Бессоюзное сложное предложение
Урок русского языка на тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Цель урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях:
2) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи:
3) правильно расставлять знаки препинания
Тип урока: комбинированный
Оборудование: толковые словари русского языка, учебник, сборник текстов, интерактивная доска
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Записать в три столбика предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
*По улицам двигались тяжелые грузовики мчались легковые машины.
*Понимая что он не придет она все - таки не ложилась до самого утра.
*В небе грозно сверкает молния гремит гром.
*Вспомните что он сказал и как это он сделал.
*Звезды то мигали слабым светом то исчезали; отсырела от росы выпавшей с вечера земля.
Блиц - опрос
1. Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Какие отношения между частями сложносочиненного предложения?
3. Когда в ССП не ставится запятая?
4. Какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?
5. Чем связаны части простых предложений в составе ССП и СПП?
3. Объяснение нового материала
Анализ предложений:
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. С. Пушкин)
Между частями в бессоюзных сложных предложениях устанавливаются разные смысловые отношения. В данном предложении, например, перечисление.
Сопоставление: Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. (А. Аскаков)
Пояснение: Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (М. Пришвин)
Причины: Сейчас вода в озере была черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)
Следствия: Мы в трауре, так балу дать нельзя (А. Грибоедов)
Времени: Буря прекратилась – отряд двинулся дальше.
Выводы: Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.
Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.
Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью.
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы… Львы на воротах и стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин). Это простое предложение с однородными подлежащими.
ВБСП отношения между предложениями менее определенные, чем в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых предложений. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
Позвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок – начался урок.
1 - интонация перечисления
2 - предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении
3 - интонация повышается в первом предложении и понижается во втором.
4. Закрепление материала
БСП с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем текст под диктовку
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Задание
1. Проверьте записанный текст (на интерактивной доске)
2. Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем - точку с запятой?
Во втором предложении автор перечисляет то, что видит в лесу, а это требует простановку запятой.
В третьем предложении в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация в этом предложении обозначается точкой с запятой.
6. Подведение итого
*Итак, какое предложение называется бессоюзным?
*Какие знаки препинания ставятся в БСП?
*Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
7. Домашнее задание
Общие сведения о БСП. Анализ предложений.
Цель урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях:
2) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи:
3) правильно расставлять знаки препинания
Тип урока: комбинированный
Оборудование: толковые словари русского языка, учебник, сборник текстов, интерактивная доска
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания
Записать в три столбика предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.
*По улицам двигались тяжелые грузовики мчались легковые машины.
*Понимая что он не придет она все - таки не ложилась до самого утра.
*В небе грозно сверкает молния гремит гром.
*Вспомните что он сказал и как это он сделал.
*Звезды то мигали слабым светом то исчезали; отсырела от росы выпавшей с вечера земля.
Блиц - опрос
1. Какие предложения называются сложносочиненными?
2. Какие отношения между частями сложносочиненного предложения?
3. Когда в ССП не ставится запятая?
4. Какие отношения между частями сложноподчиненного предложения?
5. Чем связаны части простых предложений в составе ССП и СПП?
3. Объяснение нового материала
Анализ предложений:
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (А. С. Пушкин)
Между частями в бессоюзных сложных предложениях устанавливаются разные смысловые отношения. В данном предложении, например, перечисление.
Сопоставление: Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной. (А. Аскаков)
Пояснение: Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (М. Пришвин)
Причины: Сейчас вода в озере была черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)
Следствия: Мы в трауре, так балу дать нельзя (А. Грибоедов)
Времени: Буря прекратилась – отряд двинулся дальше.
Выводы: Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видовременных форм глаголов и порядком следования частей.
Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.
Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью.
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы… Львы на воротах и стаи галок на крестах. (А. С. Пушкин). Это простое предложение с однородными подлежащими.
ВБСП отношения между предложениями менее определенные, чем в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых предложений. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
Позвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок – начался урок.
1 - интонация перечисления
2 - предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в первом предложении
3 - интонация повышается в первом предложении и понижается во втором.
4. Закрепление материала
БСП с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем текст под диктовку
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Задание
1. Проверьте записанный текст (на интерактивной доске)
2. Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем - точку с запятой?
Во втором предложении автор перечисляет то, что видит в лесу, а это требует простановку запятой.
В третьем предложении в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация в этом предложении обозначается точкой с запятой.
6. Подведение итого
*Итак, какое предложение называется бессоюзным?
*Какие знаки препинания ставятся в БСП?
*Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
7. Домашнее задание
Общие сведения о БСП. Анализ предложений.
Жаңалықтар
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
На сколько мы готовы к ЕНТ?
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Бессоюзное сложное предложение. Типы БСП
Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы средней школы №3, города Атырау
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП
Тема урока: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Цели и задачи: 1. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
Бессоюзное сложное предложение
Ақтөбе облысы, Алға ауданы, Үшқұдық мектеп – бақшасының орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Жалашева Алия Каримовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.