Обособленные обстоятельства
КГУ «Основная средняя школа села Тасарал»
Кафедра общественно - гуманитарных предметов
Балтышева Галия Арыновна
учитель русского языка и литературы
Открытый урок. 8 класс
Тема: Обособленные обстоятельства
Цели урока: 1. Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
2. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными
оборотами, существительными в косвенных падежах.
3. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся определять в устной и письменной речи предложения с обособленными обстоятельствами; повысится пунктуационная грамотность учащихся; формируются способности работать в группе и в паре, выполнять практические задания самостоятельно; конструировать монологическое высказывание.
Дидактическое обеспечение: Презентация к уроку в программе PowerPoint, опорные конспекты для каждого ученика, записи на CD шума моря, картины моря, опорные схемы с правилами, эллектронный учебник, постеры, стикеры, маркеры.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Психологический тренинг /2 мин /
2. Проверка домашнего задания:
- защита презентации на тему «Заповедники Казахстана»
(каждому ученику по 2 минуты) /15 мин/
- Замена тетрадей.
3. Этап вызова: /деление на группы/ /2мин/
4. Этап осмысления:
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся по волнам знаний в морское путешествие, и помогут нам с вами в этом опорные конспекты, которые будут нашими кораблями. (Опорные конспекты раздаются каждому ученику до начала урока.)
Слайд №2. «Море»
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Каким вы представляете море.
(Учащиеся работают самостоятельно, параллельно слушая шум моря)
- Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "море" (учащиеся зачитывают)
- Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (текст из опорного конспекта)
Слайд №3 (чтение учениками)
Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
Ниже вы видите второй текст.
Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Вопросы:
• Какой из данных текстов богаче?
• В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
• Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
• За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
- Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми.
- Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
- Сделайте предположения о том, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством?
- Сформулируйте тему.
Значит сегодня мы с вами узнаем чем может быть выражено обстоятельство?
- Давайте запишем тему урока: «Обособленные обстоятельства» сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения «обстоятельствах» со значением добавочного сообщении.
Запишите, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства. Правило на стр. 195 - 198(Деепричастными оборотами и существительными с предлогами)
Слайд 4.
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, всегда выделяется запятыми: Защищая природу, человек защищает себя.
Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя
чувство опасности.
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул.
Роса, блестя, заиграла на зелени.
Обстоятельство, выраженные существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие,
по причине, в отличие и др. обособляются.
Например: Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.
/ объяснение учителя по электронному учебнику/
Задания по группам:
1 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужные деепричастия.
1. Море, …………, выкатывало небольшие волны.
2. Разведчик, ……….., стал следить за дорогой.
3. Он, ……………., увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
Слова для справок: спрятавшись, вздыхая, оглянувшись.
2 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужный
деепричастный оборот.
1. ……….., гимнаст быстро поднимался вверх по канату.
2. На севере слабо, ………, подымались какие - то белесоватые облака.
3. Ветер крепчал, ……...
Слова для справок: сильнее закутывая город пеленой морских туманов, ловко перебирая руками, слабо мерцая.
Физминутка.
Следующие задания по группам: Работа по учебнику. /защита постера/
- 1 группа выполняет Упр. 4 стр. 195 Спишите, подчеркните обособленные обстоятельства. Скажите, чем они выражены.
- 2 группа выполняет Упр. 5 стр. 202 Дополните предложения подходящими по смыслу обособленными обстоятельствами.
4. Этап синтеза материала.
Тестовые вопросы по пройденному материалу.
I. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К. Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
II. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
III. Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.- М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А. Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В. Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
7. Этап рефлексия: Эмоциональное состояние учащихся. Учащиеся выбирают смайлики со значениями: «ничего не понял», «хорошо поспал на этом уроке», «всё не так: как я зол», «есть над чем подумать», «отличный урок».
8. Оценивание: У каждого ученика по несколько смайликов. Ребята дают свои смайлики тем ученикам, которые активно участвовали, больше всех выполняли задания, отвечали на вопросы. У кого больше смайликов соответсвенно получает оценку. В конце учитель добавляет свои смайлики.
9. Задание на дом:
- Из произведений художественной литературы выпишите примеры предложений с обособленными обстоятельствами. Выучите правила на стр. 195 - 198.
Толық нұсқасын жүктеу
Кафедра общественно - гуманитарных предметов
Балтышева Галия Арыновна
учитель русского языка и литературы
Открытый урок. 8 класс
Тема: Обособленные обстоятельства
Цели урока: 1. Повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения.
2. Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными
оборотами, существительными в косвенных падежах.
3. Применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся определять в устной и письменной речи предложения с обособленными обстоятельствами; повысится пунктуационная грамотность учащихся; формируются способности работать в группе и в паре, выполнять практические задания самостоятельно; конструировать монологическое высказывание.
Дидактическое обеспечение: Презентация к уроку в программе PowerPoint, опорные конспекты для каждого ученика, записи на CD шума моря, картины моря, опорные схемы с правилами, эллектронный учебник, постеры, стикеры, маркеры.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Психологический тренинг /2 мин /
2. Проверка домашнего задания:
- защита презентации на тему «Заповедники Казахстана»
(каждому ученику по 2 минуты) /15 мин/
- Замена тетрадей.
3. Этап вызова: /деление на группы/ /2мин/
4. Этап осмысления:
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся по волнам знаний в морское путешествие, и помогут нам с вами в этом опорные конспекты, которые будут нашими кораблями. (Опорные конспекты раздаются каждому ученику до начала урока.)
