Готовимся к ЕНТ. Обособленные определения. Урок русского языка в 11-м классе
Готовимся к ЕНТ. Обособленные определения. Урок русского языка в 11-м классе
Казанбай Галия Тлектесовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
• обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
• знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
• формирование умений:
1) выделять интонационно обособленные члены;
2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
• контроль и оценка ЗУН по данной теме
• расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
• активизация самостоятельной деятельности
• развитие познавательной активности
• развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
• формирование потребности выражать собственное мнение Воспитательные:
• воспитание коммуникативности
• привитие культуры общения
• воспитание интереса к предмету
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.
III. Повторение ранее изученного материала
1) Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.
Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.
Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...
Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.
(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)
(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.
В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.
2. Составление предложений по схемам.
Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.
1. […сущ.], (который…).
2. […гл.], ( союз что…).
3. […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).
1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места
На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?
3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)
Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.
Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.
IV. Сообщение нового материала
1. Слово учителя
В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежание повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.
2. Знакомство с теорией (Приложение 1)
Можно заменить причастным оборотом Нельзя заменить причастным оборотом
1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).
2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).
3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)
3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)
4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)
5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)
6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).
V. Закрепление изученного материала
1) Групповая работа (у доски и на местах).
Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?
1. Река, (в) доль которой мы шли, (в) течени … своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
вдоль (производный предлог)
делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)
влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)
вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)
(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).
2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
Расположились – пишется буква о перед согласной ж
возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной
засеяно – краткое причастие
рожью – разделительный мягкий знак перед ю
(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)
Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)
2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2
Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?
1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.
3. Самостоятельная работа Приложение 3
Примеры тестовых заданий
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Вариант 1. (Приложение 4)
Ответы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10.
Вариант 2.
1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].
Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9
VI. Итог урока:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?
3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?
VII. Домашнее задание: Перевести текст
1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку.
2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом.
3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций.
4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой.
5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.
6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти.
7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство.
8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту.
9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект.
10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду.
11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода.
12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.
Казанбай Галия Тлектесовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
• обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление распространённых и нераспространённых определений»
• знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом
• формирование умений:
1) выделять интонационно обособленные члены;
2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
• контроль и оценка ЗУН по данной теме
• расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
• активизация самостоятельной деятельности
• развитие познавательной активности
• развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
• формирование потребности выражать собственное мнение Воспитательные:
• воспитание коммуникативности
• привитие культуры общения
• воспитание интереса к предмету
Ход урока
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Добрый день, ребята. На этом уроке нам с вами предстоит повторить условия обособления определений. Кроме этого, мы познакомимся с правилами замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.
III. Повторение ранее изученного материала
1) Групповая работа (у доски и на местах). Обособленные и необособленные определения.
Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм.
Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами п..крытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...
Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.
(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)
(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.
В каких ещё случаях обособляются определения? Приведите примеры с необособленными определениями.
2. Составление предложений по схемам.
Задание: Указать вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.
1. […сущ.], (который…).
2. […гл.], ( союз что…).
3. […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).
1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места
На какие вопросы отвечают придаточные определительные? К какому слову относятся?
3. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)
Задание: заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который.
Тёмно-синие вершины гор, которые изрыты морщинами, покрыты слоями снега, рисовались на бледном небосклоне.
Бабочки, которые были привлечены светом, прилетели и кружились около фонаря.
IV. Сообщение нового материала
1. Слово учителя
В КИМах в части А (А 28) есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежание повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.
2. Знакомство с теорией (Приложение 1)
Можно заменить причастным оборотом Нельзя заменить причастным оборотом
1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).
2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).
3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)
2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)
3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)
4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых была очень ухабистой.)
5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)
6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).
V. Закрепление изученного материала
1) Групповая работа (у доски и на местах).
Задание: Объяснить графически орфограммы и пунктограммы. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каком можно? Почему?
1. Река, (в) доль которой мы шли, (в) течени … своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
вдоль (производный предлог)
делала (где? в чём?) в течении (окончание –и; сущ. в П.п., на –ие)
влево (наречие, корень -лев-, пишется слитно)
вправо (наречие, корень -прав-, пишется слитно)
(Придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог вдоль).
2. Деревья, возле которых мы распол..жились, одиноко во..вышались среди открытого поля, которое было засея..о рож..ю и гречихой.
Объяснение орфограмм и пунктограмм:
Расположились – пишется буква о перед согласной ж
возвышались – на конце приставки пишем з, так как стоит перед глухой согласной
засеяно – краткое причастие
рожью – разделительный мягкий знак перед ю
(1-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом – перед союзным словом есть предлог возле, 2-ю придаточную часть сложноподчинённого предложения можно.)
Почему в слове засеянное пишется две буквы н? (Полное страдательное причастие)
2. Отработка умений и навыков в определении возможности/невозможности замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Работа выполняется устно по цепочке; печатное задание с примерами выдаётся учащимся). Приложение 2
Задание: В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В каких можно? Почему?
1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.
3. Самостоятельная работа Приложение 3
Примеры тестовых заданий
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Вариант 1. (Приложение 4)
Ответы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10.
Вариант 2.
1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].
Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9
VI. Итог урока:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?
3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?
VII. Домашнее задание: Перевести текст
1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку.
2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом.
3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций.
4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой.
5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.
6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти.
7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство.
8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту.
9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект.
10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду.
11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода.
12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.
Жаңалықтар
Обособленные определения
Учитель русского языка и литературы Сабитова Ардак Токановна
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Актюбинская область, г. Алга, средняя школа № 2 им. В. И. Пацаева Ермагамбетова Жумагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в казахской школе
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (1)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.