Состав слова и словообразование. Каталоги
ПЛАН УРОКА
ТЕМА: Состав слова и словообразование. Каталоги.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок - игра
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: частично - поисковый
ЦЕЛИ ОБУЧАЮЩАЯ: обучить знанию словообразовательной системы русского языка,
научить учащихся ориентироваться в морфемной структуре слова, различать части слова, однокоренные и разнокоренные слова, понять взаимосвязь между составом слова, способом его образования и правильным написанием его частей;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развить навык выделять в слове составные части, овладеть семантикой морфем, развить навык словообразовательного разбора, обогатить словарный запас учащихся, активизировать речемыслительную и познавательную деятельность и логическое мышление;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитать чувство коллективизма, любовь к русскому языку, дух соревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворды, таблицы, 15 жетонов, указатели, билеты с вопросами, цветные жетоны (красные, зеленые, синие), сигнальный флажок, скойтч, 2 карты с 6 секторами, 2 кубика, красные и желтые листочки, 2 маркера.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Г. А. Богданова. Уроки русского языка.
2. И. В. Шустина. Кроссворды.
3. В. А. Иванова., З. А. Потиха., Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке.
4. В. М. Перова. Обучение русскому языку.
5. В. Ф. Греков. Пособие для занятий по русскому языку.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(Урок пройдет в виде игры. Цели. Вместо оценок – жетоны, различающиеся по цвету. Каждый игрок в команде собирает свои жетоны.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНД «Приставки» и «Суффиксы». (проверка дом. задания)
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Капитаны команд методом жужжания объясняют команде *17
4. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. Соревновательная игра.
(Необходимы: 18 жетонов (по количеству учащихся), пронумерованных от 1 до 9, указатели,
билеты с вопросами (1 вопрос в одном билете), цветные жетоны вместо оценок (красный – 5,
зеленый – 4, синий – 3.), сигнальный флажок.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Разберите жетоны с номером. У меня на столе билеты с вопросами. Они сгруппированы по 2, т. е. билетов №1 – 2 экз., билетов №2 – 2 экз., билетов №3 – 2 экз. и т. д.
Я выбираю любую стопку билетов и раздаю командам. И даю по номеру игроку с соответствующим номером, чтобы номер билета и номер игрока совпадали. Команда помогает в течение 30 секунд данному игроку. При готовности поднять флажок. После заслушивания ответа выдаю цветной жетон, заменяющий оценку.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
5. ИГРА «РАЗБОРКИ».
На доске для двух команд в столбик записаны слова. Задача: команда «Приставки» разбирает слова по составу, а команда «Суффиксы» делает словообразовательный разбор.
«ПРИСТАВКИ». Разбор слов по составу: БЕЗВКУСИЦА, СЛЕВА, СКАЛОЛАЗ.
«СУФФИКСЫ». Словообразовательный разбор слов: ТЕМНОТА, СЛЕВА, ОСЕННИЙ.
6. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?» Это командная игра. На доске два дерева. На листочках, что у вас на столе, написать однокоренные слова и эти листочки подвесить к дереву.
ВОДА. ЦВЕТ.
(Вода, водичка, водица, подводник, водолаз, водопад, водолей, подводный, надводный; цветной, цветник, цветочек, цвести, расцвет, цветастый, расцвести, цветок, цветик, цветочник, цветочница, цветение.)
7. БРЕЙН - РИНГ
Перед каждой командой карта с 6 секторами для 6 заданий и кубик с точками. В секторах лежат карточки. Капитан бросает кубик. Допустим, выпала «2». Значит, игрок под № 2 отвечает. При полном ответе бросают кубик. Если ответ неполный, то любой из команды дополняет. Учитель награждает цветными жетонами. Каждый игрок играет за себя, собирает свои жетоны.
8. КРОССВОРД.
Задание: правильно и быстро вписать слова.
РАБОТА С ТЕКСТОМ «КАТАЛОГИ»
9. СТАНЦИЯ ЛЕКСИЧКСКАЯ.
Перед учащимися текст о каталогах.
Задание. 1. Прочесть текст.
2. Что такое каталог?
3. Какие виды каталогов бывают?
