Склонение имен прилагательных в единственном числе
Сейткерей Гульшат Жасболатовна
Учитель русского языка и литературы школы № 24
Казалинского района, Бекарыстан би
Русский язык
Открытый урок. 10 класс
Тема: Склонение имен прилагательных в единственном числе
Учебно - воспитательные задачи: 1) Образовательные: Дать понятие о склонении имен прилагательных в единственном числе;
Учить склонять имена прилагательные в единственном числе;
Отработать умение находить прилагательные и определять их грамматические признаки;
Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения анализировать.
2) Развивающие: Анализировать мыслительную деятельность учащихся, развивать коммуника тивную компетентность;
умение работать в группе.
3) Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма, прививать культуру речи, интерес к предмету.
Методы урока: Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый
Типы урока: Изучение нового материала
Виды урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая, индивидуальная
Оборудование. Интерактивная доска, таблицы, карточки, опорные схемы
Ход урока
I. Организационный момент
1). Психологический настрой к уроку.
- Здравствуйте, ребята
- Приготовьте тетради, ручки
2). Проверка посещаемости
- Ребята, кто сегодня дежурный в классе?
II. Проверка домашнего задание
- Ребята, что было задано на дом?
- Задано прочитать текст «Голубая ель» и перевести на родной язык, и выучить правило Имени прилагательного.
I этап. «Начальный».
Первый этап «Начальный» начинается с повторением сведений по определенному кругу вопросов.
1) - Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы отвечают?
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
2) – Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3) – От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
Род, число и падеж прилагательных зависит от существительных.
4) – Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательные?
В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
При закреплении первого этапа, вы должны прочитать текст из учебника страницы 87 упражнение 125. Далее я знакомлю с условием предстоящей работы выписать из текста прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.
Упражнение 125 стр 87
Ломоносов - живописец создал замечательные картины из узорной мозаики. Он возродил мозаичное искусство, процветавшее некогда в Киевской Руси. Но, конечно, более всего он знаменит как мастер художественного слова. С него, по мнению Белинского, начинается русская литература, он был ее отцом
Замечательные картины ( мн. ч, им. П), узорной мозаики (ж. р, ед. ч, род. п),
мозаичное искусство (ср. р, ед. ч, им. п), художественного слова (ср. р, род. п, ед. ч)
русская литература (ж. р, ед. ч, им. п).
Вторым заданием было: Выписать из текста первое предложение и разобрать по членом предложения.
Ломоносов - живописец создал замечательные картины из узорной мозаики.
II этап. «Ученический»
При работе над вторым этапом давайте вспомним разряды прилагательных, дадим определение по типу игры « Снежного кома». Ребята сами задают вопросы друг к друге.
1). Шынар. На какие разряды делится по значению имя прилагательное?
2). Айбек. По значению выделяются три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
3). Фариза. Что обозначают качественные прилагательные?
4) Мулдир. Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (огромный, маленький),
по возрасту (юный, старый), по цвету (черный, красный), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, стройный), по внутренним качествам (добрый, злой, ленивый).
Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени:
Например: умный - умнее - умнейший
добрый - добрее - добрейший
5) Бекзат. Что обозначают относительные прилагательные?
6) Акбота. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту (карагандинская уголь), по времени его существования (летний вечер, ночное дежурство), по назначению предмета (спортивный костюм). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
7) Назым. Что обозначают притяжательные прилагательные?
8) Шынар. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому - ни будь человеку или животному(отцов дом, папино письмо, заячий хвост). Они отвечают на вопросы чей?, чья? чье?, чьи?). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:
- ИН, ЫН, ОВ, ЕВ, ИЙ, Й.
При закреплении этого этапа предлагаю такое задание:
Распределительный диктант
Я буду читать прилагательные, а вы запишите в три столбика. И потом будете проверять друг друга.
Качественные -------------Относительные ------------------Притяжательные
Высокий дом --------------Железный тазик ------------------Птичий голос
Белое платье -------------Золотые часы --------------------Заячий хвост
Молодой человек --------Школьный дневник ---------------Верблюжий шерсть
Черные брюки ------------Летний дождь --------------------Мамино платье
III этап «Объяснительный»
Итак, ребята запишите новую тему. Сегодня мы с вами познакомимся «Склонением
имен прилагательных в единственном числе»
Рефлексия:
- Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Слово учителя: Значит, прилагательные имеют три рода мужской род, женский род, средний
род, два числа единственное и множественное и 6 падежей.
