Ч. Айтыматов «Плаха»
8 класс Русская литература
Тема урока: Чингиз Айтыматов «Плаха»
Цели урока: Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа; формирование духовно - нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости.
Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста;
развитие умений воспроизводить содержание литературного произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, выразительно читать фрагменты литературного произведения, создавать связный текст.
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе;
Оборудование: иллюстраций к теме, портрет писателя, диаграмма «Венна».
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Вызов интереса (стратегия «Предположения по терминам»)
На доске с четырьмя изображениями
(Слайд)
- Ребята, все эти рисунки связаны с повестью Ч. Айтматова «Плаха».
Запишите тему урока
- Кто такой Ч. Айтматов?
- Что вы думаете об этом изображении? У кого какие образы возникли?
(Волк. Человек - скотовод. Счастливый отец. Смерть.)
- Как вы их понимаете? Какие могут произойти события? Опираясь на эти рисунки, сочините свою историю.
ІІІ. Реализация смысла.
- А теперь, чтобы убедиться, что произошло на самом деле, давайте прочитаем часть текста.
- При чтении. Ребята, прошу обратить внимание на настроение, передаваемое этим отрывком.
(Чтение текста)
- Какие чувства вы испытываете, почему?
(Чувства грусти, жалости. Ведь не легко потерять свое дитя)
- Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару?
(Страданье, материнская тоска по своим детям, искушение, самообман, обращение к богу)
- А как вы думаете, будет ли у нее счастливый конец? Если так, то какие термины, по - вашему, указывают на это?
(Чтение текста)
- Кто такой Бостон, и какой термин указывает на это? (Бостон - скотовод)
- Почему Бостон так спешил домой?
(Он очень любит сына Кенджеша, и за день затосковал по жене, сыну. Еще он боялся, что Акбара может бродить возле их дома, и своим жутким воем может испугать Гулюмкан и Кенджеш).
(Дальше чтение текста)
- Что автор описывает в этом отрывке? И какой рисунок указывает на это?
(Автор показывает счастливую жизнь семьи Бостона)
(Чтение текста)
- Куда собралась семья Бостона?
- Почему волчица Акбара решилась близко подойти к человеческому жилью?
(На подворье не слышались ни людские, ни собачьи голоса. Она искала своих волчат. Еще, когда увидела Кенджеша, ей показалось, что он, Кенджеш, ее детеныш)
- Какие художественные приемы использует автор при описании волчицы?
- О чем думает Акбара?
(Когда малыш обнял Акбару, она совсем разнежилась, ей так хотелось, чтобы он пососал ее сосцы).
(Чтение текста)
- Почему она утащила малыша?
(Она всю накопившуюся в ней нежность изливала на малыша, вздыхала его детский запах и ей хотелось, чтобы этот человеческий детеныш жил в его логове).
- Почему Бостон просит, умоляет Акбару оставить его сына, почему он просто сразу не выстрелил в нее?
(У нее его малыш, и он боялся ему навредить, а так же он знал Акбару и надеялся, что она не сделает его ребенку плохо).
(Чтение текста)
- Когда он поднял тело ребенка, что с ним произошло?
(Он онемел от горя и на какое - то время лишился разума)
- На что решился Бостон в отчаянии?
(Убил того, из - за кого все это произошло. Если Базарбай не украл у Акбары волчат, всего этого не было бы).
- Почему убийство им Базарбая автор называет его «концом его света»?
- Почему в финале произведения появляется «конь без узды»? Что означает этот образ? Какой рисунок указывает на это?
- Итак, трагически заканчивается повесть. Умирает не один человек, а сразу несколько, то есть «трагедия волчицы обернулась человеческим горем».
IV. Рефлексия.
- А сейчас, давайте сравним Гулюмкан и волчицу Акбару. Находим общее и разницу между ними
Диаграмма Венна
Акбара - Животное, хищник.
Тосковала по своим детенышам; выла по ночам; за свое материнское право
погибает.
Общее между ними
Матери; с любовью смотрят на ребенка; одна трагедия - потеря; дети убиты человеческой рукой.
Гулюмкан - Человек;
Радовалась, что у них такой чудесный сын;
страдает от потери двух близких ей людей.
Тема урока: Чингиз Айтыматов «Плаха»
Цели урока: Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа; формирование духовно - нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости.
Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста;
развитие умений воспроизводить содержание литературного произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, выразительно читать фрагменты литературного произведения, создавать связный текст.
Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе;
Оборудование: иллюстраций к теме, портрет писателя, диаграмма «Венна».
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Вызов интереса (стратегия «Предположения по терминам»)
На доске с четырьмя изображениями
(Слайд)
- Ребята, все эти рисунки связаны с повестью Ч. Айтматова «Плаха».
Запишите тему урока
- Кто такой Ч. Айтматов?
- Что вы думаете об этом изображении? У кого какие образы возникли?
(Волк. Человек - скотовод. Счастливый отец. Смерть.)
- Как вы их понимаете? Какие могут произойти события? Опираясь на эти рисунки, сочините свою историю.
ІІІ. Реализация смысла.
- А теперь, чтобы убедиться, что произошло на самом деле, давайте прочитаем часть текста.
- При чтении. Ребята, прошу обратить внимание на настроение, передаваемое этим отрывком.
(Чтение текста)
- Какие чувства вы испытываете, почему?
(Чувства грусти, жалости. Ведь не легко потерять свое дитя)
- Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару?
(Страданье, материнская тоска по своим детям, искушение, самообман, обращение к богу)
- А как вы думаете, будет ли у нее счастливый конец? Если так, то какие термины, по - вашему, указывают на это?
(Чтение текста)
- Кто такой Бостон, и какой термин указывает на это? (Бостон - скотовод)
- Почему Бостон так спешил домой?
(Он очень любит сына Кенджеша, и за день затосковал по жене, сыну. Еще он боялся, что Акбара может бродить возле их дома, и своим жутким воем может испугать Гулюмкан и Кенджеш).
(Дальше чтение текста)
- Что автор описывает в этом отрывке? И какой рисунок указывает на это?
(Автор показывает счастливую жизнь семьи Бостона)
(Чтение текста)
- Куда собралась семья Бостона?
- Почему волчица Акбара решилась близко подойти к человеческому жилью?
(На подворье не слышались ни людские, ни собачьи голоса. Она искала своих волчат. Еще, когда увидела Кенджеша, ей показалось, что он, Кенджеш, ее детеныш)
- Какие художественные приемы использует автор при описании волчицы?
- О чем думает Акбара?
(Когда малыш обнял Акбару, она совсем разнежилась, ей так хотелось, чтобы он пососал ее сосцы).
(Чтение текста)
- Почему она утащила малыша?
(Она всю накопившуюся в ней нежность изливала на малыша, вздыхала его детский запах и ей хотелось, чтобы этот человеческий детеныш жил в его логове).
- Почему Бостон просит, умоляет Акбару оставить его сына, почему он просто сразу не выстрелил в нее?
(У нее его малыш, и он боялся ему навредить, а так же он знал Акбару и надеялся, что она не сделает его ребенку плохо).
(Чтение текста)
- Когда он поднял тело ребенка, что с ним произошло?
(Он онемел от горя и на какое - то время лишился разума)
- На что решился Бостон в отчаянии?
(Убил того, из - за кого все это произошло. Если Базарбай не украл у Акбары волчат, всего этого не было бы).
- Почему убийство им Базарбая автор называет его «концом его света»?
- Почему в финале произведения появляется «конь без узды»? Что означает этот образ? Какой рисунок указывает на это?
- Итак, трагически заканчивается повесть. Умирает не один человек, а сразу несколько, то есть «трагедия волчицы обернулась человеческим горем».
IV. Рефлексия.
- А сейчас, давайте сравним Гулюмкан и волчицу Акбару. Находим общее и разницу между ними
Диаграмма Венна
Акбара - Животное, хищник.
Тосковала по своим детенышам; выла по ночам; за свое материнское право
погибает.
Общее между ними
Матери; с любовью смотрят на ребенка; одна трагедия - потеря; дети убиты человеческой рукой.
Гулюмкан - Человек;
Радовалась, что у них такой чудесный сын;
страдает от потери двух близких ей людей.
Жаңалықтар
Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход»
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Чингиз Айтматов «Плаха»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Чингиз Айтматов «Плаха» (панорамный урок)
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Ч.Т.Айтматов «Плаха»
Смайлова Сауле Турсуновна учитель русского языка и литературы средней школы № 10 города Жезказган Карагандинской области
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.