Слайд №2. «Море»
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Каким вы представляете море.
(Учащиеся работают самостоятельно, параллельно слушая шум моря)
- Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к слову "море" (учащиеся зачитывают)
- Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (текст из опорного конспекта)
Слайд №3 (чтение учениками)
Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.
Ниже вы видите второй текст.
Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.
Вопросы:
• Какой из данных текстов богаче?
• В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
• Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
• За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
- Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми.
- Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
- Сделайте предположения о том, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Вспомните: что такое обособление? С какими видами обособленных членов предложения мы уже знакомы? Что называется обстоятельством?
- Сформулируйте тему.
Значит сегодня мы с вами узнаем чем может быть выражено обстоятельство?
- Давайте запишем тему урока: «Обособленные обстоятельства» сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения «обстоятельствах» со значением добавочного сообщении.
Запишите, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства. Правило на стр. 195 - 198(Деепричастными оборотами и существительными с предлогами)
Слайд 4.
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, всегда выделяется запятыми: Защищая природу, человек защищает себя.
Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя
чувство опасности.
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, обособляются, если стоят перед сказуемым: Улыбаясь, он заснул.
Роса, блестя, заиграла на зелени.
Обстоятельство, выраженные существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, помимо, по, ввиду, по случаю, вопреки, наподобие,
по причине, в отличие и др. обособляются.
Например: Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
Благодаря хорошей погоде, в этом году был прекрасный урожай.
/ объяснение учителя по электронному учебнику/
Задания по группам:
1 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужные деепричастия.
1. Море, …………, выкатывало небольшие волны.
2. Разведчик, ……….., стал следить за дорогой.
3. Он, ……………., увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
Слова для справок: спрятавшись, вздыхая, оглянувшись.
2 - группа: Списать предложения и вместо точек написать нужный
деепричастный оборот.
1. ……….., гимнаст быстро поднимался вверх по канату.
2. На севере слабо, ………, подымались какие - то белесоватые облака.
3. Ветер крепчал, ……...
Слова для справок: сильнее закутывая город пеленой морских туманов, ловко перебирая руками, слабо мерцая.
Физминутка.
Следующие задания по группам: Работа по учебнику. /защита постера/
- 1 группа выполняет Упр. 4 стр. 195 Спишите, подчеркните обособленные обстоятельства. Скажите, чем они выражены.
- 2 группа выполняет Упр. 5 стр. 202 Дополните предложения подходящими по смыслу обособленными обстоятельствами.
4. Этап синтеза материала.
Тестовые вопросы по пройденному материалу.
I. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть.
Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь.
В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К. Пауст.)
Г) На востоке уже занималась синея заря.
II. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку.
Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.)
В) Шофёр затормозив остановил машину.
Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
III. Укажите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом.
А) Чёрная речка, вследствие таяния снега и ледников, вышла из берегов и затопила низинные пастбища. (С.- М.)
Б) Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. (А. Гайдар)
В) Несмотря на ранний час, улицы были полны народа. (В. Катаев)
Г) Ввиду сильных туманов, машины шли по шоссе, заметно снизив скорость.
Контрольный тест (ответы).
I – В, Г.
II – А, В.
III – А, В, Г.
7. Этап рефлексия: Эмоциональное состояние учащихся. Учащиеся выбирают смайлики со значениями: «ничего не понял», «хорошо поспал на этом уроке», «всё не так: как я зол», «есть над чем подумать», «отличный урок».
8. Оценивание: У каждого ученика по несколько смайликов. Ребята дают свои смайлики тем ученикам, которые активно участвовали, больше всех выполняли задания, отвечали на вопросы. У кого больше смайликов соответсвенно получает оценку. В конце учитель добавляет свои смайлики.
9. Задание на дом:
- Из произведений художественной литературы выпишите примеры предложений с обособленными обстоятельствами. Выучите правила на стр. 195 - 198.
Толық нұсқасын жүктеу
Оқи отырыңыз
Программалау еліне саяхат
REPEAT операторында қайталану шарты цикл соңында тексеріледі және цикл тұлғасы шарт жалған болғанша қайталанады. Ал WHILE - да керісінше. REPEAT - UNTIL қызметші сөздер арасында бірнеше оператор болса да bеgin - end операторлық жақшаны қолданбаса да
Өрнектерді түрлендіруде негізгі тригонометриялық тепе - теңдіктерді қолдану
Аргументтердің берілген мәндері бойынша тригонометриялық функциялардың мәндерін табуды үйрену дағдысын қалыптастыру, алған білімдері мен біліктерін жүйелеп жалпылау.
Динара Мыңжасарқызы «Мектептен жырақ жол»
Мәтінді түсініп оқуға, жақсы мен жаманды ажырата білуге үйрету; қазіргі таңда ғаламторлық ойындардың адам денсаулығына зиянын тигізетінін оқушыларға жете түсіндіру.
В. Сухомлинский. Нағыз адам
Василий Сухомлинский 1918 жылы, 28 қыркүйекте Херсон губерниясы, Александр уезінде дүниеге келген. Қарапайым отбасында тәрбиеленген.
Күй сандықты ашамыз
БҚО, Ақсай қаласы №3 МДБҰ Жоғары санатты музыка жетекшісі Нуралиева Галия Аленовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақ,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақ,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.