4. Подберите по 1 примеру на каждый из способов образования слов.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
10. ИТОГИ. САМОРЕКЛАМА.
Кто лучше всех расскажет о приставках, суффиксах?
Итак, сегодня вы вспомнили все части слова, повторили способы образования слов, подбирали родственные слова, развили навык разбора слов по составу и словообразовательный разбор.
Выставление оценок, подсчитывая количество жетонов. Затем можно подсчитать общее количество жетонов каждой команды. Выводится команда - победитель.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упр. 76.
1. Назовите значимые части слова.
2. Продолжите данные определения:
Приставка – это значимая часть слова…
Суффикс - это значимая часть слова…
3. Прочитайте текст.
Суффиксы и приставки нам многое могут рассказать о слове. Так, по суффиксам можно определить часть речи: слова, оканчивающиеся суффиксами - тель, - ость, - ик, - ник, - чик, щик и другими, всегда имена существительные, а слова с суффиксами – ск, - ин, - чив. – ов, - ическ и другими - прилагательные. Кроме того, суффиксы и приставки указывают на общее значение слов. Например, суффиксы – ист, - чик, - щик и другие обозначают профессию человека, занимаемую им должность: радист, связист, телефонист, летчик, наладчик, каменщик, бетонщик, журналист.
Слова с суффиксом - ит обычно называют драгоценные камни (лазурит, александрит, селенит). Есть суффикс «ягод» - ик(а): черника. Клубника, земляника. Есть суффикс мяса – ин(а):
баранина, телятина, свинина, осетрина.
Есть у нас говорящие приставки. Приставка В – указывает на движение внутрь (влететь, войти, вселиться), а приставка С – на движение сверху вниз (сбегать, спрыгивать, спускаться) и на движение с разных сторон (слетаться, съезжаться).
ЧТО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СУФФИКСАМ И ПО ПРИСТАВКАМ?
ЧТО МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ СУФФИКСЫ И ПРИСТАВКИ?
4. Разобрать слова по составу: летчики, влетели, слетаться.
5 Образуйте от данных прилагательных существительные при помощи суффиксов - ОСТЬ,
- ОТ - а, - СТВ - о.
Аккуратный, болтливый, вежливый, внимательный, гордый, грубый, жадный, искренний, жестокий, мудрый, настойчивый, лживый, любознательный, мудрый.
6. Распределите группы однокоренных слов.
ЛЕС, СВЕТ, СВЕТЛЫЙ, САД, ЛЕСНИК, СВЕТАЕТ, САДИК, ЛЕСОК, СВЕИТ, САДОК, ЛЕСНИЧИЙ, СВЕТЛЯЧОК, ЛЕСНОЙ, САДОВНИК, ЛЕСИСТЫЙ.
7. Разберите слова по составу:
САДИК, МЕСТНЫЙ, ПОДВОДНИК.
8. По данным словообразовательным схемам определите, как образованы данные слова:
ПРИГОРОД - ГОРОД, СЕЛЬСКИЙ ---- СЕЛО, ПОДСНЕЖНИК --- СНЕГ. 9.
9. Сделайте словообразовательный анализ
ПОДДЕРЖАТЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ.
10. Сделайте разбор слов по составу: АБОНЕНТНЫЙ, СОАВТОРСКИЙ, БЛЕДНОЛИЦЫЙ, ВЕЛОСИПЕДИСТ, СОРОКАЛЕТНИЙ.
11. Образуйте сложные слова по образцу ПОСАДКА ЛЕСА – ЛЕСОПОСАДКА, НАСАЖДЕНИЕ ЛЕСА -…. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ - ….. СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ - ……ЛЕЧЕНИЕ ГРЯЗЯМИ - ……ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОГО СЕБЯ -……..
12. Из каких частей может состоять слово?
13. Для чего служат в языке части слова?
14. От чего и с помощью чего образуются слова?
15. Перечислите способы образования слов.
16. Как образуются сложные слова?
17. В словах какой части речи встречаются суффиксы - ОСТЬ, - ЕСТЬ?
18. В словах какой части речи встречаются суффиксы - СК, - Н. – АН?
19. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
20. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
ТЕМА: Состав слова и словообразование. Каталоги.
