Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Состав слова

14 желтоқсан 2013, Сенбі
Тема урока: Состав слова. Части слова
Цели урока: сформировать у учащихся навыки графического выделения частей слова, научить распознавать формы слова и однокоренные слов создание коллобративной среды для обучения.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ИАД, ватманы, маркеры, стикеры, карточки.

Ход урока:
I Орг. момент.
Психологический настрой.
Ученики встают в круг, поворачиваются друг к другу и говорят добрые слова. Учитель дает напутствие на урок.
Деление на группы.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Подойдите к столу, выберите карточки. За каждый стол садятся по четыре ученика с карточками разных цветов.
( Красные карточки с обозначением приставки, зеленые карточки - корня, синие карточки - суффикса, желтые карточки - окончания).

1. Определение темы урока, целеполагание.
Учитель: Что вы видите на карточках? Какова тема нашего урока? Определите цели урока. Приведите приме

2. Актуализация прежних знаний
Грамматическая игра «Собери слово»
На доске появляется слово. Каждая команда должна как можно быстрее собрать морфемы (карточки не передаются другим ученикам).
Слова для 1 группы: осенний дерево
Слова для 2 группы: дачный играет
лова для 3 группы: подоконник, весело
Слова для 4 группы: работа, подрастает
Команды внимательно следят за ходом игры, при необходимости исправляют ошибки друг друга.
Обобщающие вопросы:
1. Легко ли определять морфемы?
2. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при определении частей слова?

II. Осмысление
Смена состава групп.
За 1 - ый стол собираются «корни»;
За 2 - ой стол собираются «приставки»;
За 3 - ий стол собираются «суффиксы»;
За 4 - ый стол собираются «окончания».
На столах ватманы, маркеры, стикеры.

Задание 1: Вспомните теоретический материал по заданной части слова, составьте опорную схему. Прочитайте на экране слова. Для 1 и 4 групп: определите, по какому признаку объединены в группу данные слова. Обоснуйте свой выбор. Сделайте выводы.
Для 2 группы: определите способы образования данных слов.
Для 3 группы: найдите «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор. Сделайте выводы.
1 группа
Работа
Рабочий
Работенка
Работница

2 группа
Зеленый
Зеленеть
Зелень
Зеленка

3 группа
Проводы
Проводник
Водяной
Водить

4 группа
Писать
Пишу
Писала
Пишет

От каждой группы спикер защищает работу.
Выводы записываются в тетрадях.
Формы слова имеют одну основу, но разные окончания.
Однокоренные слова имеют один общий корень, но разные основы.
Различайте однокоренные слова и слова с омонимичным корнем (с разными лексическими значениями).
2) Все, что перед корнем, - приставка. Теперь отмечай ее смело.
3) Окончание. Как его распознать? Изменяем слово:
существительное – по падежам,
Задание 2.
Работа с текстом из учебника «Сказка о чудесном дереве
1. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста.
2. С помощью каких аргументов разъясняется основная мысль?
3. Дифференцированные задания

1 группа - выпишите из первого абзаца выделенные слова и подберите к ним однокоренные слова. Определите, в какой форме употреблены глаголы в тексте. Почему?
2 группа - выпишите из третьего абзаца выделенные слова и подберите к ним однокоренные слова. Найдите в тексте антонимы.
3 группа - выполните морфемный разбор выделенных слов: толстенького, полезна, понравилось, карандашом.
4 группа - выпишите из текста формы слов. Выполните морфологический разбор слова совесть.
Взаимопроверка между группами.
Задание 3.
На столах разрезанные полоски из алгоритма морфемного разбора. Каждая группа восстанавливает алгоритм (приклеивает полоски на чистый лист). Проверяют по образцу на доске.
Алгоритм морфемного разбора
1) Начнем с корня. Как его определить? Раз корень – это «общая часть родственных слов», то ее и будем искать. Подберем несколько родственных слов. То, что между ними общего, то и будет корень.
прилагательное – по родам,
глагол в настоящем или будущем времени – по лицам,
глагол в прошедшем времени – по родам.
То, что изменяется, и есть окончание.
4) И только, в - четвертых, определяем суффикс – то, что стоит между корнем и окончанием.
5) Определяем основу (все, кроме окончания и формообразующих суффиксов)
Творческое задание
На основе упражнения 234 составьте шарады из частей слова.
Защита работ.

III. Рефлексия. Самооценивание.
Вместе оценивают работу группы по критериям методом «Колесо».
1 ось - активность на уроке,
2 ось - полнота ответов,
3 ось - умение работать в команде

инструктаж домашнего задания Упражнения 3 4. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
2 512
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Состав слова
Состав слова
Повторение сведений по словообразованию, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать любовь к Родине, радоваться окружающим миром, чувство доброты.
Состав слова (урок - повторение)
Состав слова (урок - повторение)
Западно – Казахстанская область, Бокейординский район, поселок Хан Ордасы ОСШ имени Жангирхана Учитель русского языка и литературы Газизова Шынганым Жардемгалиевна
Синонимы
Синонимы
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Корень слова. Однокоренные слова
Корень слова. Однокоренные слова
Г. А. Мукашева, учитель русского языка и литературы школы имени Б. Уахатова Лебяжинского района, Павлодарской области
Образование слов при помощи приставки и суффикса
Образование слов при помощи приставки и суффикса
Кенбаева Наурызкуль Имашевна учитель русского языка и литературы сш № 7 г. Кызылорды
Состав слова
Состав слова
БҚО, Шыңғырлау ауданы, А.Тихоненко атындағы орта жалпы білім беретін мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Таганиязова Асия Шынтасовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×