Струны воспоминаний. Иртыш
Урок литературы «Струны воспоминаний», посвящённый творчеству Павла Николаевича Васильева.8 класс. По учебнику «Русская литература» для общеобразовательных школ с казахским языком обучения .Авторы: Боранбаева З.И. и Сверчкова Р.С.
Тема урока: «Струны воспоминаний. Иртыш»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем, в котором жил П.Н.Васильев, с судьбой и творчеством поэта, прошедшего все “круги ада”; помочь выявить идейный смысл его стихотворения “Иртыш”.
2. Развивать умения анализировать и обобщать.
3. Вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой и творчеством поэта; способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны, критического мышления и гуманистического мировоззрения. совершенствование навыка выразительного чтения.
Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку, выставка
произведений П.Васильева.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Павел Николаевич Васильев…..Какой он? Как вы думаете? Васильев – поэт или прозаик? Что нужно знать о нём, чтобы ответить на эти вопросы?
II. Объяснение нового материала:
У каждого человека помимо большой, общей Родины, есть своя, маленькая, которая питает и растит любовь ко всей стране. Это наш дом, тот уголок, тот край земли, где родился, где впервые ощутил ласку матери, услышал песни своего народа. Это место, в котором услышал не только колыбельную, но и песню природы, ту великую песню, которую мы называем симфонией жизни. И сладко сердцу от воспоминаний об этих заветных уголках. Для Павла Васильева – нашего земляка, большого, талантливого и очень яркого поэта таким уголком является Казахстан, Павлодар.
Родился он 5 января 1910 года в г. Зайсане (Восточный Казахстан). Отец Павла, Николай Корнилович Васильев, преподавал математику, работал инспектором народных училищ, был директором школы. Мать Глафира Матвеевна увлекалась музыкой, много читала и свою любовь к книгам старалась передать детям. (Работа по слайдам1-7)
А.Толстой называл П.Васильева советским Пушкиным. А.Луначарский: "П.Васильев - "восходящее светило новой русской поэзии". В.Солоухин включил его в пятерку великих:
1. А.Пушкин. 2. М.Лермонтов. 3. А. Блок. 4. С. Есенин. 5. П. Васильев.
Он ушел из жизни совсем молодым в 27 лет, но, несмотря ни на что, о нем помнят как в Казахстане, так и в России и далеко за рубежом. Павел Васильев был казнён в Лефортовской тюрьме 16 июля 1937 года и похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
О Павле Васильеве говорили и говорят как о человеке планетарного масштаба, который сплотил две части света - Европу и Азию, объединил русскую душу и казахскую степь .
(Работа по слайдам 7-13)
Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских “психушек”, в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах. Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
Жизнь и творчество нашего гениального земляка Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном. Его поэзия, как и Иртыш, соединяет Павлодар и Омск, Казахстан и Россию. П. Васильев одним из первых ввел тему Казахстана в русскую поэзию. Почти все его стихи – о Казахстане, Прииртышье, Алтае; о рыбаках Зайсана, казахских аулах и казачьих станицах. В них он выразил беззаветную любовь к родному краю, которую он в своем сердце пронес через всю жизнь, где бы он ни был. Образ просторной, необъятной родины, образ жителей степного края оживают в страницах стихотворений: «По Иртышу», «Ярмарка в Куяндах», «Верблюд», «Павлодар», «Азиат»,, «Песни киргиз-казахов», «Стихи Мухана Башметова».
С удивительным вдохновением воспевал он казахскую степь, свою "просторную родину" именно эту землю, напитанную духом древнейших цивилизаций. (работа по слайдам14-17)
Чтение стихотворения «Иртыш»
Камыш высок, осока высока,
Тоской набух тугой сосок волчицы,
Слетает птица с дикого песка,
Крылами бьёт и на волну садится.
Река просторной родины моей,
Просторная,
Иди под непогодой,
Теки, Иртыш, выплёскивай язей –
Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый.
III. Словарная работа (Работа по слайду 18)
Тугой – қатты керілген, тартып байланған
шатучие – т.е. подвижные
забот не точат – заботы не беспокоят
чалка – канат, трос для речного судна, лодки
приречные станицы – казачьи селения у реки
дородных – больших, крупных
трюм – внутреннее помещение корабля
скиталец – здесь: путешественник
досужие – свободные от дела
Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах.
Отрабатываем произношение, составляем предложения с новыми словами, разбираем слова по составу.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с высказываниями известных людей о памяти. (Работа по слайду20)
Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.
Иоган Вольфганг Гёте
Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.
Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых.
Цицерон
Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний.
Джером Клапка Джером
То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе.
Гесиод
Кто помнит всегда о других, тот оставляет о себе память .Кто думает лишь о себе, канет в небытьё.
Леонид С.Сухоруков
Всегда чти следы прошлого.
Цецелий
Отвечаем на вопросы: Почему нужно знать об этом? Зачем нам нужна память?
Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова.- вывод детей.(Слайд 21) V.Заключительное слово учителя: “Читайте стихи Васильева.Они помогут нам выжить в каменных и виртуальных городах, обнажённой подошвой почувствовать тепло родной земли, они научат любить даже там, где царят ненависть и предательство”.
Есть ли для нас сегодня что-нибудь более важное, более необходимое?
Имя Павла Васильева будет жить, новое время, новые надежды говорят о том, что Духовность и Человечность побеждают. Стихи Васильева переведены на многие языки мира.
