Заимствованные слова
Цели урока: 1. образовательная – закрепить знания учеников о профессиональных, диалектных, общеупотребительных словах и словах - терминах; формировать знания о заимствованных словах, их особенностях;
2. развивающая – развивать речь, познавательную деятельность, логическое мышление, способности к самопознанию, самоконтролю; умения применять теоретические знания на практике, последовательно излагать свои мысли;
3. воспитательная – содействовать всеми средствами урока формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.
Тип урока: комбинированный(закрепление изученного, объяснение нового материала, обобщение).
Методы урока: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, слайды, грамматическое лото, сигнальные карточки, толковый словарь И. Ожегова, словарь иностранных слов.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Побуждение интереса.
1) Опрос домашнего задания - Работа по картинкам (слайд №1). (проводится устно)
(На слайде №1 картинки с изображением людей разных профессий.)
- Посмотрите на картинки. Кто изображён на них? Какие слова называются профессиональными?
Людей, добившихся огромного успеха в своей профессии, ставших лучшими в своём деле, в своей работе называют мастерами или, можно сказать звёздами.
Бывают звёзды эстрады, звёзды литературы, звёзды театра и кино, звёзды спорта и т. п. Сегодня на уроке вы сами сможете стать звёздами, зажечь свою звезду. Для этого вы должны приложить все свои знания, терпение, выдумку, сообразительность.
Вот у нас есть «небо» (на доске - плакат тёмно - синего цвета), но нет звёзд. Сейчас мы вместе зажжём на нём звёзды. После каждого вашего ответа закрепим на «небе» звезду ответившего (у каждого из учеников звёздочки определённого цвета).
III. Реализация важного.
2) Закрепление знаний о профессиональных словах.
(проводится устно)
Задание 1 (слайд№1).
(На слайде №1 изображены люди разных профессий. - Запишите профессии людей, изображённых на картинках. Подберите профессиональные слова, используемые в речи людей данных профессий (2 - 3 слова))
3) Объяснение новой темы (слайды №2, №3).
(На слайде №2 изображены картинки
- Слово имеет разное происхождение. Оно может быть исконно русским или заимствованным. Основу русского языка составляют исконно русские слова: мать, сын, стол и др.
В словарном составе языка есть слова, которые вошли из других языков. Эти слова называются заимствованными, или иноязычными, иностранными: экзамен
(латинское слово), футбол (английское), костюм (французское), тенге (тюркское) и др.
4) Закрепление новой темы.
Задание 2 (слайды №4, №5).
(На слайде №4 в рамке написано задание - К данным иностранным словам подобрать синонимы - исконно - русские слова. Снизу даны иностранные слова: хобби, супермаркет, менеджер, шоссе, босс, стеллаж, бизнес.) Ученики записывают эти иностранные слова в тетради в столбик.
(На слайде №5 даны исконно - русские слова: магазин, управляющий, дело, полки, увлечение, дорога, начальник.) Данные исконно - русские слова ученики подбирают к уже записанным иностранным словам.
Результат задания 2 выглядит так:
Иностранные слова Исконно - русские слова
• хобби - увлечение
• супермаркет - магазин
• менеджер - управляющий
• шоссе - дорога
• босс - начальник
• стеллаж - полки
• бизнес - дело
Задание 3 (слайд №6).
(проводится устно)
Грамматическое лото.
(На слайде №6 в рамке написано задание - К данным словам подобрать толкования. Снизу даны толкования слов. А по краям слайда, вокруг толкований слов даны сами слова.)
У учеников на партах лото со словами и их толкованиями. Соотнести слова с их толкованиями.
Толкования слов:
• 1. Литературное произведение, в котором рассказывается о расследовании запутанных преступлений.
• 2. Произведение, которое создано путём соединения разных (по форме, качеству, содержанию) материалов.
• 3. Жилой благоустроенный двухэтажный или трёхэтажный дом в пригороде или в посёлке.
• 4. Среднее учебное заведение.
• 5. Уголовное преступление.
