Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки

18 қазан 2012, Бейсенбі
Қызылорда облысы, Қазалы ауданы, Қазалы ауылы,
№100 орта мектептің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Ізтілеуова Бақыткүл Кеңшілікқызы

Тема урока: Фразеологизмы. Пословицы. Поговорки
Цель: повторить основные сведения по разделу; расширить знания учащихся в области фразеологии; развить умение отличать фразеологизмы от других языковых единиц; обогатить фразеологический запас учащихся; воспитывать любовь к слову и к родному языку.
Тип: урок закрепления знаний.
Форма: групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
III. Этап проверки знаний
Блиц - турнир «Что я знаю?»
1. Что такое лексика?
2. Что такое лексическое значение слова?
3. Какие слова называются синонимами?
4. Какие слова называются антонимами?
5. Какие слова называются омонимами?
6. Что мы называем многозначностью слова?
7. Какие слова называются неологизмами?
8. Какие слова называются заимствованными словами?
9. Какие слова называются интернациональными?

IY. Опрос домашнего задания: Письменное выполнение упражнений 49, 51

Y. Активизация знаний о фразеологизмах.
Что вы знаете о фразеологизмах?
Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые мы используем в речи так же, как и слова. Например, не по дням, а по часам.
Фразеологизм можно заменить одним словом: рукой подать – близко, спустя рукава – плохо.
Фразеологизмы состоят из нескольких слов (ломать голову, держать ушки на макушке).
Фразеологизмы всегда нужно понимать в переносном смысле. Например, хоть глаз выколи – это значит «темно», а выкалывание глаза тут ни при чём.
Фразеологизмы делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, вместо очень красивый можно употребить выражение ни в сказке сказать, ни пером описать.
Фразеологизмы делают нашу речь более краткой и понятной. Так, вместо предложения Айдар, перестань баловаться и заниматься не тем, чем нужно можно сказать: Айдар, перестань валять дурака.
Некоторые фразеологизмы невозможно перевести на другой язык.

YI. Работа над новым материалом.
Работа с текстом «Об источнике русской фразеологии» (Упр.*) Источники русской фразеологии: Разговорно - бытовая речь: в чём мать родила, чучело гороховое, потерять голову. Профессиональная лексика: топорная работа, без сучка без задоринки, разделать под орех (из речи столяров). Книжная лексика: глас вопиющего в пустыне, не от мира сего, на сон гряду - щий. Древнегреческие мифы: сизифов труд, ахиллесова пята, прокрустово ложе. Кальки иностран - ных фразеологизмов: задняя мысль (фр.), холодная война (англ.), не взирая на лица (нем.)

YII. Работа в группах
Класс делится на две группы (1 - ряд и 2 - ряд).

1. Фразеологический зоопарк. Вместо точек вставить названия животных.
1 - группа: Голоден как … волк.
Хитёр как … лиса.
Труслив как … заяц.
Здоров как … бык.
Надут как … индюк.

2 - группа: Грязный как … свинья
Болтлив как … сорока.
Упрям как … осёл.
Неуклюжий как … медведь.
Нем как … рыба.

2. Сопоставление фразеологизмов. Укажите стрелками казахские соответствия русских фразеологизмов.
1 - группа: Зелёная улица ----- бармағынан бал тамған
синяя птица ------------------------тайға таңба басқандай
светлая голова --------------------қол созым жер
чёрным по белому --------------кең өріс
рукой подать ----------------------табысты жер.
даңғыл жол ------------------------держать в чёрном теле

2 - группа: Золотое дно зерделі бас,
сұлу қыз синий чулок
бақыт құсы красная девица
зәбір - жапа көрсету
золотые руки еркек шора
рукой подать табысты жер.

3. Вставьте в данные фразеологизмы существительные.
1 - группа: 1) … на лоб лезут, … разгорелись, … намётан, … не моргнёт, бросается в …;
2) держать... за зубами,... хорошо подвешен,... заплетается, длинный..., острый....

