Хан Абылай
Тема урока: Хан Абылай
Цели урока.
Обучающая: дать сведения о деятельности Абылай хана в деле объединения Казахского ханства, о его роли в казахской истории. Объяснить смысл политики Абылай хана.
Развивающая: научить учащихся самостоятельно оценивать деятельность исторических личностей на примере Абылай хана и тем самым повысить познавательные способности учащихся.
Воспитательная: научить уважать деяния выдающихся исторических личностей; привить чувства патриотизма, героизма.
Тип урока: комбинированный
Наглядные материалы: портрет Абылай хана; политическая карта Казахстана; фильм «Кочевник», презентация, рисунки юрт и всадника, тест
Ход урока:
I. Организационный момент
У казахов нет более чтимого предка,
более великого человека, чем Абылай - хан!
М. О. Ауэзов
II. Опрос домашнего задания.
Учащиеся проверяет выполнения домашнего задания у нескольких человек. У остальных ребят можно спросить об историческом значении присоединения Казахстана к России, а также о деятельности хана Абылая.
1 Задание: «Верно ли что…».
Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.
«+»- да, «-»- нет
Например: Абулхаир - хан Старшего жуза. «-»- нет.
10 правильных ответов - «5».
7 правильных ответов – «4».
Менее 7 правильных ответов – «3».
1. Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)
2. Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)
3. Абулхаир – хан Старшего жуза. (–)
4. 1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)
5. Абулхаир – это инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)
6. Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)
7. Батыры – партизаны, сопротивляющиеся натиску джунгар. (–)
8. Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)
9. Подвиг – это несмелый поступок. (–)
10. «Калмак кырган» – это место радости калмаков. (–)
2 Задание.
Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:
А) Баян, Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)
Б) Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)
В) Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)
3 задание –
покажите на карте Российское государство, Казахское ханство, Джунгарское ханство.
III. Объяснения новой темы:
Показывается фильм «Кочевник». Необходимо обратить внимание на личность Мансура в этом фильме. Затем учащимся задаются следующие вопросы по данному фильму:
- что вы знаете об Абильмансуре из этого фильма?
- каким представляется Абильмансур в данном фильме?
С помощью юрт и всадника - указателя останавливаемся на каждом этапе: родословная Абылай хана. Затем, используя материал фильма, рассказать о детстве и юности Абылая. Сделать акцент на переименовании Сабалака в Абылая.
Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая - Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.
Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:
Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмаков пойдем войной
Помощь твоя нам придется кстати!
С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат. Он получил мусульманское образование и был умелым правителем.
Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.
Задание 3 - заполните кластер
1 2
3 4
1 - годы жизни
2 - прозвище Абылая в детстве
3 - джунгарский батыр, с которым сразился Абылай
4 - в какой год Абылая возвели в ханы?
IV. Закрепление материала.
Тест
1. Годы правления Абылай хана:
а) 1693 - 1748 гг.;
б) 1718 - 1748 гг.;
в) 1726 - 1748 гг.;
г) 1771 - 1781 гг.
2. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?
а) Тауке хан;
б) Кайып хан;
в) Абулхаир хан;
г) Абылай хан
3. В начале 18 века со стороны какого государства исходила наибольшая опасность казахскому народу?
а) Джунгарское ханство;
б) Россия;
в) Китай;
г) Индия
4. Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной?
а) Толе би
б) Богенбай батыр
в) Айтеке би
г) Казыбек би
5. Где был похоронен хан Абылай?
а) Жамбылская область
б) город Алматы
в) город Туркестан
г) город Оренбург
ключи:
1 - Г
2 В
3 - А
4 - Б
5 - В
V. Д/з: параграф 15.
Написать эссе «В чем бы я хотел быть похож на хана Абылая…?»
Цели урока.
Обучающая: дать сведения о деятельности Абылай хана в деле объединения Казахского ханства, о его роли в казахской истории. Объяснить смысл политики Абылай хана.
Развивающая: научить учащихся самостоятельно оценивать деятельность исторических личностей на примере Абылай хана и тем самым повысить познавательные способности учащихся.
Воспитательная: научить уважать деяния выдающихся исторических личностей; привить чувства патриотизма, героизма.
Тип урока: комбинированный
Наглядные материалы: портрет Абылай хана; политическая карта Казахстана; фильм «Кочевник», презентация, рисунки юрт и всадника, тест
Ход урока:
I. Организационный момент
У казахов нет более чтимого предка,
более великого человека, чем Абылай - хан!
М. О. Ауэзов
II. Опрос домашнего задания.
Учащиеся проверяет выполнения домашнего задания у нескольких человек. У остальных ребят можно спросить об историческом значении присоединения Казахстана к России, а также о деятельности хана Абылая.
1 Задание: «Верно ли что…».
Читается утверждение, учащиеся должен выбрать верно ли это утверждение или нет.
«+»- да, «-»- нет
Например: Абулхаир - хан Старшего жуза. «-»- нет.
10 правильных ответов - «5».
7 правильных ответов – «4».
Менее 7 правильных ответов – «3».