• 6. Прохладительный напиток.
• 7. Тонкая лепёшка с запечёнными на ней кусочками мяса, сыра, овощей, грибов.
Слова:
КОТТЕДЖ., КРИМИНАЛ, ПЕПСИ - КОЛА, ПИЦЦА, ДЕТЕКТИВ, КОЛЛАЖ, КОЛЛЕДЖ.
Результат задания 3 выглядит так:
КОТТЕДЖ - жилой благоустроенный двухэтажный или трёхэтажный дом в пригороде или в посёлке.
КРИМИНАЛ - уголовное преступление.
ПЕПСИ - КОЛА - прохладительный напиток.
ПИЦЦА - тонкая лепёшка с запечёнными на ней кусочками мяса, сыра, овощей, грибов.
ДЕТЕКТИВ - литературное произведение, в котором рассказывается о расследовании запутанных преступлений.
КОЛЛАЖ - произведение, которое создано путём соединения разных (по форме, качеству, содержанию) материалов.
КОЛЛЕДЖ - среднее учебное заведение.
(Обращаю внимание учеников на правописание удвоенных букв в словах: коттедж, пицца, коллаж, колледж)
Задание 4 (слайды №7, №8).
(проводится письменно)
(На слайде №7 в рамке написано задание - Замените данные исконно - русские слова заимствованными, используя греческие корни. Снизу даны исконно - русские слова, словосочетания: новое слово, измеритель тепла, жизнеописание, измеритель времени, хранилище для книг, вымышленное имя, описание книг.) Ученики записывают в тетради слова и словосочетания, данные на слайде №7.
(На слайде №8 в два столбика записаны русские и греческие корни:)
Русские корни:
измерять
время
тепло
новый
слово
жизнь
описывать
вымышленный
имя
хранилище
книга
Греческие корни:
метр
хронос
термо
нео
логос
био
графо
псевдо
оним
тека
библио
Результат задания 4 выглядит так:
Новое слово - неологизм
измеритель тепла - термометр
жизнеописание - биография
измеритель времени - хронометр
хранилище для книг - библиотека
вымышленное имя - псевдоним
описание книг - библиография
5) Повторение изученных тем.
Задание 5.
(проводится устно)
Работа по сигнальным карточкам.
У учеников сигнальные карточки: П - профессиональное слово; Д – диалектное слово; З – заимствованное слово.
- Вспомните, какие слова называются диалектными, профессиональными, заимствованными?
Диктуются слова: фундамент, экзамен, баскетбол, кочет, дискета, вязанки, фотосинтез, аккорд, мастерок, баять, жалюзи, спорт, биография. Ученики поднимают сигнальную карточку и объясняют свой выбор.
Результат задания 5 выглядит так:
П - профессиональное слово Д – диалектное слово З – заимствованное слово.
фундамент ------------------------------кочет -------------------------------экзамен
фотосинтез ------------------------------вязанки ----------------------------дискета
аккорд----------------------------------- баять -----------------------------баскетбол
мастерок -------------------------------------------------------------------------жалюзи
------------------------------------------------------------------------------------------спорт
------------------------------------------------------------------------------------биография
ІV. Рефлексия.
6) Обобщение.
Задание 6 (слайд №9).
Тест. Лексика.
1. Слова, которые пришли из другого языка и могут иметь исконно – русский синоним -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
2. Слова, которые употребляются людьми одной профессии –
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
3. Слова, которые употребляются только жителями
определённой местности, территории и могут иметь синоним из литературного языка -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
4. Слова, которые обозначают научные понятия –
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
5. Слова, которые употребляются всеми носителями русского языка -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
Ключ к тесту:
1) Д. 2) В. 3) Б. 4) Г. 5) А.
7) Оценивание. Домашнее задание. Упр. 402, стр. 115, выучить правила.
(Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2006г.)
2. развивающая – развивать речь, познавательную деятельность, логическое мышление, способности к самопознанию, самоконтролю; умения применять теоретические знания на практике, последовательно излагать свои мысли;
3. воспитательная – содействовать всеми средствами урока формированию личностных качеств учащихся, интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов.