2 - группа: 1) под горячую …, золотые …, правая …, не чист на …, протянуть … помощи.
2) держать … востро, хлопать …, … вянут, развесить …, медведь на … наступил. Слова для справок: ухо (уши), глаза, руки, язык

4. Работа с текстом «С ног до головы» (Упр. Р) Прочтите текст в лицах. Определите стиль текста. Найдите фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. На короткой ноге – в дружеских отношениях; встал с левой ноги – с утра был в плохом в плохом настроении; со всех ног – очень быстро (бежать); еле ноги унёс - спастись бегством; ни ногой, ноги моей больше у него не будет – никогда не пойдёт к нему. Из рук вон плохо – очень плохо, никуда не годится. Взять его в руки – сделать более дисциплинированным, заставить повиноваться. Дать по рукам – дать строгое предупреждение или наказание как урок на будущее. Рукам воли не давай – не дерись, убери руки. Руку даю на отсечение – клятвенно уверяю. Распускать руки – ударить, причинить боль, бить кого - то. Горячая голова - вспыльчивый человек. На свою голову - во вред самому себе. В первую голову – в первую очередь. Голова идёт кругом – теряется способность ясно соображать. Вешать голову – прийти в уныние. Ручаюсь головой – со всей ответственностью, безусловно. Намылить голову – сделать строгий выговор, выбранить.

5. Работа с пословицами. Некоторые учёные к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. Их называют обычно крылатыми словами и выражениями. Укажите стрелками казахские соответствия русских пословиц.
Поспешишь – людей насмешишь.
Екеу болсаң – досыңмен кеңес, жалғыз болсаң – қабырғаңмен кеңес.
Тише едешь – дальше будешь.
Асыққан аузын да таба алмайды.
Один ум хорошо – два лучше.
Жәй жүрген көп жерге барады.
Волков бояться - в лес не ходить.
Қиындықтан қорықсаң, істі бастама.

6. Фразеологические загадки. Отгадайте фразеологические загадки. Запишите фразеологизмы со словами - отгадками.
1 - группа: Его проглатывают или прикусывают, держат за зубами, не желая о чём - нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко и легко. (язык)

2 - группа: Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего - то не понимают; не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные люди. (уши)

7. Работа с текстом «Крокодиловы слёзы» Крокодиловы слёзы – лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание.

8. Найдите фразеологические обороты в стихотворениях, запишите их в тетрадь. Объясните их значение. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят Водой не разольёшь.
Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, Что еле волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, кто по дрова, Ребята слушать их не станут, От этой песни уши вянут. Ответы: Водой не разольёшь – очень дружны. Еле волочили ноги – идти с большим трудом. Медвежья услуга – услуга, причиняющая только вред. Уши вянут – нет возможности слушать что - нибудь глупое, лживое, неприличное.

9. Найдите фразеологические обороты в предложениях, запишите их в тетрадь. Объясните их значение.
1 - группа: Много дел, а время не терпит. На субботнике Андрей работал не покладая рук.
2 - группа: Время покажет, у кого какие были цепи. Я пришёл в мастерскую работать, а не баклуши бить.
10. Кто быстрее? Подберите фразеологизмы с общим для них словом.
1 - группа: рука, язык.
2 – группа: глаза, голова.
1 - группа: Держать себя в руках, махнуть рукой, опустить руки, руки не доходят, сложа руки, дать волю рукам, не покладая рук, положа руку на сердце. Находить общий язык, тянуть за язык, длинный язык, язык проглотить, прикусить язык, сорваться с языка, развязать язык, держать язык за зубами.

2 - группа: Бросаться в глаза, сказать правду в глаза, закрыть глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи. Голова на плечах, вешать голову, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, с больной головы на здоровую, человек с головой.

YIII. Обобщение. Подведение итогов. Какие сочетания слов называются фразеологизмами? Привести примеры. Зачем в нашей речи нужны фразеологизмы?
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

IX. Домашнее задание. Мы закончили изучение раздела «Лексика и фразеология». Вы должны подготовиться к тестовым заданиям по теме и письменно выполнить упражнения 59, * (стр. 37 - 38).
5 292
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Фразеологизмы и их значение
Фразеологизмы и их значение
Қарағанды облысы, Жаңаарқа ауданы, №132 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Саденова Ақбота Байсеитовна
На сколько мы готовы к ЕНТ?
На сколько мы готовы к ЕНТ?
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
Однозначные и многозначные слова
Однозначные и многозначные слова
Преподаватель: Хайрулина В. Д Колледж транспорта и коммуникаций
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика». Повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×