Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Ч.Т.Айтматов «Плаха»

11 маусым 2012, Дүйсенбі
Класс 8
Урок литературы
Тема: Ч.Т.Айтматов «Плаха»
Задачи:
Образовательная: исследуя текст романа Ч. Айтматова «Плаха», на конкретных примерах показать отрицательное воздействие человека на природу, которое приводит к экологической катастрофе. Привлечь внимание школьников к проблемам, поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свои поступки, проблема состояния души человека.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к природе, формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся.
Развивающая: доказать на конкретных примерах, что разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией человека, личности, общества.
Тип урока: комбинированный

Оборудование:
1.Плакат со словами Ч. Айтматова «В повседневной жизни каждый из нас не раз и не два поднимается, образно говоря, на плаху, отстаивая свои убеждения, защищая кого-то».
2. Слайды; флипчарт
Эпиграф урока:
«Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед потомками, перед историей»
Прости, земля, прости, прости.
Мы, люди, так тебя обидели
Груз совести за это нам нести.
На многое смотрели, и не видели,
Мы думали тогда – так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили».
Ход урока.
1. Орг момент

2. Проверка д/з. Экскурс в биографию Ч.Айтматова. . Рассказ о жизни и творчестве писателя. Слайды
Чингиз Айтматов, автор произведений «Верблюжий глаз», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «И дольше века длится день», «Прощай, Гульсары!», «Плаха», в семидесятые годы нашего века написал повесть «Белый пароход». Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей.
3. Активизация знаний уч-ся. Какие произведения писателя вам понравились?
4. Постановка цели урока.

5. Объяснение нового материала
Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм...
Ч. Айтматов.
Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир” вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат – Христос. Считают самым слабым произведением писателя. Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно. Как и в прежних своих работах, Айтматов и в “Плахе” не только не отвращает взора от “болевых точек” нашего времени, но, пожалуй, еще обостреннее рассматривает их в близком соседстве друг с другом. Главные герои упорно размышляют об истоках человеческой несправедливости, о природе подлости и жестокости… Ответов на многие вопросы не находят. Но на то они и “вечные” эти вопросы (о добре и зле).

Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

6. Работа с текстом.
Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.
Главный герой романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен , как тебе мнится...". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.

Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную не принимаемость понятий про добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман - наркотический, религиозный - зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос.

Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалиптическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве"

Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло, и только дратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы.
Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и згустилось в мире.

Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".
7. Выводы и обобщения. Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности. Эта проблема (наркомании) в романе считается “молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к конкретной болевой точке нашего общественного бытия. В романе начат (проблема, естественно, не решена какими-то рекомендациями – рецептами) разговор о наркомании, о разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно-наказуемой области. Эта проблема, как и проблема алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей; нас, учителей и, конечно вас. Еще страшнее становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

У нас в стране особенно опасны такие, как Кочкорбаев. Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, – противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала. В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.

Заключительное слово учителя. Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.
8. Домашнее задание: пересказ по плану
6 133
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход»
Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход»
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Чингиз Айтматов «Плаха»
Чингиз Айтматов «Плаха»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Водоросли
Водоросли
Сш им. Панфилова, Кербулакский район, Алматинская область Учитель биологии Суттикожанова Сандугаш Айтмуханбетовна
Ч. Айтыматов «Плаха»
Ч. Айтыматов «Плаха»
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
Чингиз Айтматов «Плаха» (панорамный урок)
Чингиз Айтматов «Плаха» (панорамный урок)
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×