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок - игра
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: частично - поисковый
ЦЕЛИ ОБУЧАЮЩАЯ: обучить знанию словообразовательной системы русского языка,
научить учащихся ориентироваться в морфемной структуре слова, различать части слова, однокоренные и разнокоренные слова, понять взаимосвязь между составом слова, способом его образования и правильным написанием его частей;
РАЗВИВАЮЩАЯ: развить навык выделять в слове составные части, овладеть семантикой морфем, развить навык словообразовательного разбора, обогатить словарный запас учащихся, активизировать речемыслительную и познавательную деятельность и логическое мышление;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитать чувство коллективизма, любовь к русскому языку, дух соревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворды, таблицы, 15 жетонов, указатели, билеты с вопросами, цветные жетоны (красные, зеленые, синие), сигнальный флажок, скойтч, 2 карты с 6 секторами, 2 кубика, красные и желтые листочки, 2 маркера.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Г. А. Богданова. Уроки русского языка.
2. И. В. Шустина. Кроссворды.
3. В. А. Иванова., З. А. Потиха., Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке.
4. В. М. Перова. Обучение русскому языку.
5. В. Ф. Греков. Пособие для занятий по русскому языку.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
(Урок пройдет в виде игры. Цели. Вместо оценок – жетоны, различающиеся по цвету. Каждый игрок в команде собирает свои жетоны.
2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОМАНД «Приставки» и «Суффиксы». (проверка дом. задания)
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Капитаны команд методом жужжания объясняют команде *17
4. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. Соревновательная игра.
(Необходимы: 18 жетонов (по количеству учащихся), пронумерованных от 1 до 9, указатели,
билеты с вопросами (1 вопрос в одном билете), цветные жетоны вместо оценок (красный – 5,
зеленый – 4, синий – 3.), сигнальный флажок.)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Разберите жетоны с номером. У меня на столе билеты с вопросами. Они сгруппированы по 2, т. е. билетов №1 – 2 экз., билетов №2 – 2 экз., билетов №3 – 2 экз. и т. д.
Я выбираю любую стопку билетов и раздаю командам. И даю по номеру игроку с соответствующим номером, чтобы номер билета и номер игрока совпадали. Команда помогает в течение 30 секунд данному игроку. При готовности поднять флажок. После заслушивания ответа выдаю цветной жетон, заменяющий оценку.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
5. ИГРА «РАЗБОРКИ».
На доске для двух команд в столбик записаны слова. Задача: команда «Приставки» разбирает слова по составу, а команда «Суффиксы» делает словообразовательный разбор.
«ПРИСТАВКИ». Разбор слов по составу: БЕЗВКУСИЦА, СЛЕВА, СКАЛОЛАЗ.
«СУФФИКСЫ». Словообразовательный разбор слов: ТЕМНОТА, СЛЕВА, ОСЕННИЙ.
6. ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?» Это командная игра. На доске два дерева. На листочках, что у вас на столе, написать однокоренные слова и эти листочки подвесить к дереву.
ВОДА. ЦВЕТ.
(Вода, водичка, водица, подводник, водолаз, водопад, водолей, подводный, надводный; цветной, цветник, цветочек, цвести, расцвет, цветастый, расцвести, цветок, цветик, цветочник, цветочница, цветение.)
7. БРЕЙН - РИНГ
Перед каждой командой карта с 6 секторами для 6 заданий и кубик с точками. В секторах лежат карточки. Капитан бросает кубик. Допустим, выпала «2». Значит, игрок под № 2 отвечает. При полном ответе бросают кубик. Если ответ неполный, то любой из команды дополняет. Учитель награждает цветными жетонами. Каждый игрок играет за себя, собирает свои жетоны.
8. КРОССВОРД.
Задание: правильно и быстро вписать слова.
РАБОТА С ТЕКСТОМ «КАТАЛОГИ»
9. СТАНЦИЯ ЛЕКСИЧКСКАЯ.
Перед учащимися текст о каталогах.
Задание. 1. Прочесть текст.
2. Что такое каталог?
3. Какие виды каталогов бывают?
4. Подберите по 1 примеру на каждый из способов образования слов.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
10. ИТОГИ. САМОРЕКЛАМА.
Кто лучше всех расскажет о приставках, суффиксах?