При склонении женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа имеют окончание – ой;- ей; а в винительном падеже имеют окончание – ую;- юю;
Например: Жен. р
Им. п. (какая?) Солнечная система
Р. п. (какой?) без солнечной системы
Д. п. (какой?) к солнечной системе
В. п. (какую?) солнечную систему
Тв. п. (какой?) солнечной системой
П. п. (о какой?) о солнечной системе
Окочания прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа.
Например:
------------Муж. Род ------------------ Сред. род
Им. п. Основной метод --------------Основное понятие
Р. п. без основного метода---------- основного понятия
Д. п. к основному методу -----------основному понятию
В. п. основной метод ----------------основное понятие
Тв. п. основным методом -----------основным понятием
П. п. об основном методе ----------об основном понятии
IV этап «Эвристический»
Работа по учебнику Жанпейсовой: упражнение 126 стр92
Работа выполняется на интерактивной доске и в конце задания учащиеся сверяются с
ответами.
Гениальный ученый (м. р.), любознательная студентка(ж. р.)
Талантливый физик (м. р.), авторитетное имя (ср. р.)
Целеустремленный человек(м. р.), старательная ученица(ж. р.)
V этап « Работа по карточкам»
(Групповая работа)
1 карточка (1 ряд)
1. Просклоняйте прилагательные земная, морская в составе словосочетаний.
Земная кора, земная атмосфера, морская граница.
Им.п. Земная кора -----------земная атмосфера -------------морская граница
Р.п. земной коры ---------земной атмосферы--------------морской границы
Д.п. земной коре --------- земной атмосфере --------------морской границе
В.п. земную кору----------земную атмосферу ------------ морскую границу
Т.п. земной корой -------- земной атмосферой ----------- морской границей
П.п. о земной коре ----------о земной атмосфере -----------о морской границе
2. Просклоняйте имена прилагательные с твердой основой в словосочетаниях
Особый интерес, и с мягкой основой Синий цвет
Им. п. Особый интерес ---------Синий цвет
Р. п. особого интереса ---------синего цвета
Д. п. особому интересу --------синему цвету
В. п. особый интерес ----------синий цвет
Тв. п. особым интересом ------синим цветом
П. п. об особом интересе -----о синем цвете
VI этап « Творческий»
(Работа в группах)
Прочитайте текст и переведите на русский язык
XX ғасыр ғажайыптарының бірі - лазердің өмірге келуі. 60 - жылдардың басында осындай айтулы жаңалықты ашқыны үшін Ресейдің ғалым - физигі Ч. Таунске Нобель сыйлығы берілді.
Қазіргі лазірлік техника мен технология ғылымында да, өмірде де кең қолданыс табуда.
VII этап Рефлексионный (закрепление)
Для закрепления изученного материала. Я хочу провести тестовые задания по теме «Имя прилагательное» в открытой форме.
1) Какую часть речи мы изучаем?
Имя прилагательное
2) Имя прилагательное - это?
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи.
3) Каково значение имени прилагательного?
Обозначает признак предмета.
4) С какой частью речи связано?
Связано с именем существительным.
5) Постоянные признаки имени прилагательного - это?
Постоянные признаки имени прилагательного - это разряд.
6) Непостоянными признаками имени прилагательного являются?
Непостоянными признаками имени прилагательного являются степени сравнения. У качественных - степень сравнения, форма, род, число, падеж.
7) Для чего нужны прилагательные в речи?
Они делают нашу речь точной, меткой, выразительной и образной.
Заключительное слово учителя.
Это действительно так. Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов. Они помогают раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение.
VIII Домашнее задание. Упражнение 134 стр. 95 Выучить правило.
Упражнение 135 стр. 95
Оценивание
В течение урока работа учеников оценивалась по всем этапам урока. На доске вывевался таблица «Символы оценок». Ребята подводят итоги самостоятельно.
Ученик, набравший больше символов «$», может уверенно ставить себе оценку пять, а символ «+» хорошо «V» - удовлетворительно.
Учитель русского языка и литературы школы № 24
Казалинского района, Бекарыстан би
Русский язык
Открытый урок. 10 класс
Тема: Склонение имен прилагательных в единственном числе
Учебно - воспитательные задачи: 1) Образовательные: Дать понятие о склонении имен прилагательных в единственном числе;
Учить склонять имена прилагательные в единственном числе;
Отработать умение находить прилагательные и определять их грамматические признаки;
Способствовать развитию мышления, памяти, речи, внимания, умения анализировать.
