Нестандартные уроки математики
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы.
I. Типы нестандартных уроков.
Анализируя педагогическую литературу можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п.
1. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
1. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок -«дублер» начинает действовать».
1. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
1. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок - сюрприз, урок - подарок от сказочного героя.
1. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
1. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
1. 8. Интегрированные уроки.
1. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - зачет (защита оценки), урок - консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
II. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
2. 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
2. 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
2. 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
2. 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно - математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
2. 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
III. Нестандартные формы обучения в малокомплектной школе
Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс - комплект. Малочисленность классов оказывает существенное влияние на построение педагогического процесса в сельской школе. Традиционные приемы и методы работы в малочисленных школах малоэффективны. Наиболее важная особенность урока в классе - комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет.
Наличие двух - трех классов определяет необходимость таких заданий, они являются составляющими практически каждого этапа урока. В то время как ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, спрашивает, разъясняет очередное задание – занимается с учащимися другого класса. Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащегося. Взаимодействие педагогов и учеников отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, «свойственны» камерность, меньшая заорганизованность. В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно - воспитательного процесса:
- отсутствие соревновательности на уроке и в целом в учении учащегося одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
- трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
- психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
- ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т. д.;
- однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
Стараясь привить учащимся опыт самостоятельной работы, учитель должен постоянно помнить, что этот опыт сам по себе не придёт. На долю ученика должна достаться основная часть работы, а на долю преподавателя – лишь руководящая, направляющая деятельность.
Важное значение имеет форма предъявления учащимся заданий для самостоятельной работы. При выборе той или иной формы следует учитывать ее характер. Все более широкое распространение при подготовке к проведению урока математики в малокомплектной школе получают различного рода памятки, инструкции, предписания, в которых с разной степенью детализации дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Уроки в школе – это значительная часть жизни школьников, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. Но эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, наличия целенаправленной мотивации учителя, от их прилежания, трудолюбия и обученности.
Однообразие урока, когда на нём в течение нескольких лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения.
Такие условия достигаются определённым соотношением на уроке форм учебной работы.
I. Типы нестандартных уроков.
Анализируя педагогическую литературу можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п.
1. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
1. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок -«дублер» начинает действовать».
1. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
1. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок - сюрприз, урок - подарок от сказочного героя.
1. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
1. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
1. 8. Интегрированные уроки.
1. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - зачет (защита оценки), урок - консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
II. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.
2. 1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. 2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
2. 3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
2. 4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
2. 5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно - математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
2. 6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
III. Нестандартные формы обучения в малокомплектной школе
Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс - комплект. Малочисленность классов оказывает существенное влияние на построение педагогического процесса в сельской школе. Традиционные приемы и методы работы в малочисленных школах малоэффективны. Наиболее важная особенность урока в классе - комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет.
Наличие двух - трех классов определяет необходимость таких заданий, они являются составляющими практически каждого этапа урока. В то время как ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, спрашивает, разъясняет очередное задание – занимается с учащимися другого класса. Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащегося. Взаимодействие педагогов и учеников отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, «свойственны» камерность, меньшая заорганизованность. В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно - воспитательного процесса:
- отсутствие соревновательности на уроке и в целом в учении учащегося одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
- трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
- психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
- ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т. д.;
- однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
Стараясь привить учащимся опыт самостоятельной работы, учитель должен постоянно помнить, что этот опыт сам по себе не придёт. На долю ученика должна достаться основная часть работы, а на долю преподавателя – лишь руководящая, направляющая деятельность.
Важное значение имеет форма предъявления учащимся заданий для самостоятельной работы. При выборе той или иной формы следует учитывать ее характер. Все более широкое распространение при подготовке к проведению урока математики в малокомплектной школе получают различного рода памятки, инструкции, предписания, в которых с разной степенью детализации дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний» М. М. Бахтин
Метод деловых игр при обучении информатике
Учитель математики и информатики: Магазова Асия Мадияровна
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка. Показать степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.