Жексенбі, 30 Наурыз 2025
  • 11
  • :
  • 42
  • :
  • 19
Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Образцы природы в лирике А. С. Пушкина

15 мам 2014, Бейсенбі
Образцы природы в лирике А. С. Пушкина.
Семинарское занятие

Задание к уроку – семинару.
1 группа. Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворение «Осеннее утро», «Певец» - средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя.
Индивидуальное задание: Стихотворение «Деревня». Помещение привычного «мирного, утешительного» пейзажа в необычный контекст: контраст тишины и покоя природы с социальным конфликтом.

2 группа. Романтические традиции пейзажей южного периода творчества. Стихотворение «Узник», «К морю». Образы - символы.

3 группа. Реалистический пейзаж конца 1820 - 1830 годов. Бескорыстное любование природой – само переживание лирического героя, установка и прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Стихотворение «Зимнее утро», «Осенью»

4 группа. Природа как философская тема. Бессмертная, но не разумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки нам».

5 гуппа. Как предваряющее изучение романа «Евгений Онегин», задание по исследованию пейзажей в романе. Энциклопедичность пейзажных зарисовок в романе.

Ход урока
• Вводная часть.
Принципы отображения природы Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении.
- Вспомните основные периоды творчества А. С. Пушкина.
Одно из наиболее выразительных стихотворений первого периода творчества поэта – «Воспоминания о Царском селе»
• Чтение стихотворение и анализ (Выступление 1 - й группы).
- Влияние какой школы наиболее явно прослеживается в стихотворении? (Классицизм).
- Почему?
(По жанру – это ода, высокий слог, архаизмы (денница, нощь,) богатые сравнения, эпитеты («лебедь величавый»), многочисленные метафоры («чуть дышит ветерок, уснувший на листах»), встречаются традиционные мифологические образы («плескаются наяды»).
- В чем основная композиционная роль?
(Во вступлении. Чистых описаний пейзажа нет, так как в традициях классицизма описание природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой.
Еще одна особенность – статичность, неподвижность пейзажа в стихотворениях этого периода).
• Южный период. (2 - я группа).
Творческий метод – романтизм. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа - бурная или грозная стихия.
Особенности: в стихах этого времени встречаются образы ночи, моря луны, звезд гор ветра. Любимый жанр – элегия.
Одно из этапных стихотворений – «К морю» (Начато в Одессе, закончено в Михайловском). Антитеза: свободная природа, стихия противопоставлена несвободе человека в обществе. Один из мотивов – мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом. Прощание с романтизмом связано со смертью двух романтических гениев – Наполеона (1824).
Средства поэтической выразительности: метафорические эпитеты связанные с мотивом «свобода - несвобода», метафоры (стая кораблей), олицетворение (море - адресат), метонимия (смиренный парус рыбарей), перифраз (Моей души предел желанный …\ свободная стихия). Особенности стиха: ассонанс (чередование открытых и закрытых звуков имитирует шум моря), аллитерация (Твоею прихотью хранимый), повторы, анафоры.
• Поздний период творчества. (Группы 3, 4, 5).
В стихотворениях этого времени практический не встречаются пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы.
Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Часто появляется зимний пейзаж.
Основы темы этого периода: общность с природой, гармония.
Как новатор в изображении периода своего творчества.
В стихотворениях этого времени встречаются пейзажи разных типов:
Психологический пейзаж.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. Кроме того, субъективное отношение автора к изображаемому предмету раскрывается в его оценке, например, времена года. Так, любимым временем года Пушкин называет осень (см. «Осень»), весной же поэт грустит:
Весна, весна, пора любви
Как тяжка мне твое явленье…
Отдайте мне твое явленье…
И зимний долгий мрак ночей.
(«Весна» весна…» 1827)

Как грустно мне твое явленье
Весна, весна! пора любви!..
(«Евгений Онегин»)
Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие:

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Жаңалықтар
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Кайсын Шуваевич Кулиев «Не разоряйте птичьего гнезда»
Послушайте стихотворение К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда», используя карточку - информатор.
Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение                                                      «Зимнее утро».
Александр Сергеевич Пушкин и его стихотворение «Зимнее утро».
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Олжас Сулейменов «Волчата»
Олжас Сулейменов «Волчата»
Атырау қаласы, №32 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Темирова Венере Майдановна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×