Итак, сегодня вы вспомнили все части слова, повторили способы образования слов, подбирали родственные слова, развили навык разбора слов по составу и словообразовательный разбор.
Выставление оценок, подсчитывая количество жетонов. Затем можно подсчитать общее количество жетонов каждой команды. Выводится команда - победитель.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Упр. 76.
1. Назовите значимые части слова.
2. Продолжите данные определения:
Приставка – это значимая часть слова…
Суффикс - это значимая часть слова…
3. Прочитайте текст.
Суффиксы и приставки нам многое могут рассказать о слове. Так, по суффиксам можно определить часть речи: слова, оканчивающиеся суффиксами - тель, - ость, - ик, - ник, - чик, щик и другими, всегда имена существительные, а слова с суффиксами – ск, - ин, - чив. – ов, - ическ и другими - прилагательные. Кроме того, суффиксы и приставки указывают на общее значение слов. Например, суффиксы – ист, - чик, - щик и другие обозначают профессию человека, занимаемую им должность: радист, связист, телефонист, летчик, наладчик, каменщик, бетонщик, журналист.
Слова с суффиксом - ит обычно называют драгоценные камни (лазурит, александрит, селенит). Есть суффикс «ягод» - ик(а): черника. Клубника, земляника. Есть суффикс мяса – ин(а):
баранина, телятина, свинина, осетрина.
Есть у нас говорящие приставки. Приставка В – указывает на движение внутрь (влететь, войти, вселиться), а приставка С – на движение сверху вниз (сбегать, спрыгивать, спускаться) и на движение с разных сторон (слетаться, съезжаться).
ЧТО МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СУФФИКСАМ И ПО ПРИСТАВКАМ?
ЧТО МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ СУФФИКСЫ И ПРИСТАВКИ?
4. Разобрать слова по составу: летчики, влетели, слетаться.
5 Образуйте от данных прилагательных существительные при помощи суффиксов - ОСТЬ,
- ОТ - а, - СТВ - о.
Аккуратный, болтливый, вежливый, внимательный, гордый, грубый, жадный, искренний, жестокий, мудрый, настойчивый, лживый, любознательный, мудрый.
6. Распределите группы однокоренных слов.
ЛЕС, СВЕТ, СВЕТЛЫЙ, САД, ЛЕСНИК, СВЕТАЕТ, САДИК, ЛЕСОК, СВЕИТ, САДОК, ЛЕСНИЧИЙ, СВЕТЛЯЧОК, ЛЕСНОЙ, САДОВНИК, ЛЕСИСТЫЙ.
7. Разберите слова по составу:
САДИК, МЕСТНЫЙ, ПОДВОДНИК.
8. По данным словообразовательным схемам определите, как образованы данные слова:
ПРИГОРОД - ГОРОД, СЕЛЬСКИЙ ---- СЕЛО, ПОДСНЕЖНИК --- СНЕГ. 9.
9. Сделайте словообразовательный анализ
ПОДДЕРЖАТЬ, ФРАНЦУЗСКИЙ.
10. Сделайте разбор слов по составу: АБОНЕНТНЫЙ, СОАВТОРСКИЙ, БЛЕДНОЛИЦЫЙ, ВЕЛОСИПЕДИСТ, СОРОКАЛЕТНИЙ.
11. Образуйте сложные слова по образцу ПОСАДКА ЛЕСА – ЛЕСОПОСАДКА, НАСАЖДЕНИЕ ЛЕСА -…. ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ - ….. СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ - ……ЛЕЧЕНИЕ ГРЯЗЯМИ - ……ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОГО СЕБЯ -……..
12. Из каких частей может состоять слово?
13. Для чего служат в языке части слова?
14. От чего и с помощью чего образуются слова?
15. Перечислите способы образования слов.
16. Как образуются сложные слова?
17. В словах какой части речи встречаются суффиксы - ОСТЬ, - ЕСТЬ?
18. В словах какой части речи встречаются суффиксы - СК, - Н. – АН?
19. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
20. Подберите слово, строение которого соответствует схеме:
Жаңалықтар
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь: общая часть родственных слов?
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
Корень слова. Однокоренные слова
Города Атырау, Школа - гимназия №35 Есенаманова Баян Молдагалиевна
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.