Тип урока: комбинированный(закрепление изученного, объяснение нового материала, обобщение).
Методы урока: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, слайды, грамматическое лото, сигнальные карточки, толковый словарь И. Ожегова, словарь иностранных слов.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Побуждение интереса.
1) Опрос домашнего задания - Работа по картинкам (слайд №1). (проводится устно)
(На слайде №1 картинки с изображением людей разных профессий.)
- Посмотрите на картинки. Кто изображён на них? Какие слова называются профессиональными?
Людей, добившихся огромного успеха в своей профессии, ставших лучшими в своём деле, в своей работе называют мастерами или, можно сказать звёздами.
Бывают звёзды эстрады, звёзды литературы, звёзды театра и кино, звёзды спорта и т. п. Сегодня на уроке вы сами сможете стать звёздами, зажечь свою звезду. Для этого вы должны приложить все свои знания, терпение, выдумку, сообразительность.
Вот у нас есть «небо» (на доске - плакат тёмно - синего цвета), но нет звёзд. Сейчас мы вместе зажжём на нём звёзды. После каждого вашего ответа закрепим на «небе» звезду ответившего (у каждого из учеников звёздочки определённого цвета).
III. Реализация важного.
2) Закрепление знаний о профессиональных словах.
(проводится устно)
Задание 1 (слайд№1).
(На слайде №1 изображены люди разных профессий. - Запишите профессии людей, изображённых на картинках. Подберите профессиональные слова, используемые в речи людей данных профессий (2 - 3 слова))
3) Объяснение новой темы (слайды №2, №3).
(На слайде №2 изображены картинки
- Слово имеет разное происхождение. Оно может быть исконно русским или заимствованным. Основу русского языка составляют исконно русские слова: мать, сын, стол и др.
В словарном составе языка есть слова, которые вошли из других языков. Эти слова называются заимствованными, или иноязычными, иностранными: экзамен
(латинское слово), футбол (английское), костюм (французское), тенге (тюркское) и др.
4) Закрепление новой темы.
Задание 2 (слайды №4, №5).
(На слайде №4 в рамке написано задание - К данным иностранным словам подобрать синонимы - исконно - русские слова. Снизу даны иностранные слова: хобби, супермаркет, менеджер, шоссе, босс, стеллаж, бизнес.) Ученики записывают эти иностранные слова в тетради в столбик.
(На слайде №5 даны исконно - русские слова: магазин, управляющий, дело, полки, увлечение, дорога, начальник.) Данные исконно - русские слова ученики подбирают к уже записанным иностранным словам.
Результат задания 2 выглядит так:
Иностранные слова Исконно - русские слова
• хобби - увлечение
• супермаркет - магазин
• менеджер - управляющий
• шоссе - дорога
• босс - начальник
• стеллаж - полки
• бизнес - дело
Задание 3 (слайд №6).
(проводится устно)
Грамматическое лото.
(На слайде №6 в рамке написано задание - К данным словам подобрать толкования. Снизу даны толкования слов. А по краям слайда, вокруг толкований слов даны сами слова.)
У учеников на партах лото со словами и их толкованиями. Соотнести слова с их толкованиями.
Толкования слов:
• 1. Литературное произведение, в котором рассказывается о расследовании запутанных преступлений.
• 2. Произведение, которое создано путём соединения разных (по форме, качеству, содержанию) материалов.
• 3. Жилой благоустроенный двухэтажный или трёхэтажный дом в пригороде или в посёлке.
• 4. Среднее учебное заведение.
• 5. Уголовное преступление.
• 6. Прохладительный напиток.
• 7. Тонкая лепёшка с запечёнными на ней кусочками мяса, сыра, овощей, грибов.
Слова:
КОТТЕДЖ., КРИМИНАЛ, ПЕПСИ - КОЛА, ПИЦЦА, ДЕТЕКТИВ, КОЛЛАЖ, КОЛЛЕДЖ.
