Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Несклоняемые имена существительные

19 сәуір 2014, Сенбі
Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.
Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.

Тема: Несклоняемые имена существительные.
Цели урока: Дать понятие о склоняемых существительных, учить определять род несклоняемых, сочетать их с прилагательными и правильно употреблять в речи.
Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.
Воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.
Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.
Метод урока: урок - экскурсия, поиск.
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.

Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
II. Опрос домашнего задания.
Сейчас мы проведем блиц - опрос «ДА - НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА», либо не согласитесь «НЕТ». И мы проверим, настолько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.
Вопросы:
1. В русском языке шесть склонений
2. Изменение слов по падежам называется склонением
3. Разносклоняемых существительных всего 5
4. Существительны не изменяются по родам
5. Непостоянные признаки существительных – падеж и число
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы отправимся на экскурсию по городу Алматы. Начало экскурсии Мы совершим на такси по широким улицам и дорогам Алматы.
Первая наша остановка «Зоопарк». Чтобы доехать до зоопарка мы должны выполнить 1 задание:
1. Подберите синонимы к слову дорога
- Правильно, синонимы к лову дорога – путь, шоссе, трасса. А теперь, просклоняйте существительные дорога и шоссе.
И. п кто? что? дорога шоссе
Р. п кого? чего?
Д. п кому? чему?
В. п кого? что?
Т. п кем? чем?
П. п о ком? о чем?
С/р. Шоссе - (с. р.) дорога с твердым покрытием.
- Проверим.
- Что вы можете сказать о существительных дорога и шоссе?
- Да, существительное шоссе не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Тема нашего урока «Несклоняемые имена существительные».

III. Новая тема
В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и не изменяются по числам. К ним относятся:
• нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными - а, - о,- е,- и,- у,- ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
• иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
• русские и украинские фамилии на – о и – их(- ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
• сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО
- А какие еще вы знаете сложносокращенные слова, которые употребляете ежедневно? Как называется мобильное сообщение?
377. Прочитайте.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай
И никогда не изменяй!
- О чем это стихотворение?
- В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?
- Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык
- Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются, т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.
- Ребята, вот мы и доехали до зоопарка. Давайте посетим зоопарк и послушаем интересные сведения о животных и птицах..
1 - ый ученик: Колибри -…….
1 - ой ученик: Шимпанзе -…..
3 - ий ученик: Кенгуру -……
4 - ый ученик: Фламинго -……
- Ребята, каких животных можно еще увидеть в зоопарке?
- Теперь, чтобы доехать до следующей остановки, мы выполним 2 - ое задание:
Маленьк…. пони, длиннохвост… кенгуру, розов… какаду, смешн… шимпанзе.
- Чего не хватает прилагательным? Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончание?
- Правильно, нужно знать род несклоняемых существительных.
Мужской род Женский род Средний род
Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц мужского пола или животных: какаду, шимпанзе, кенгуру и т. д. Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лиц женского пола: мадам, леди, фрау и т. д. Несклоняемые неодушевленные имена существительные: шоссе, алоэ, метро, эскимо ит. д.

Род несклоняемых существительных - географических названий определяется родом тех имен нарицательных, которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит. Существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный Алматы.

IV. Закрепление.
- Ребята, мы с вами немного проголодались, давайте зайдем в кафе. Это наша вторая остановка.
В кафе нам приносят меню. В меню закрались несклоняемые существительные.
- Давайте, найдем и закажем блюда, которые обозначены несклоняемыми существительными.
Меню
Салат «Весна»
Салат «Оливье»
Суши
Какао
Чай
Кофе
Сок
Суп
С/р. Суши - (с. р.) блюдо традиционной японской кухни, обозначает «маринованная рыба,» приготовленное из риса и различных морепродуктов.
- Давайте, послушаем еще одно сведение.
5 - ый ученик: Салат «Оливье» изобрел в шестидесятые года 19 века повар - француз Люсьен Оливье. Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта утерянным. В наши дни ни Новый год, ни День рождения, ни какой - либо праздник не проходит без этого замечательного салата.

- Ребята, на десерт я приготовила вам загадку:
Он на палочке стоит,
Шоколадом весь облит.
Сидят деточки в кино,
В ручках держат ЭСКИМО.
- Если вы, ребята, найдете в этой загадке еще одно несклоняемое существительное, то мы зайдем в магазин верхней одежды. И вам, и нашим гостям будет интересно в нашей 3 - ей остановке.
- Какую верхнюю одежду вы знаете?
С/Р. Манто -(с. р.) широкое женское пальто, обычно меховое.
Кашне -(с. р.) узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.
6 - ой ученик: Манто -…..

Сделайте синтаксический разбор предложения.
В магазине верхней одежды продаются модные манто.
- Как называется подземная железная дорога?
- Хотите ли вы поехать домой на метро? Давайте, тогда ответим на эти вопросы.
- Когда было открыто подземная линия в Алматы?
- В чем преимущество метро?
- Еще в каких городах есть метро?

V. Итог урока.
Работа в парах с тестом.
1. Найдите правильный ответ:
1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.
3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.
2. Укажите "лишнее слово":

1) домино;
2) окно;
3) пальто;
4) трико.
3. Укажите существительное женского рода:
1) авеню;
2) какаду;
3) кофе;
4) кашне.
4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?
1) в ателье – Д. п.
2) без пальто – Р. п.
3) по радио – П. п.
4) у табло – Д. п.
- Давайте проверим тестовую работу.
На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число - 2212
- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных? (Изменяемые существительные склоняются, а неизменяемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму.)
- Как можно определить число, падеж неизменяемых существительных? (Составить словосочетания.)
- А род таких имен существительных определяется по словарю и запоминается.
- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Ни к какому, так как не изменяются.)
- В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения. Их состав в настоящее время активно пополняется (евро – м. р.)

VI. Домашнее задание. Выпишите из толкового словаря несклоняемые существительных, объясните их лексическое значение.(5 - 6).
Упр. 374, 376
Твор. задание: составьте текст, включив в него несклоняемые существительные, обозначающие животных и птиц. (Тема: зоопарк, путешествия, энциклопедия, телепередача.)
VII. Оценки
5 246
0
  • 20
1 дауыс


Жаңалықтар
Имя существительное
Имя существительное
Способствовать развитию умений давать ответы на вопросы, анализировать, выделять, формировать навыки групповой работы, взаимооценивания
Число имен существительных
Число имен существительных
Алматы облысы, Кербұлақ ауданы Майтөбе ОМ МДШО – ның орыс тілі мен орыс әдебиеті пәнінің мұғалімі Байшоинова Даурия Бекмухаметовна
План развития одаренных детей
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Имя прилагательное
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Предложный падеж существительного
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×