2) Развивающие: Анализировать мыслительную деятельность учащихся, развивать коммуника тивную компетентность;
умение работать в группе.
3) Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство коллективизма, прививать культуру речи, интерес к предмету.
Методы урока: Объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый
Типы урока: Изучение нового материала
Виды урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая, индивидуальная
Оборудование. Интерактивная доска, таблицы, карточки, опорные схемы
Ход урока
I. Организационный момент
1). Психологический настрой к уроку.
- Здравствуйте, ребята
- Приготовьте тетради, ручки
2). Проверка посещаемости
- Ребята, кто сегодня дежурный в классе?
II. Проверка домашнего задание
- Ребята, что было задано на дом?
- Задано прочитать текст «Голубая ель» и перевести на родной язык, и выучить правило Имени прилагательного.
I этап. «Начальный».
Первый этап «Начальный» начинается с повторением сведений по определенному кругу вопросов.
1) - Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы отвечают?
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
2) – Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3) – От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
Род, число и падеж прилагательных зависит от существительных.
4) – Какую синтаксическую роль выполняет в предложении имя прилагательные?
В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
При закреплении первого этапа, вы должны прочитать текст из учебника страницы 87 упражнение 125. Далее я знакомлю с условием предстоящей работы выписать из текста прилагательные с существительными и поставить вопросы к прилагательным, определить их род, число и падеж.
Упражнение 125 стр 87
Ломоносов - живописец создал замечательные картины из узорной мозаики. Он возродил мозаичное искусство, процветавшее некогда в Киевской Руси. Но, конечно, более всего он знаменит как мастер художественного слова. С него, по мнению Белинского, начинается русская литература, он был ее отцом
Замечательные картины ( мн. ч, им. П), узорной мозаики (ж. р, ед. ч, род. п),
мозаичное искусство (ср. р, ед. ч, им. п), художественного слова (ср. р, род. п, ед. ч)
русская литература (ж. р, ед. ч, им. п).
Вторым заданием было: Выписать из текста первое предложение и разобрать по членом предложения.
Ломоносов - живописец создал замечательные картины из узорной мозаики.
II этап. «Ученический»
При работе над вторым этапом давайте вспомним разряды прилагательных, дадим определение по типу игры « Снежного кома». Ребята сами задают вопросы друг к друге.
1). Шынар. На какие разряды делится по значению имя прилагательное?
2). Айбек. По значению выделяются три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
3). Фариза. Что обозначают качественные прилагательные?
4) Мулдир. Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (огромный, маленький),
по возрасту (юный, старый), по цвету (черный, красный), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, стройный), по внутренним качествам (добрый, злой, ленивый).
Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени:
Например: умный - умнее - умнейший
добрый - добрее - добрейший
5) Бекзат. Что обозначают относительные прилагательные?
6) Акбота. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет (деревянная ложка), указывают на признак предмета по месту (карагандинская уголь), по времени его существования (летний вечер, ночное дежурство), по назначению предмета (спортивный костюм). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени.
7) Назым. Что обозначают притяжательные прилагательные?
8) Шынар. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому - ни будь человеку или животному(отцов дом, папино письмо, заячий хвост). Они отвечают на вопросы чей?, чья? чье?, чьи?). Такие признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:
- ИН, ЫН, ОВ, ЕВ, ИЙ, Й.
При закреплении этого этапа предлагаю такое задание:
Распределительный диктант
Я буду читать прилагательные, а вы запишите в три столбика. И потом будете проверять друг друга.
Качественные -------------Относительные ------------------Притяжательные
Высокий дом --------------Железный тазик ------------------Птичий голос
Белое платье -------------Золотые часы --------------------Заячий хвост
Молодой человек --------Школьный дневник ---------------Верблюжий шерсть
Черные брюки ------------Летний дождь --------------------Мамино платье
III этап «Объяснительный»
Итак, ребята запишите новую тему. Сегодня мы с вами познакомимся «Склонением
имен прилагательных в единственном числе»
Рефлексия:
- Как изменяются имена прилагательные?
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Слово учителя: Значит, прилагательные имеют три рода мужской род, женский род, средний
род, два числа единственное и множественное и 6 падежей.
