Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Образцы природы в лирике А. С. Пушкина

15 мам 2014, Бейсенбі
Образцы природы в лирике А. С. Пушкина.
Семинарское занятие

Задание к уроку – семинару.
1 группа. Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворение «Осеннее утро», «Певец» - средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя.
Индивидуальное задание: Стихотворение «Деревня». Помещение привычного «мирного, утешительного» пейзажа в необычный контекст: контраст тишины и покоя природы с социальным конфликтом.

2 группа. Романтические традиции пейзажей южного периода творчества. Стихотворение «Узник», «К морю». Образы - символы.

3 группа. Реалистический пейзаж конца 1820 - 1830 годов. Бескорыстное любование природой – само переживание лирического героя, установка и прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Стихотворение «Зимнее утро», «Осенью»

4 группа. Природа как философская тема. Бессмертная, но не разумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки нам».

5 гуппа. Как предваряющее изучение романа «Евгений Онегин», задание по исследованию пейзажей в романе. Энциклопедичность пейзажных зарисовок в романе.

Ход урока
• Вводная часть.
Принципы отображения природы Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении.
- Вспомните основные периоды творчества А. С. Пушкина.
Одно из наиболее выразительных стихотворений первого периода творчества поэта – «Воспоминания о Царском селе»
• Чтение стихотворение и анализ (Выступление 1 - й группы).
- Влияние какой школы наиболее явно прослеживается в стихотворении? (Классицизм).
- Почему?
(По жанру – это ода, высокий слог, архаизмы (денница, нощь,) богатые сравнения, эпитеты («лебедь величавый»), многочисленные метафоры («чуть дышит ветерок, уснувший на листах»), встречаются традиционные мифологические образы («плескаются наяды»).
- В чем основная композиционная роль?
(Во вступлении. Чистых описаний пейзажа нет, так как в традициях классицизма описание природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой.
Еще одна особенность – статичность, неподвижность пейзажа в стихотворениях этого периода).
• Южный период. (2 - я группа).
Творческий метод – романтизм. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа - бурная или грозная стихия.
Особенности: в стихах этого времени встречаются образы ночи, моря луны, звезд гор ветра. Любимый жанр – элегия.
Одно из этапных стихотворений – «К морю» (Начато в Одессе, закончено в Михайловском). Антитеза: свободная природа, стихия противопоставлена несвободе человека в обществе. Один из мотивов – мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом. Прощание с романтизмом связано со смертью двух романтических гениев – Наполеона (1824).
Средства поэтической выразительности: метафорические эпитеты связанные с мотивом «свобода - несвобода», метафоры (стая кораблей), олицетворение (море - адресат), метонимия (смиренный парус рыбарей), перифраз (Моей души предел желанный …\ свободная стихия). Особенности стиха: ассонанс (чередование открытых и закрытых звуков имитирует шум моря), аллитерация (Твоею прихотью хранимый), повторы, анафоры.
• Поздний период творчества. (Группы 3, 4, 5).
В стихотворениях этого времени практический не встречаются пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы.
Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Часто появляется зимний пейзаж.
Основы темы этого периода: общность с природой, гармония.
Как новатор в изображении периода своего творчества.
В стихотворениях этого времени встречаются пейзажи разных типов:
Психологический пейзаж.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. Кроме того, субъективное отношение автора к изображаемому предмету раскрывается в его оценке, например, времена года. Так, любимым временем года Пушкин называет осень (см. «Осень»), весной же поэт грустит:
Весна, весна, пора любви
Как тяжка мне твое явленье…
Отдайте мне твое явленье…
И зимний долгий мрак ночей.
(«Весна» весна…» 1827)

Как грустно мне твое явленье
Весна, весна! пора любви!..
(«Евгений Онегин»)
Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие:

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
3 866
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Послушайте стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда», используя карточку - информатор.
Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение                                                      «Зимнее утро».
Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение «Зимнее утро».
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Олжас Сулейменов «Волчата»
Олжас Сулейменов «Волчата»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×