Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Зима в поэзии С. А. Есенина

12 ақпан 2019, Сейсенбі
[b]Тема урока:[/b] Зима в поэзии С. А. Есенина
[b]Цель урока:[/b] Познакомить учащихся с творчеством С. Есенина.

[b]Задачи:[/b]
1. Образовательная: находить художественно - изобразительные средства в стихотворении «Зима», «Поёт зима – аукает».
2. Развивающая: выработать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас.
3. Воспитательная: привить интерес к русской поэзии, бережное отношение к природе.
[b]Наглядность урока:[/b] слайды, клипы.
[b]Методы урока:[/b] объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
[b]Тип урока:[/b] объяснение нового материала.
[b]Межпредметные связи:[/b] казахский язык

Ход урока


[b]I. Организационный момент.[/b]

[b]II. Слово учителя.[/b] Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них – тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины - матери в частности. Сегодня вы познакомитесь с Сергеем Есениным. Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт XX века, пишет он о любви к Родине, о природе, о животных, его по праву называют волшебником русского пейзажа. Он родился 21 сентября (3 октября ) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, на берегу Оки, в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Обстановка в доме оказалась сложной. Мать Есенина не ладила со свекровью, её родители – Титовы – чуждались Есениных. Отец надолго покинул семью, и мать была вынуждена уйти из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. Целые дни летом мальчик проводил на природе, среди мальчишек он был большим драчуном и всегда ходил в царапинах, любил поля, луга своего родного села, радовался белой берёзке, душистой черёмухе. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Именно бабушка, как утверждал сам поэт, подтолкнула его к написанию первых стихотворений. С. Есенин – исконно русский, глубоко национальный поэт. Он воспевал в своих стихах природу. Природа у Есенина живёт, движется, слушает, мечтает. Своеобразие его стихотворений в том, что в них передано чувство единства человека с природой. Поэт по-дружески беседует с клёном, с любовью говорит о ветерке, ласково разговаривает берёзой. На многие его стихи написаны песни, которые стали популярными в народе.
[b]1 слайд.[/b] Семейные фотографии поэта.

[b]III. Объяснение нового материала.[/b] Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда он учился в школе, в 8 лет. Стихотворение простое и незамысловатое. Юный поэт уже тонко чувствует природу, зима у него прилетает невидимо, как на крыльях, все пруды скованы льдом, можно скользить по льду, играть в игры, в которые летом не поиграешь. Много веселья принесла зима. Это стихотворение – начало великого творческого пути. Давайте, ребята, послушаем это стихотворение в исполне - нии профессионального чтеца.
[b]2 слайд.[/b] Прослушивание стихотворения «Зима».

[b]IV. Словарная работа.[/b]
Морозы сковали – аяз буды
Устремить взоры – көз тігу
Пелена – жамылғы
Солнце мигает – күн жымыңдайды
Все мы любим природу, но стихов не пишем, не всем дано быть поэтами. Просто они облада -
ют особым даром: они не просто замечают и видят больше, но и умеют ещё так передать увиденное, что невольно думаешь: наверное, они волшебники. И в этом им помогают художественно - изобразительные средства языка.
[b] Эпитет[/b] – яркое образное определение, выражающее характерные признаки предмета или явления, помогающее передать авторское отношение к нему (дивная красота, глубокая тоска).
[b]Сравнение[/b] – это литературный приём, основанный на сопоставлении качеств, явлений, предметов с целью пояснения одного из них при помощи другого (зима, как на крыльях прилетела, ковром шелковым)
[b]Олицетворение[/b] – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого (затрещали морозы, поёт зима – аукает)
[b]Работа в группах [/b]
[b]Вопросы: [/b]
[b]1 подгруппа[/b] [b] 2 подгруппа[/b]
1. Почему мальчишки благодарят зиму? За что? 1. Почему солнце в облаках мигает?
2. Почему люди устремили свои взоры на стёкла? 2. Как бы вы передали описание зимы? 3. Найти эпитеты. 3. Найти олицетворения.
Теперь послушаем второе стихотворение Есенина о зиме в исполнении мастера художествен -
ного слова «Поёт зима – аукает», написанное им в 15 лет.
[b]3 слайд[/b]. Прослушивание стихотворения «Поёт зима - аукает». 4 слайд. Прослушивание видеоклипа «Поёт зима - аукает».

[b]V. Словарная работа. [/b]
Баюкает – ұйықтату
Cосняк (сосновый лес) – қарағайлы орман
Стозвон сосняка (звон ста сосен) – жүз қарағайдың дыбысы
Метелица – боран, бұрқасын
Пташка – торғай
Игривый – жадыраңқы
Сиротливые – жетімсіреу
[b]Работа в группах[/b]
[b]Вопросы:[/b]
[b][b]1 подгруппа[/b][/b]

1. Как переводится слово баюкает?
2. Что обозначает слово стозвон?
3. С помощью каких слов в описании воробьёв автор выражает жалость?
4. Кем представляется зима: злой мачехой, шаловливым ребёнком, весёлой девушкой, заботливой матерью? Почему?
5. Найти художественно - изобразительные средства.
6. Сравните оба стихотворения, что их объединяет и в чём они отличаются?
[b]2 подгруппа [/b]

1. Как переводится слово вьюга?
2. Что такое метелица? С каким сказочным героем вы бы сравнили метелицу: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой. Почему?
3. Чей образ появляется в в конце стихотворения?
4. Для чего автор вводит образ весны?
5. Найти изобразительные средства.
6. Сравните оба стихотворения, что их объединяет и в чём они отличаются?

[b]VI. Рефлексия.[/b]
[b]Домашнее задание:[/b] выучить наизусть стихотворение Есенина о зиме (на выбор), нарисовать зиму такой, какой вы её себе представляете.
6 570
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них – тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины - матери в частности.
Стихотворение С. Есенина «Береза»
Стихотворение С. Есенина «Береза»
Познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка.
Стихотворение С. Есенина  «С добрым утром!»
Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!»
Задачи: 1. Образовательная: познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать навыки и умения находить изобразительно - выразительные средства языка.
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Есенин – чудо поэзии
Есенин – чудо поэзии
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында "Жанкелдин орта мектебі" ММ-де орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
Звери зимой
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×