Внеклассная работа по теме "Слова-близнецы"
Казанбай Галия Тлектесовна - учитель русского языка и литературы
Внеклассная работа по теме "Слова-близнецы"
Обучение развитию речи в связи с изучением синонимов можно успешно продолжить и на занятиях кружка.
Цель занятия кружка – это выполнение практических упражнений, направленных на обучение учеников умению пользоваться словарями. Для этого необходимо:
• составить, пользуясь словарями, синонимические ряды к словам: Родина, бесконечный, охранять. Составить с ними словосочетания, выяснить различие между синонимами;
• составить синонимические ряды к разным значениям многозначного слова сильный. С некоторыми из них составить предложения;
• прочитать и запомнить пословицы с данными словами. Определить их смысл. Составить синонимические ряды к выделенным словам: «Счастье Родины дороже жизни»;
• «Родина любимая – мать родимая»; «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «Нет ничего краше, чем Родина наша».
Викторина
1. О каких предметах можно сказать: построен, сооружен, воздвигнут; огромный, большой, значительный, исполинский; небольшой, крошечный, маленький?
2. Когда говорят «дети», а когда – «малыш»? Составьте с этими словами предложение.
3. С помощью каких прилагательных обозначаются различные оттенки красного цвета? (Алый, пунцовый, кровавый, кумачовый, пурпурный и т.д.)
4. С помощью каких прилагательных обозначаются различные оттенки зеленого цвета? (Светло-зеленый, малахитовый, ярко-зеленый и т. д.)
5. Какие из слов-синонимов не только называют предмет или признак, но и выражают отношение к ним? (Глаза-очи, чистый-белоснежный, разговор-болтовня и т. д.)
6.Почему данные слова можно назвать синонимами : Родина, отчизна, отечество, страна; Смелый, храбрый, мужественный; голубой - лазурный?
7. С какими существительными сочетаются синонимы-прилагательные коричневый и карий? Какие из них сочетаются только со словами: глаза, очи?
Игра «Кто короче?»
Ведущий читает предложения, предлагает заменить подчеркнутые выражения более краткими. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее заменяет слова.
1. Первое время новичок держался в стороне, избегал, чуждался (сторонился) нас. 2. В этой части река была доступна для плавания судов (судоходная). 3. Девочка скорчилась, сжалась в комок (съежилась). 4. Ребята удивленно взглянули друг на друга (переглянулись). 5. Бумагу он смял в комок (скомкал) и выбросил. 6. Художник набросал еще черты (сделал набросок, эскиз) будущей картины. 7. Мотор работал без задержек, остановок, равномерно (бесперебойно).
Следующий вид внеклассной работы в связи с изучением синонимов – выпуск специального номера лингвистической стенной газеты или бюллетеня, который может состоять примерно из таких разделов:
• в первом разделе - теоретические сведения о синонимах, способствующих обогащению языковых познаний учащихся о синонимах;
• во втором – рассказы о синонимах, изложенных в занимательной форме;
• в третьем разделе – вопросы и задания с элементами занимательной грамматики.
Первый раздел можно озаглавить «Все ли ты знаешь о синонимах…?» «Синонимы – это богатство мыслей, изобилие ума и щедрость языка».
Второй раздел – «Слова-близнецы…». В нём помещаются небольшие рассказы о синонимах. Интересный материал для этого раздела учитель найдет в книге проф. ЛГУ В.И.Кудохова «Рассказы о синонимах». Издательство «Просвещение», 1971. Книга эта построена в форме диалога автора и собеседника. т.е. разговаривают два человека: Автор и Вася. Вася что-то рассказывает, а автор его исправляет. В этом разделе газеты можно поместить, например, такие рассказы о синонимах: «Почему дом называется избой?», «Глаза – это очи», «Можно ли петуха назвать кочетом?».
Третий раздел – «Подумай и ответь» или «Знаешь ли ты это…». Здесь целесообразно поместить ответы на вопросы учащихся, которые они задают на уроке, на занятиях кружка или просто опускают их в письменной форме в ящичек «Спрашивай – отвечаем».Приведем отдельные примеры.
Ученик спрашивает:
- Будут ли синонимами слова: соревнование и конкуренция?
Другой ученик спрашивает:
- Будут ли синонимами слова: хоть и хотя?
- Нет, не будут. Это фонетические варианты одного и того же слова.
В этом же разделе помещается занимательный материал, в том числе и из ученических письменных работ. Например:
1. Исправьте ошибки в употреблении слов (глаголов). Подберите к ним точные синонимы: Ученицу превозносили за ее смелый поступок. Одноклассница одобряла Салиха за отличную учебу.
2. Укажите, в каких словосочетаниях допущены ошибки: крепкая дружба, прочный материал, коричневые глаза, голубое платье, длинный мальчик, серое небо.
