.
- «Теплый хлеб» является литературной сказкой, так как в ней присутствуют фантастические событие и персонажи.
2. Групповая работа: (1 группа)
- Почему Фильку прозвали «Ну Тебя»
- Это любимое выражение Фильки, формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.
Сколько раз Филька произносит свою любимую фразу? С какой интонацией он говорит её в начале сказки? Каким мы видим героя в начале сказки? С помощью, каких слов автор выражает своё отношение к мальчику?
- « Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечает сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неловкость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»
- Какой нехороший поступок совершает Филька? Привести фразы с любимым выражением героя в эпизоде «Жестокий поступок Фильки»
- Он обидел коня, ударил его, бросил хлеб на снег, говорил слова «Да ну тебя! Дьявол!- крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: «На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай, его мордой из под снега! Иди копай!»
- «Филька вскочил, наконец в избу….(стр. 295, 2 абзац)
-«Да ну вас!.......(стр. 295, 3 абзац)
2 группа
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? И когда он понял, что совершил дурной поступок?
- В данном произведении природа играет очень важную роль. Она меняется на протяжении происходящих в сказке событий. В начале сказки говориться: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, « засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, « колючий мороз пошёл по деревне».
- Филька понял, что совершил дурной поступок не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
- На что решился герой, чтобы исправить злодейство? И почему он не сомневался, что ребятишки помогут ему?
- Мальчик побежал к старому мельнику. Панкрат посоветовал ему изобрести спасение от стужи, чтобы искупить вину перед людьми, перед раненой лошадью.
- А ребята, конечно могли сказать: «Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает», но Филька знал, что они хорошие, поэтому обязательно помогут.
- Как отношение Панкрата и других героев произведение к Фильке помогло ему понять себя?
- Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «ДА ну тебя!» нельзя. ОБ изменениях в душе Фильки мы узнаем даже по интонации, с которой он произносит выражение: «Да ну его! сказал Филька. Пробьем мы, ребята, и такой лед!»
- Почему конь простил Фильку?
- Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «Злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.
3. Выразительное чтение по ролям эпизода «Разговор бабки и Филькой»
4. Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значение слова, «теплый».
- Эпитет - образное слово, определяющее, характеризующее какое - то свойство предмета или явления.
- Олицетворение - это перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.
- Да, в произведений Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб»- сказка
Составление кластера:
Задание 1 группе: Определите, какие события и персонажи является реальными?
- Реальные события и персонажи:
1) Воина, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный мальчик
2) Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего
3) Бабушка Фильки
4) Решение мальчика идти за помощью к людям.
5) Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и жителей всей деревни.
6) Радость прощения, примирения. Чуткость коня
Задание 2 группе: Определите какие события и персонажи является сказочными?
- Сказочные события и персонажи:
1) Мельник - колдун; свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека
2) Рассказ бабки о происшествии 100 - летней давности(легенда)
3) сорока, летящая за помощью к теплому в ветру. Ее болтовня, который никто не верит.
4) Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.
5) Ветер, мороз, мыши
- Конечно, в сказке Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной? Правильно, эта сказка о на с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Паустовскии назвал сказку «Теплый хлеб».
5. Работа над лексическим значением слова «теплый».
1) Нагретый, дающий или содержащий тепло
2) Не знающий морозов, южный
3) Хорошо защищающий тепло от холода.
4) Имеющий отопление.
5) Отличающиеся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.
Задание 1 группе: В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?
- Эту сказку Паустовскии называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый - значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки,- это искупление вины мальчика.
Задание 2 группе: В каком из предложении содержится главная мысль сказки? Какова основная мысль сказки? Чему она нас учит?
1) Добрый человек - это тот, кто не умеет делать зла.
2) Человек становится добрым только среди добрых людей.
3) Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
4) Злой человек вредит прежде всего самому себе.
Основная мысль сказки в том, что злое дело обязательно надо исправить, но вообще то лучше зла не делать никому и никогда.
Сказка «Теплый хлеб» учит нас доброте милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей.
6. Подведение итогов.
- Что нового вы открыли для себя?
- Какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?
- Нужно быть добрыми, отзывчивыми
- Не причинять другим вреда, обиды
- Отвечать за свой поступки, слова.
- Не бояться просить прощения, прощать
- Нельзя относиться безразлично к окружающему миру
- Надо совершить добрый поступок, чтобы исправить зло
Домашнее задание: Подготовить высказывания о добре
Релаксация:
Представьте на минуту, что вы держите в руках теплый, солнечный лучик. Если солнце у вас в ладонях, вы и в самую темную ночь найдете правильную дорогу. Бережно и осторожно держите в своих руках маленькое солнышко. Покачайтесь вместе с ним на солнечных качелях. Осторожно передайте его друг другу, произнося при этом добрые слова. Пусть солнечный лучик поможет вам стать ближе друг к другу, объединит всех вас.
Жаңалықтар
Исследование Евразии. Орал (Мугалжары)
Акмолинская область, Ерейментауский район ГУ «Новодолинская средняя школа» учитель географии Еркабаева Тожигул Камаловна
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Жизнь и творчество Паустовского
учитель русского языка и литературы Мендибаева Б.Ж.
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Прямоугольная система координат
ВКО. г. Семей. учитель математики и информатики, ГУ «СОШ №33 им. К.Рыскулбекова» Мусина Адемы Заманбековна Урок математики по теме "Прямоугольная система координат".
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.