1. Тархан – это звание, которое присваивалось рядовому кочевнику.(-)
2. Курултай – это собрание всех представителей казахских родов и племен. (+)
3. Абулхаир – хан Старшего жуза. (–)
4. 1730 год – это год, когда Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в российское подданство. (+)
5. Абулхаир – это инициатор принятия покровительства со стороны России. (+)
6. Единство народа мешает отражению натиска врага. (–)
7. Батыры – партизаны, сопротивляющиеся натиску джунгар. (–)
8. Булантинское сражение – это сражение, в котором джунгары потерпели поражение. (+)
9. Подвиг – это несмелый поступок. (–)
10. «Калмак кырган» – это место радости калмаков. (–)
2 Задание.
Определите 4 лишнего в ряду личностей (терминов) и объясните признак, по которому они сгруппированы:
А) Баян, Абулхаир, Есет, Малайсары. (Лишний – Абулхаир, остальные являлись батырами)
Б) Бий, батыр, хан, курултай. (Лишний – курултай, остальные являются социальными слоями в обществе)
В) Тауке, Абулхаир, Кайып, Богенбай. (Лишний – Богенбай, остальные ханы)
3 задание –
покажите на карте Российское государство, Казахское ханство, Джунгарское ханство.
III. Объяснения новой темы:
Показывается фильм «Кочевник». Необходимо обратить внимание на личность Мансура в этом фильме. Затем учащимся задаются следующие вопросы по данному фильму:
- что вы знаете об Абильмансуре из этого фильма?
- каким представляется Абильмансур в данном фильме?
С помощью юрт и всадника - указателя останавливаемся на каждом этапе: родословная Абылай хана. Затем, используя материал фильма, рассказать о детстве и юности Абылая. Сделать акцент на переименовании Сабалака в Абылая.
Жизнь и политическая деятельность Абылай хана. Абылай хан (Абильмансур) - один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец и: диплома. Он родился в городе Туркестан в 1711 году в семье правителя города. Отец Абылая - Уали был убит в одном из сражений с джунгарами. Тогда погибла вся семья Абильмансура, и только остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.
Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он пас стада верблюдов уйсуна Толе би, поэтому его прозвали Сабалак - «мальчик в разодранной одежде, с растрепанными волосами». Так прозвал его Толе би. Однако мудрый би заметил, что Сабалак не простого происхождения. С этого времени у него стали проявляться задатки будущего лидера. Он резко выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. В 22 года Сабалак познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би. Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. Богенбай при виде Сабалака сказал:
Вижу в блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмаков пойдем войной
Помощь твоя нам придется кстати!
С этими словами он дал юноше свое благословление и подарил своего коня. Впервые имя Сабалак стало известно в 1730 году после битвы с джунгарами. По восточным обычаям перед битвой сильнейшие из двух войск выходили на поединок. Казахские воины два раза потерпели поражение. В этот момент Сабалак изъявил желание сразиться с калмакским батыром Шарышем и победил его. После этого он поскакал на врага, выкрикивая клич «Абылай!». После этого удачного сражения о происхождении Абылая стало известно всем. Казахский хан Абулмамбет предложил ему принять ханский титул. Однако официально Абылай был возведен в ханы лишь в 1771 году после смерти Абулмамбета. Абылай - мудрый политик своего времени, бесстрашный батыр, одаренный дипломат. Он получил мусульманское образование и был умелым правителем.
Абылай для упрочения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например, на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке. Абылай хан вел дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив свое ханство в сильное и единое государство. При нем казахи возродили свой национальный дух. Абылай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее Кожа Ахмета Йассауи.
Задание 3 - заполните кластер
1 2
3 4
1 - годы жизни
2 - прозвище Абылая в детстве
3 - джунгарский батыр, с которым сразился Абылай
4 - в какой год Абылая возвели в ханы?
IV. Закрепление материала.
Тест
1. Годы правления Абылай хана:
а) 1693 - 1748 гг.;
б) 1718 - 1748 гг.;
в) 1726 - 1748 гг.;
г) 1771 - 1781 гг.
2. Кто из казахских ханов первым принял присягу Российской империи?
а) Тауке хан;
б) Кайып хан;
в) Абулхаир хан;
г) Абылай хан
3. В начале 18 века со стороны какого государства исходила наибольшая опасность казахскому народу?
а) Джунгарское ханство;
б) Россия;
в) Китай;
г) Индия
4. Кто из видных казахских деятелей помогал хану Абылая в управлении страной?
а) Толе би
б) Богенбай батыр
в) Айтеке би
г) Казыбек би
5. Где был похоронен хан Абылай?
а) Жамбылская область
б) город Алматы
в) город Туркестан
г) город Оренбург
ключи:
1 - Г
2 В
3 - А
4 - Б
5 - В
V. Д/з: параграф 15.
Написать эссе «В чем бы я хотел быть похож на хана Абылая…?»
Жаңалықтар
Касым хан 1511 – 1518гг
К концу урока дети получать полную информацию об историческом значении правления хана Касыма в Казахском ханстве;
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
Памятники архитектуры
Кузнецова Наталья Евгеньевна Актюбинская область, город Шалкар, Средняя школа №5
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.