Урок - конкурс по русскому языку в пятом классе «Фразеологический зверинец»
Урок - конкурс по русскому языку в пятом классе
«Фразеологический зверинец»
При обобщении учебного материала по теме «Фразеологизмы» я организую урок - конкурс, предлагая задания, позволяющие пополнить словарь пятиклассников устойчивыми оборотами, в которые входят названия животных, птиц, рыб и насекомых. Некоторые задания требуют предварительной подготовки.
1 - й этап - «Тёмная лошадка»
Представление команд, девизов, эмблем.
2 - й этап, разминочный - «Взять быка за рога»
Читаю толкование фразеологизма, а ученики называют соответствующий устойчивый оборот.
• Человек, на которого сваливают все грехи и поступки других. (Козёл отпущения.)
• Старый, опытный моряк. (Морской волк.)
• Кто - либо испытывает сильное беспокойство, волнение, тревогу. (Кошки скребут на сердце.)
• Смотреть, ничего не понимая. (Смотреть, как баран на новые ворота.)
• Говорить нудно, медленно. (Тянуть кота за хвост.)
• Глазеть по сторонам, бездельничать. (Считать ворон.)
• Жить недружно, постоянно ссорясь. (Как кошка с собакой.)
• Уделять слишком много внимания тому, что такого внимания не заслуживает. (Носиться как курица с яйцом.)
• Очень сильно обидеться, рассердиться. (Дуться как мышь на крупу.)
3 - й этап - «Вот где собака зарыта»
Рассказать о происхождении фразеологизмов голубь мира, показать, где раки зимуют.
(Фразеологизм голубь моря получил широкое распространение после первого Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 г. К нему художник Пабло Пикассо сделал эмблему мира, где изображен голубь с оливковой ветвью в клюве. Еще в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку - известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.
Выражение показать, где раки зимуют, связано с русской историей. Помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озёра или реки и там зимуют. Ловить раков зимой посылали провинившихся крестьян. Промерзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло: если хотят кого - то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».)
4 - й этап - «Убить двух зайцев»
Перевести фразеологизмы на казахский язык и рассказать, о каких чертах человеческого характера они говорят.
Заячья душа. (Қоян жүрек - о трусливом, робком человеке.)
Первая ласточка (Жыл құсындай - самый первый в ряду остальных.)
Вольная птица. (Өзі би, өзі қожа - свободный, ни от кого не зависящий человек.)
Ни рыба ни мясо. (Түйе де емес, бүйе де емес.- Ничем не выдедяющийся человек.)
В следующих конкурсах участвуют капитаны.
5 - й этап - «Стреляный воробей»
Подобрать к каждому фразеологизму антоним.
Молчать как рыба. (Чесать языком.)
Не разлей вода. (Как кошка с собакой.)
Держать ухо востро. (Ворон считать.)
Желторотый птенец. (Стреляный воробей.)
6 - й этап – «Оседлай своего любимого конька»
Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.
7 - й этап - «А ларчик просто открывался»
Определить, из какой басни И. А. Крылова эти выражения.
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и Муравей».)
«Вороне где - то Бог послал кусочек сыру». («Ворона и Лисица».)
«Слона - то я не приметил». («Любопытный».)
«А Васька слушает да ест». («Кот и Повар».)
8 - й этап - конкурс болельщиков «Кот в мешке»
В мешке лежат игрушечные зверята. Назвать фразеологизм, в котором упоминаются эти домашние животные.
Собака; кошка, кот; козёл; курица.
(Как собак нерезаных, устал как собака, нужен как собаке пятая нога, собаке под хвост, собаку съел, вот где собака зарыта, собак гонять; черная кошка пробежала, (бегать, метаться) как угорелая кошка, играть в кошки - мышки, купить кота в мешке, драная кошка, кот наплакал, тянуть кота за хвост; пускать козла в огород, драть как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь; писать как курица лапой, мокрая курица, слепая курица, носиться как курица с яйцом.)
9 - й этап - «Курам на смех»
Объяснить смысл фразеологизмов, понятых иностранцем буквально и изображенных им на рисунках.
Взять быка за рога, тянуть кота за хвост, как с гуся вода, медведь на ухо наступил.
Подводя итоги работы, вручаю лучшим ученикам «Грамоту знатока фразеологии».
«Фразеологический зверинец»
При обобщении учебного материала по теме «Фразеологизмы» я организую урок - конкурс, предлагая задания, позволяющие пополнить словарь пятиклассников устойчивыми оборотами, в которые входят названия животных, птиц, рыб и насекомых. Некоторые задания требуют предварительной подготовки.