Сюда же можно поместить шарады, ребусы, упражнения-игры, шутки. Например: Дано 6 слов. Подобрать к каждому из них синонимы, из первых букв которых образуется название спортивной игры:
Передник фартук ---- ф
Мрачный угрюмый ----у
Бездельник тунеядец---- т
Разговор болтовня -----б
Письмо ответ ----о
Шлюпка лодка ----л
Стенную газету или бюллетень следует оформить ярко, красочно, чтобы она привлекала внимание детей, служили для них дополнительным средством развития любознательности, смекалки, мыслительных способностей.
Одной из систематических форм внеклассной работы является выпуск рукописного лингвистического журнала, один из номеров которого также можно посвятить вопросам синонимов.
В первом разделе журнала можно поместить небольшую статью об использовании синонимов в языке художественных произведений с соответствующим иллюстративным материалом, а также результаты небольших исследований самих учащихся-отрывки из художественных произведений, в которых содержатся синонимические слова. Например: «Метелица уперся в бок, откинулся назад и вдруг засмеялся». «Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже по-детски залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче и оба они хохотали так несколько минут».
Внеклассная работа по совершенствованию устной и письменной речи учащихся за счет синонимов осуществляется и при проведении эпизодических форм внеклассной работы – утренников и вечеров, тематических дней и недель языка, фестивалей, олимпиад. Так, при проведении Недели языка один из дней можно посвятить некоторым вопросам лексики, в том числе синонимам. В этот день кружковцы или заранее подготовленные учащиеся могут выступать в перерывах по радио с небольшими сообщениями об употреблении некоторых синонимичных слов в речи. Например: есть - кушать; последний - крайний. Кружковцы могут организовывать грамматические игры в перерыве или на утреннике.
Задания по использованию синонимов следует включать и в материалы олимпиад.
Могут быть такие вопросы:
1. Можно ли называть синонимами слова: активный, деятельный, инициативный?
2. Почему слова: ученик , мальчик, активист, друг не являются синонимами?
Рассмотренные формы внеклассных занятий в связи с изучением синонимов будут закреплять, дополнять и расширять полученные на уроке языковые знания и совершенствовать культуру речи учащихся.
Внеклассная работа по теме "Слова-близнецы"
Обучение развитию речи в связи с изучением синонимов можно успешно продолжить и на занятиях кружка.
Цель занятия кружка – это выполнение практических упражнений, направленных на обучение учеников умению пользоваться словарями. Для этого необходимо:
• составить, пользуясь словарями, синонимические ряды к словам: Родина, бесконечный, охранять. Составить с ними словосочетания, выяснить различие между синонимами;
• составить синонимические ряды к разным значениям многозначного слова сильный. С некоторыми из них составить предложения;
• прочитать и запомнить пословицы с данными словами. Определить их смысл. Составить синонимические ряды к выделенным словам: «Счастье Родины дороже жизни»;
• «Родина любимая – мать родимая»; «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «Нет ничего краше, чем Родина наша».
Викторина
1. О каких предметах можно сказать: построен, сооружен, воздвигнут; огромный, большой, значительный, исполинский; небольшой, крошечный, маленький?
2. Когда говорят «дети», а когда – «малыш»? Составьте с этими словами предложение.
3. С помощью каких прилагательных обозначаются различные оттенки красного цвета? (Алый, пунцовый, кровавый, кумачовый, пурпурный и т.д.)
4. С помощью каких прилагательных обозначаются различные оттенки зеленого цвета? (Светло-зеленый, малахитовый, ярко-зеленый и т. д.)
5. Какие из слов-синонимов не только называют предмет или признак, но и выражают отношение к ним? (Глаза-очи, чистый-белоснежный, разговор-болтовня и т. д.)
6.Почему данные слова можно назвать синонимами : Родина, отчизна, отечество, страна; Смелый, храбрый, мужественный; голубой - лазурный?
7. С какими существительными сочетаются синонимы-прилагательные коричневый и карий? Какие из них сочетаются только со словами: глаза, очи?
Игра «Кто короче?»
Ведущий читает предложения, предлагает заменить подчеркнутые выражения более краткими. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее заменяет слова.
1. Первое время новичок держался в стороне, избегал, чуждался (сторонился) нас. 2. В этой части река была доступна для плавания судов (судоходная). 3. Девочка скорчилась, сжалась в комок (съежилась). 4. Ребята удивленно взглянули друг на друга (переглянулись). 5. Бумагу он смял в комок (скомкал) и выбросил. 6. Художник набросал еще черты (сделал набросок, эскиз) будущей картины. 7. Мотор работал без задержек, остановок, равномерно (бесперебойно).
Следующий вид внеклассной работы в связи с изучением синонимов – выпуск специального номера лингвистической стенной газеты или бюллетеня, который может состоять примерно из таких разделов:
• в первом разделе - теоретические сведения о синонимах, способствующих обогащению языковых познаний учащихся о синонимах;
• во втором – рассказы о синонимах, изложенных в занимательной форме;
• в третьем разделе – вопросы и задания с элементами занимательной грамматики.