VI.Домашняя работа: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Иртыш», знать содержание статьи о П.Н.Васильеве
Тема урока: «Струны воспоминаний. Иртыш»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем, в котором жил П.Н.Васильев, с судьбой и творчеством поэта, прошедшего все “круги ада”; помочь выявить идейный смысл его стихотворения “Иртыш”.
2. Развивать умения анализировать и обобщать.
3. Вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой и творчеством поэта; способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны, критического мышления и гуманистического мировоззрения. совершенствование навыка выразительного чтения.
Оборудование: интерактивная доска, презентации к уроку, выставка
произведений П.Васильева.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
Павел Николаевич Васильев…..Какой он? Как вы думаете? Васильев – поэт или прозаик? Что нужно знать о нём, чтобы ответить на эти вопросы?
II. Объяснение нового материала:
У каждого человека помимо большой, общей Родины, есть своя, маленькая, которая питает и растит любовь ко всей стране. Это наш дом, тот уголок, тот край земли, где родился, где впервые ощутил ласку матери, услышал песни своего народа. Это место, в котором услышал не только колыбельную, но и песню природы, ту великую песню, которую мы называем симфонией жизни. И сладко сердцу от воспоминаний об этих заветных уголках. Для Павла Васильева – нашего земляка, большого, талантливого и очень яркого поэта таким уголком является Казахстан, Павлодар.
Родился он 5 января 1910 года в г. Зайсане (Восточный Казахстан). Отец Павла, Николай Корнилович Васильев, преподавал математику, работал инспектором народных училищ, был директором школы. Мать Глафира Матвеевна увлекалась музыкой, много читала и свою любовь к книгам старалась передать детям. (Работа по слайдам1-7)
А.Толстой называл П.Васильева советским Пушкиным. А.Луначарский: "П.Васильев - "восходящее светило новой русской поэзии". В.Солоухин включил его в пятерку великих:
1. А.Пушкин. 2. М.Лермонтов. 3. А. Блок. 4. С. Есенин. 5. П. Васильев.
Он ушел из жизни совсем молодым в 27 лет, но, несмотря ни на что, о нем помнят как в Казахстане, так и в России и далеко за рубежом. Павел Васильев был казнён в Лефортовской тюрьме 16 июля 1937 года и похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
О Павле Васильеве говорили и говорят как о человеке планетарного масштаба, который сплотил две части света - Европу и Азию, объединил русскую душу и казахскую степь .
(Работа по слайдам 7-13)
Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских “психушек”, в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах. Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
Жизнь и творчество нашего гениального земляка Павла Николаевича Васильева являются ярким доказательством той связующей нити между Россией и Казахстаном. Его поэзия, как и Иртыш, соединяет Павлодар и Омск, Казахстан и Россию. П. Васильев одним из первых ввел тему Казахстана в русскую поэзию. Почти все его стихи – о Казахстане, Прииртышье, Алтае; о рыбаках Зайсана, казахских аулах и казачьих станицах. В них он выразил беззаветную любовь к родному краю, которую он в своем сердце пронес через всю жизнь, где бы он ни был. Образ просторной, необъятной родины, образ жителей степного края оживают в страницах стихотворений: «По Иртышу», «Ярмарка в Куяндах», «Верблюд», «Павлодар», «Азиат»,, «Песни киргиз-казахов», «Стихи Мухана Башметова».
С удивительным вдохновением воспевал он казахскую степь, свою "просторную родину" именно эту землю, напитанную духом древнейших цивилизаций. (работа по слайдам14-17)
Чтение стихотворения «Иртыш»
Камыш высок, осока высока,
Тоской набух тугой сосок волчицы,
Слетает птица с дикого песка,
Крылами бьёт и на волну садится.
Река просторной родины моей,
Просторная,
Иди под непогодой,
Теки, Иртыш, выплёскивай язей –
Князь рыб и птиц, беглец зеленоводый.
III. Словарная работа (Работа по слайду 18)
Тугой – қатты керілген, тартып байланған
шатучие – т.е. подвижные
забот не точат – заботы не беспокоят
чалка – канат, трос для речного судна, лодки
приречные станицы – казачьи селения у реки
дородных – больших, крупных
трюм – внутреннее помещение корабля
скиталец – здесь: путешественник
досужие – свободные от дела
Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах.
Отрабатываем произношение, составляем предложения с новыми словами, разбираем слова по составу.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с высказываниями известных людей о памяти. (Работа по слайду20)
Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.
Иоган Вольфганг Гёте
Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна.
Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых.
Цицерон
Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний.
Джером Клапка Джером
То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе.
Гесиод
Кто помнит всегда о других, тот оставляет о себе память .Кто думает лишь о себе, канет в небытьё.
Леонид С.Сухоруков
Всегда чти следы прошлого.
Цецелий
Отвечаем на вопросы: Почему нужно знать об этом? Зачем нам нужна память?
Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова.- вывод детей.(Слайд 21) V.Заключительное слово учителя: “Читайте стихи Васильева.Они помогут нам выжить в каменных и виртуальных городах, обнажённой подошвой почувствовать тепло родной земли, они научат любить даже там, где царят ненависть и предательство”.
Есть ли для нас сегодня что-нибудь более важное, более необходимое?
Имя Павла Васильева будет жить, новое время, новые надежды говорят о том, что Духовность и Человечность побеждают. Стихи Васильева переведены на многие языки мира.
VI.Домашняя работа: выучить наизусть отрывок из стихотворения «Иртыш», знать содержание статьи о П.Н.Васильеве
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Олжас Сулейменов «Волчата»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Эпоха Платонова
ВКО г. Аягоз общеобразовательная средняя школа № 3 Учитель русского языка и литературы Киржибаева Гульнар Советказыновна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.