1 - й этап - «Тёмная лошадка»
Представление команд, девизов, эмблем.
2 - й этап, разминочный - «Взять быка за рога»
Читаю толкование фразеологизма, а ученики называют соответствующий устойчивый оборот.
• Человек, на которого сваливают все грехи и поступки других. (Козёл отпущения.)
• Старый, опытный моряк. (Морской волк.)
• Кто - либо испытывает сильное беспокойство, волнение, тревогу. (Кошки скребут на сердце.)
• Смотреть, ничего не понимая. (Смотреть, как баран на новые ворота.)
• Говорить нудно, медленно. (Тянуть кота за хвост.)
• Глазеть по сторонам, бездельничать. (Считать ворон.)
• Жить недружно, постоянно ссорясь. (Как кошка с собакой.)
• Уделять слишком много внимания тому, что такого внимания не заслуживает. (Носиться как курица с яйцом.)
• Очень сильно обидеться, рассердиться. (Дуться как мышь на крупу.)
3 - й этап - «Вот где собака зарыта»
Рассказать о происхождении фразеологизмов голубь мира, показать, где раки зимуют.
(Фразеологизм голубь моря получил широкое распространение после первого Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 г. К нему художник Пабло Пикассо сделал эмблему мира, где изображен голубь с оливковой ветвью в клюве. Еще в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку - известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.
Выражение показать, где раки зимуют, связано с русской историей. Помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озёра или реки и там зимуют. Ловить раков зимой посылали провинившихся крестьян. Промерзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло: если хотят кого - то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».)
4 - й этап - «Убить двух зайцев»
Перевести фразеологизмы на казахский язык и рассказать, о каких чертах человеческого характера они говорят.
Заячья душа. (Қоян жүрек - о трусливом, робком человеке.)
Первая ласточка (Жыл құсындай - самый первый в ряду остальных.)
Вольная птица. (Өзі би, өзі қожа - свободный, ни от кого не зависящий человек.)
Ни рыба ни мясо. (Түйе де емес, бүйе де емес.- Ничем не выдедяющийся человек.)
В следующих конкурсах участвуют капитаны.
5 - й этап - «Стреляный воробей»
Подобрать к каждому фразеологизму антоним.
Молчать как рыба. (Чесать языком.)
Не разлей вода. (Как кошка с собакой.)
Держать ухо востро. (Ворон считать.)
Желторотый птенец. (Стреляный воробей.)
6 - й этап – «Оседлай своего любимого конька»
Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.
7 - й этап - «А ларчик просто открывался»
Определить, из какой басни И. А. Крылова эти выражения.
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и Муравей».)
«Вороне где - то Бог послал кусочек сыру». («Ворона и Лисица».)
«Слона - то я не приметил». («Любопытный».)
«А Васька слушает да ест». («Кот и Повар».)
8 - й этап - конкурс болельщиков «Кот в мешке»
В мешке лежат игрушечные зверята. Назвать фразеологизм, в котором упоминаются эти домашние животные.
Собака; кошка, кот; козёл; курица.
(Как собак нерезаных, устал как собака, нужен как собаке пятая нога, собаке под хвост, собаку съел, вот где собака зарыта, собак гонять; черная кошка пробежала, (бегать, метаться) как угорелая кошка, играть в кошки - мышки, купить кота в мешке, драная кошка, кот наплакал, тянуть кота за хвост; пускать козла в огород, драть как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь; писать как курица лапой, мокрая курица, слепая курица, носиться как курица с яйцом.)
9 - й этап - «Курам на смех»
Объяснить смысл фразеологизмов, понятых иностранцем буквально и изображенных им на рисунках.
Взять быка за рога, тянуть кота за хвост, как с гуся вода, медведь на ухо наступил.
Подводя итоги работы, вручаю лучшим ученикам «Грамоту знатока фразеологии».
Жаңалықтар
Фразеологизмы и их значение
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
КВН по русскому языку
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
КВН по русскому языку по теме "В мире фразеологизмов"
Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Атырау
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический час»
Жамбылская область, Шуский район Село Жана жол, СШ. им. Бауыржана Момышулы Учитель русского языка Дюсембаева С. С.
Грамота – к мудрости ступенька
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы, Қайыңды ауылы, Саға мектеп - бала бақшасының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі Амирова Анаргул Куанышевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.