Первый раздел можно озаглавить «Все ли ты знаешь о синонимах…?» «Синонимы – это богатство мыслей, изобилие ума и щедрость языка».
Второй раздел – «Слова-близнецы…». В нём помещаются небольшие рассказы о синонимах. Интересный материал для этого раздела учитель найдет в книге проф. ЛГУ В.И.Кудохова «Рассказы о синонимах». Издательство «Просвещение», 1971. Книга эта построена в форме диалога автора и собеседника. т.е. разговаривают два человека: Автор и Вася. Вася что-то рассказывает, а автор его исправляет. В этом разделе газеты можно поместить, например, такие рассказы о синонимах: «Почему дом называется избой?», «Глаза – это очи», «Можно ли петуха назвать кочетом?».
Третий раздел – «Подумай и ответь» или «Знаешь ли ты это…». Здесь целесообразно поместить ответы на вопросы учащихся, которые они задают на уроке, на занятиях кружка или просто опускают их в письменной форме в ящичек «Спрашивай – отвечаем».Приведем отдельные примеры.
Ученик спрашивает:
- Будут ли синонимами слова: соревнование и конкуренция?
Другой ученик спрашивает:
- Будут ли синонимами слова: хоть и хотя?
- Нет, не будут. Это фонетические варианты одного и того же слова.
В этом же разделе помещается занимательный материал, в том числе и из ученических письменных работ. Например:
1. Исправьте ошибки в употреблении слов (глаголов). Подберите к ним точные синонимы: Ученицу превозносили за ее смелый поступок. Одноклассница одобряла Салиха за отличную учебу.
2. Укажите, в каких словосочетаниях допущены ошибки: крепкая дружба, прочный материал, коричневые глаза, голубое платье, длинный мальчик, серое небо.
Сюда же можно поместить шарады, ребусы, упражнения-игры, шутки. Например: Дано 6 слов. Подобрать к каждому из них синонимы, из первых букв которых образуется название спортивной игры:
Передник фартук ---- ф
Мрачный угрюмый ----у
Бездельник тунеядец---- т
Разговор болтовня -----б
Письмо ответ ----о
Шлюпка лодка ----л
Стенную газету или бюллетень следует оформить ярко, красочно, чтобы она привлекала внимание детей, служили для них дополнительным средством развития любознательности, смекалки, мыслительных способностей.
Одной из систематических форм внеклассной работы является выпуск рукописного лингвистического журнала, один из номеров которого также можно посвятить вопросам синонимов.
В первом разделе журнала можно поместить небольшую статью об использовании синонимов в языке художественных произведений с соответствующим иллюстративным материалом, а также результаты небольших исследований самих учащихся-отрывки из художественных произведений, в которых содержатся синонимические слова. Например: «Метелица уперся в бок, откинулся назад и вдруг засмеялся». «Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже по-детски залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче и оба они хохотали так несколько минут».
Внеклассная работа по совершенствованию устной и письменной речи учащихся за счет синонимов осуществляется и при проведении эпизодических форм внеклассной работы – утренников и вечеров, тематических дней и недель языка, фестивалей, олимпиад. Так, при проведении Недели языка один из дней можно посвятить некоторым вопросам лексики, в том числе синонимам. В этот день кружковцы или заранее подготовленные учащиеся могут выступать в перерывах по радио с небольшими сообщениями об употреблении некоторых синонимичных слов в речи. Например: есть - кушать; последний - крайний. Кружковцы могут организовывать грамматические игры в перерыве или на утреннике.
Задания по использованию синонимов следует включать и в материалы олимпиад.
Могут быть такие вопросы:
1. Можно ли называть синонимами слова: активный, деятельный, инициативный?
2. Почему слова: ученик , мальчик, активист, друг не являются синонимами?
Рассмотренные формы внеклассных занятий в связи с изучением синонимов будут закреплять, дополнять и расширять полученные на уроке языковые знания и совершенствовать культуру речи учащихся.
Жаңалықтар
Эссе: Мой язык – моя Родина
Моя Родина – Казахстан, это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Поэтому для меня самый родной язык – казахский язык, самый прекрасный и богатый. С самого рождения я неразрывно связана с этим языком.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Работа с текстом. Ничего нет у человека дороже, чем его родная земля. Какие прекрасные слова произошли от корня род, родители, родственники, родной, народ, родиться, возрождение, родина.
Корень слова. Однокоренные слова
Г. А. Мукашева, учитель русского языка и литературы школы имени Б. Уахатова Лебяжинского района, Павлодарской области
Антонимические пары
Жамбылская область, Шуский район, Село Жана жол, СШ. им. Бауыржана Момышулы Учитель русского языка Дюсембаева С. С.
Однозначные и многозначные слова
Преподаватель: Хайрулина В. Д Колледж транспорта и коммуникаций
Cинонимы
Суентаева Жанат Сатановна лингвистическая школа - гимназия №24 города Актобе
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.