При склонении женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа имеют окончание – ой;- ей; а в винительном падеже имеют окончание – ую;- юю;
Например: Жен. р
Им. п. (какая?) Солнечная система
Р. п. (какой?) без солнечной системы
Д. п. (какой?) к солнечной системе
В. п. (какую?) солнечную систему
Тв. п. (какой?) солнечной системой
П. п. (о какой?) о солнечной системе
Окочания прилагательных в мужском и среднем роде при склонении совпадают во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа.
Например:
------------Муж. Род ------------------ Сред. род
Им. п. Основной метод --------------Основное понятие
Р. п. без основного метода---------- основного понятия
Д. п. к основному методу -----------основному понятию
В. п. основной метод ----------------основное понятие
Тв. п. основным методом -----------основным понятием
П. п. об основном методе ----------об основном понятии
IV этап «Эвристический»
Работа по учебнику Жанпейсовой: упражнение 126 стр92
Работа выполняется на интерактивной доске и в конце задания учащиеся сверяются с
ответами.
Гениальный ученый (м. р.), любознательная студентка(ж. р.)
Талантливый физик (м. р.), авторитетное имя (ср. р.)
Целеустремленный человек(м. р.), старательная ученица(ж. р.)
V этап « Работа по карточкам»
(Групповая работа)
1 карточка (1 ряд)
1. Просклоняйте прилагательные земная, морская в составе словосочетаний.
Земная кора, земная атмосфера, морская граница.
Им.п. Земная кора -----------земная атмосфера -------------морская граница
Р.п. земной коры ---------земной атмосферы--------------морской границы
Д.п. земной коре --------- земной атмосфере --------------морской границе
В.п. земную кору----------земную атмосферу ------------ морскую границу
Т.п. земной корой -------- земной атмосферой ----------- морской границей
П.п. о земной коре ----------о земной атмосфере -----------о морской границе
2. Просклоняйте имена прилагательные с твердой основой в словосочетаниях
Особый интерес, и с мягкой основой Синий цвет
Им. п. Особый интерес ---------Синий цвет
Р. п. особого интереса ---------синего цвета
Д. п. особому интересу --------синему цвету
В. п. особый интерес ----------синий цвет
Тв. п. особым интересом ------синим цветом
П. п. об особом интересе -----о синем цвете
VI этап « Творческий»
(Работа в группах)
Прочитайте текст и переведите на русский язык
XX ғасыр ғажайыптарының бірі - лазердің өмірге келуі. 60 - жылдардың басында осындай айтулы жаңалықты ашқыны үшін Ресейдің ғалым - физигі Ч. Таунске Нобель сыйлығы берілді.
Қазіргі лазірлік техника мен технология ғылымында да, өмірде де кең қолданыс табуда.
VII этап Рефлексионный (закрепление)
Для закрепления изученного материала. Я хочу провести тестовые задания по теме «Имя прилагательное» в открытой форме.
1) Какую часть речи мы изучаем?
Имя прилагательное
2) Имя прилагательное - это?
Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи.
3) Каково значение имени прилагательного?
Обозначает признак предмета.
4) С какой частью речи связано?
Связано с именем существительным.
5) Постоянные признаки имени прилагательного - это?
Постоянные признаки имени прилагательного - это разряд.
6) Непостоянными признаками имени прилагательного являются?
Непостоянными признаками имени прилагательного являются степени сравнения. У качественных - степень сравнения, форма, род, число, падеж.
7) Для чего нужны прилагательные в речи?
Они делают нашу речь точной, меткой, выразительной и образной.
Заключительное слово учителя.
Это действительно так. Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов. Они помогают раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение.
VIII Домашнее задание. Упражнение 134 стр. 95 Выучить правило.
Упражнение 135 стр. 95
Оценивание
В течение урока работа учеников оценивалась по всем этапам урока. На доске вывевался таблица «Символы оценок». Ребята подводят итоги самостоятельно.
Ученик, набравший больше символов «$», может уверенно ставить себе оценку пять, а символ «+» хорошо «V» - удовлетворительно.
Жаңалықтар
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Имя прилагательное как часть речи
Маңғыстау облысы, Бейнеу селосы, Абай атындағы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Умирова Акмайра
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Имя прилагательное
ВКО, Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №5» учительница русского языка и литературы Жекеева Айгерим Шаштыгалиевна
Склонение имён существительных в единственном числе
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.