Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Урок - конкурс по русскому языку в пятом классе «Фразеологический зверинец»

04 желтоқсан 2014, Бейсенбі
Урок - конкурс по русскому языку в пятом классе
«Фразеологический зверинец»
При обобщении учебного материала по теме «Фразеологизмы» я организую урок - конкурс, предлагая задания, позволяющие пополнить словарь пятиклассников устойчивыми оборотами, в которые входят названия животных, птиц, рыб и насекомых. Некоторые задания требуют предварительной подготовки.
1 - й этап - «Тёмная лошадка»
Представление команд, девизов, эмблем.
2 - й этап, разминочный - «Взять быка за рога»
Читаю толкование фразеологизма, а ученики называют соответствующий устойчивый оборот.
• Человек, на которого сваливают все грехи и поступки других. (Козёл отпущения.)
• Старый, опытный моряк. (Морской волк.)
• Кто - либо испытывает сильное беспокойство, волнение, тревогу. (Кошки скребут на сердце.)
• Смотреть, ничего не понимая. (Смотреть, как баран на новые ворота.)
• Говорить нудно, медленно. (Тянуть кота за хвост.)
• Глазеть по сторонам, бездельничать. (Считать ворон.)
• Жить недружно, постоянно ссорясь. (Как кошка с собакой.)
• Уделять слишком много внимания тому, что такого внимания не заслуживает. (Носиться как курица с яйцом.)
• Очень сильно обидеться, рассердиться. (Дуться как мышь на крупу.)
3 - й этап - «Вот где собака зарыта»
Рассказать о происхождении фразеологизмов голубь мира, показать, где раки зимуют.
(Фразеологизм голубь моря получил широкое распространение после первого Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 г. К нему художник Пабло Пикассо сделал эмблему мира, где изображен голубь с оливковой ветвью в клюве. Еще в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку - известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.
Выражение показать, где раки зимуют, связано с русской историей. Помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озёра или реки и там зимуют. Ловить раков зимой посылали провинившихся крестьян. Промерзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло: если хотят кого - то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».)
4 - й этап - «Убить двух зайцев»
Перевести фразеологизмы на казахский язык и рассказать, о каких чертах человеческого характера они говорят.
Заячья душа. (Қоян жүрек - о трусливом, робком человеке.)
Первая ласточка (Жыл құсындай - самый первый в ряду остальных.)
Вольная птица. (Өзі би, өзі қожа - свободный, ни от кого не зависящий человек.)
Ни рыба ни мясо. (Түйе де емес, бүйе де емес.- Ничем не выдедяющийся человек.)
В следующих конкурсах участвуют капитаны.

5 - й этап - «Стреляный воробей»
Подобрать к каждому фразеологизму антоним.
Молчать как рыба. (Чесать языком.)
Не разлей вода. (Как кошка с собакой.)
Держать ухо востро. (Ворон считать.)
Желторотый птенец. (Стреляный воробей.)
6 - й этап – «Оседлай своего любимого конька»
Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.
7 - й этап - «А ларчик просто открывался»
Определить, из какой басни И. А. Крылова эти выражения.
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и Муравей».)
«Вороне где - то Бог послал кусочек сыру». («Ворона и Лисица».)
«Слона - то я не приметил». («Любопытный».)
«А Васька слушает да ест». («Кот и Повар».)
8 - й этап - конкурс болельщиков «Кот в мешке»
В мешке лежат игрушечные зверята. Назвать фразеологизм, в котором упоминаются эти домашние животные.
Собака; кошка, кот; козёл; курица.
(Как собак нерезаных, устал как собака, нужен как собаке пятая нога, собаке под хвост, собаку съел, вот где собака зарыта, собак гонять; черная кошка пробежала, (бегать, метаться) как угорелая кошка, играть в кошки - мышки, купить кота в мешке, драная кошка, кот наплакал, тянуть кота за хвост; пускать козла в огород, драть как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь; писать как курица лапой, мокрая курица, слепая курица, носиться как курица с яйцом.)
9 - й этап - «Курам на смех»
Объяснить смысл фразеологизмов, понятых иностранцем буквально и изображенных им на рисунках.
Взять быка за рога, тянуть кота за хвост, как с гуся вода, медведь на ухо наступил.
Подводя итоги работы, вручаю лучшим ученикам «Грамоту знатока фразеологии».
1 972
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Фразеологизмы и их значение
Фразеологизмы и их значение
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
КВН по русскому языку
КВН по русскому языку
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
КВН по русскому языку по теме "В мире фразеологизмов"
КВН по русскому языку по теме "В мире фразеологизмов"
Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Атырау
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический час»
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический час»
Жамбылская область, Шуский район Село Жана жол, СШ. им. Бауыржана Момышулы Учитель русского языка Дюсембаева С. С.
Грамота – к мудрости ступенька
Грамота – к мудрости ступенька
Ақтөбе облысы, Ойыл ауданы, Қайыңды ауылы, Саға мектеп - бала бақшасының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі Амирова Анаргул Куанышевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×