Результат задания 3 выглядит так:
КОТТЕДЖ - жилой благоустроенный двухэтажный или трёхэтажный дом в пригороде или в посёлке.
КРИМИНАЛ - уголовное преступление.
ПЕПСИ - КОЛА - прохладительный напиток.
ПИЦЦА - тонкая лепёшка с запечёнными на ней кусочками мяса, сыра, овощей, грибов.
ДЕТЕКТИВ - литературное произведение, в котором рассказывается о расследовании запутанных преступлений.
КОЛЛАЖ - произведение, которое создано путём соединения разных (по форме, качеству, содержанию) материалов.
КОЛЛЕДЖ - среднее учебное заведение.
(Обращаю внимание учеников на правописание удвоенных букв в словах: коттедж, пицца, коллаж, колледж)
Задание 4 (слайды №7, №8).
(проводится письменно)
(На слайде №7 в рамке написано задание - Замените данные исконно - русские слова заимствованными, используя греческие корни. Снизу даны исконно - русские слова, словосочетания: новое слово, измеритель тепла, жизнеописание, измеритель времени, хранилище для книг, вымышленное имя, описание книг.) Ученики записывают в тетради слова и словосочетания, данные на слайде №7.
(На слайде №8 в два столбика записаны русские и греческие корни:)
Русские корни:
измерять
время
тепло
новый
слово
жизнь
описывать
вымышленный
имя
хранилище
книга
Греческие корни:
метр
хронос
термо
нео
логос
био
графо
псевдо
оним
тека
библио
Результат задания 4 выглядит так:
Новое слово - неологизм
измеритель тепла - термометр
жизнеописание - биография
измеритель времени - хронометр
хранилище для книг - библиотека
вымышленное имя - псевдоним
описание книг - библиография
5) Повторение изученных тем.
Задание 5.
(проводится устно)
Работа по сигнальным карточкам.
У учеников сигнальные карточки: П - профессиональное слово; Д – диалектное слово; З – заимствованное слово.
- Вспомните, какие слова называются диалектными, профессиональными, заимствованными?
Диктуются слова: фундамент, экзамен, баскетбол, кочет, дискета, вязанки, фотосинтез, аккорд, мастерок, баять, жалюзи, спорт, биография. Ученики поднимают сигнальную карточку и объясняют свой выбор.
Результат задания 5 выглядит так:
П - профессиональное слово Д – диалектное слово З – заимствованное слово.
фундамент ------------------------------кочет -------------------------------экзамен
фотосинтез ------------------------------вязанки ----------------------------дискета
аккорд----------------------------------- баять -----------------------------баскетбол
мастерок -------------------------------------------------------------------------жалюзи
------------------------------------------------------------------------------------------спорт
------------------------------------------------------------------------------------биография
ІV. Рефлексия.
6) Обобщение.
Задание 6 (слайд №9).
Тест. Лексика.
1. Слова, которые пришли из другого языка и могут иметь исконно – русский синоним -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
2. Слова, которые употребляются людьми одной профессии –
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
3. Слова, которые употребляются только жителями
определённой местности, территории и могут иметь синоним из литературного языка -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
4. Слова, которые обозначают научные понятия –
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
5. Слова, которые употребляются всеми носителями русского языка -
А) общеупотребительные слова;
Б) диалектные слова;
В) профессиональные слова;
Г) слова – термины;
Д) заимствованные слова.
Ключ к тесту:
1) Д. 2) В. 3) Б. 4) Г. 5) А.
7) Оценивание. Домашнее задание. Упр. 402, стр. 115, выучить правила.
(Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2006г.)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Глагол как части речи
ОҚО, Сарыағаш ауданы, Дербісек ауылындағы №31 Т. Бигелдинов атындағы жалпы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Жунисова Саида Шакировна
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Урок развития речи. Открытие Пристли
Учитель русского языка и литературы средней школы № 267 Абуова Айгуль Талгаповна
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.