Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Г. Н. Троепольский. Прощание с другом

26 қараша 2016, Сенбі
Категориясы: Бастауыш сынып
Г. Н. Троепольский. Прощание с другом.
Цели урока: формировать умение работать с текстом.
Образовательная: продолжить работу над творчеством Г. Н. Троепольского и его произведением «Белый Бим Черное ухо».
Развивающая: развивать навыки осознанного беглого чтения и умения давать оценку поступкам героев.
Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, рассказ), индивидуальный опрос учащихся, работа с текстом.
Средства обучения: материал учебника, дополнительный материал, кадры из фильма «Белый Бим, Чёрное ухо», пословицы и поговорки, фонограмма вальса Е. Доги "Мой ласковый нежный зверь", стикеры - сердечки.

Тема урока: Г. Н. Троепольский. Прощание с другом.
Цели урока: формировать умение работать с текстом.
Образовательная: продолжить работу над творчеством Г. Н. Троепольского и его произведением «Белый Бим Черное ухо».
Развивающая: развивать навыки осознанного беглого чтения и умения давать оценку поступкам героев.
Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к животным, интерес к чтению.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, рассказ), индивидуальный опрос учащихся, работа с текстом.
Средства обучения: материал учебника, дополнительный материал, кадры из фильма «Белый Бим, Чёрное ухо», пословицы и поговорки, фонограмма вальса Е. Доги "Мой ласковый нежный зверь", стикеры - сердечки.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой
- Ребята, пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Сообщение темы урока.
- Послушайте стихотворение и определите его тему: (учитель читает стихотворение на фоне музыки «Мой ласковый и нежный зверь»)
ВЕРНОСТЬ
Холодно, осень и дождик идет,
Преданно псина хозяина ждет.
Промокнув, сидит на асфальте она.
Где же хозяин? Она же верна.
Ни ест и не пьет, вот уж сутки прошли.
Может мелькнет мой хозяин в дали?
Но время проходит, хозяина нет
Смыл уж и дождик хозяина след.
"Милый, любимый хозяин вернись,
С ласковым взором ко мне наклонись.
Видишь, замерзла и голодна,
В чем провинилась я, в чем же вина?"
Неделя проходит, вторая бежит,
Бедная псина всё там же сидит.
Надежда уходит, хозяина нет,
Как же найти ей хозяина след?
Силы уходят и жизнь утекла...
Верность свою, как могла, сберегла.
Хозяин в больнице, он в коме лежит,
За жизнь его борятся, время бежит.
В то время, как псина ушла в небеса
Хозяин очнулся, открылись глаза.
И вот одиноко скатилась слеза,
А губы шепнули: "Родная... моя!"
- О чём это стихотворение?
- Подумайте, к какому из изученных нами произведений можно отнести это стихотворение? Почему?
«Слепой музыкант», «Мой первый друг», «Прощание с другом», «Телеграмма».
- Над каким произведением будем продолжать работать?
- Сегодня мы поговорим судьбе Бима, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
И хотела бы я начать наш урок со слов Гавриила Троепольского: «В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
3. Изучение нового материала.
1. Первичное ознакомление с 3 частью рассказа, стр. 111 - 112
а) Слово учителя.
- Давайте вспомним о чём читали на прошлом уроке.
Хозяин Бима – Иван Иванович – ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим. Иван Иванович писатель. У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.
б) Выразительное чтение 3 части учителем.
2. Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему Бим не ел? (он грустил, ждал хозяина, тосковал)
- Куда пошел Бим? Правильно ли поняла его Степановна? Какое слово для него было главным? (ищи)
- Почему это слово стало главным? (Бим был охотничьей собакой)
- Что искал Бим по улицам? Как относились люди к тоскующему Биму?
- Почему Бим ждал именно возле здания «Скорой помощи»?
- Как вы думаете, чем закончился рассказ?
- Что вы можете сказать о характере героев?
- Почему они так похожи между собой человек и собака?
- В каких поступках проявлялись эти черты характера?
- Какие чувства главные герои испытывали друг к другу?
- Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин?
- Какие слова говорят о чувстве любви и тревоги Бима за хозяина?
3. Работа с пословицами.
- Выберите пословицы, которые можно отнести к тексту?(работа в группах)

1. Дружба без документов дружба.
2. Предатель опаснее врага.
3. Верный друг люби до смерти.
4. Нет друга так ищи, а найдёшь береги.
5. Собака - друг человека.
- Почему вы выбрали именно эту пословицу?
4. Выразительное чтение текста учениками по " цепочке".

4. Закрепление изученного материала.
1) Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, что происходило с Бимом, пока Иван Иванович был в больнице?
2) Выразительное чтение стихотворения учителем.
С деревьев скоро лист падет,
а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет,
а Бим все ждет…
друг почему - то не идет,
а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет...
- Как вы думаете, дождётся ли Бим Ивана Иваныча?

3) Слово учителя.
- Нет, ребята, Бим не дождётся своего хозяина, в конце повести он погибает. Много страданий выпадет на долю верного и доброго Бима, со многими людьми он встретится во время поиска своего хозяина – добрыми и злыми, старыми и молодыми…
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

Стихотворение « Слышу…»
Слышу - выстрел стихает
Над простором лесным…
А мне кажется - лает
Белый Бим
И доверчиво смотрит
В человечьи глаза,
Будто вовсе не помнит
Ни скитаний, ни зла.
В ясный день и под вечер,
Под ненастьем любым
Выбегает навстречу Белый Бим.
Дай обидчику сдачу
И не сгинь в темноте,
И душою незрячих научи доброте.
- Почему поэт обращается к Биму и просит, чтобы он научил доброте «незрячих» душою?

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» стало очень популярна, миллионы читателей полюбили удивительную собаку, за верность и преданность человеку - хозяину.
В честь преданности в Воронеже Биму был установлен Памятник. Он выполнен из нержавеющего металла и отлит в натуральную величину. Правое ухо и одна из лап созданы из бронзы. Пёс сидит прямо на земле, терпеливо ожидая возвращения своего хозяина. На ошейнике выгравировано его имя.
Этот памятник – единственный в мире памятник собаке – литературному герою.

5. Итог урока.
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.
На печальной ноте заканчиваем урок. Прощаемся с Бимом. И пусть это прощание будет молчаливым и строгим. Чувство печали не терпит громкоголосья… Обратите взор на «Приглашение к размышлению» Оно адресовано лично каждому из Вас. Подумайте и честно ответе себе на эти вопросы Они нелегкие. Но однажды их надо поставить перед собой. И ответить на них про себя, молча…
На ваших партах лежат стикеры - сердечки, напишите свои пожелания Биму и приклейте на его портрет.
6. Задание на дом: стр 111 - 114 читать.

Южно - Казахстанская область, город Туркестан,
школа - гимназия № 17 имени Ататюрка
учитель начальных классов Маслова Ирина Ивановна
7 482
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Освоение космоса
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Поднятие целины
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
В. Голышкин «Вратарь»
В. Голышкин «Вратарь»
развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память, умение высказать свое мнение;
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
К. И. Чуковский «Федорино горе»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
[right]город Атырау, средняя школа № 23 учитель русского языка и литературы Бозжигитова Ляззат Конакбаевна
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×