Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
Уроки доброты по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»
ЦЕЛИ УРОКА:
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина;
- формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
- воспитывать у учащихся умение представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы: слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, текст рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», отрывки из художественного фильма.
Ход урока
(Тема урока), 2(цель):
1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задачах:
- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
Валентин Григорьевич Распутин – сибиряк. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумному суетному миру он противопоставляет мудрое, бережное отношение к природе, к человеку. Ключевые слова его в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
Обратим внимание на эпиграф урока: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой). В нём выражается суть нашего урока.
2. Словарная работа
- Давайте вспомним значение слов «нравственность», «милосердие», «гуманность». (Учащиеся зачитывают статьи из словаря литературоведческих терминов).
3. Демонстрация фрагмента из фильма.
Слайд № 6, 7(Портрет В. Г. Распутина)
Слайд №6, 11 Автобиография В. Г. Распутина
4. Слово учителя: Вы познакомились с рассказом «Уроки французского», посмотрели фильм, снятый по одноименному рассказу, и, прежде чем анализировать его содержание, предлагаю проверить свои знания, решив небольшой тест. Слайд № 8, 9, 10.(Решение тестов).
- Ребята, судя по вашим ответам, можно сказать что произведение не оставило никого равнодушным, что вы хорошо знаете текст и это радует.
5. История создания рассказа «Уроки французского» Слайды №11, 12, 13
- Рассказ «Уроки французского» Валентин Распутин посвятил матери своего друга А. Вампилова, тоже учительнице. (Зачитать из учебника).
- Теперь обратимся к содержанию рассказа и вспомним главных героев. Кто они?
6. Работа с текстом рассказа
Слайды №14 (Портрет героини - актрисы) Зачитать фрагмент: Лидия Михайловна была каким - то особенным, каким - то сказочным существом: «Кажется, до того я и не подозревал, что и Л. М. тоже как и все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой - то манной небесной, насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на остальных». «Голос её был «каким - то мелким и лёгким». Было ей лет двадцать пять, у неё было правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугая, редко раскрывающаяся улыбка, чёрные, коротко остриженные волосы. Главное же - «при всём этом не было видно в её лице жестокости, которая с годами становится чуть ли не профессиональным признаком учителей, а какое - то осторожное с хитринкой недоумение…»
-«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре… до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была не учительницей арифметики какой - нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого исходило что - то особое, сказочное, неподвластное каждому человеку».
Комментарий учителя: В восприятии деревенского мальчика «в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.
- Какой приём применяет автор в описании Л. М.? (В описании Л. М. использовано противопоставление или антитеза – литературный приём, когда противопоставляются какие - либо понятия. Антитезой в описании учительницы является описание самого героя. Л. М. противопоставлена также директору, и не только в одежде.
. Вернуться к №13, № 15 (Главный герой), № 16(жизнь в райцентре).
Вопросы урока:
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в районном центре?
- Почему он не вернулся домой?
Слово учителя: Продолжим анализ текста
(Из - за голода он ввязался в игру на деньги…),
(Проснувшись…, Поговорила с ним…),
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
(Л. М. пытается выяснить всё шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает, так что его предательство тут же наказано).
- Какие чувства испытывает герой? (Герой неумело врет, его терзают противоречивые чувства: если его выгонят, то « с таким позором и домой нельзя»; если бы сам бросил школу, то подумают, «что я человек ненадёжный, раз не выдержал того, что хотел».
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде? ( в неумении врать проявляется привычка к честности. Он боится не наказания, а позора, боится оказаться ненадёжным человеком).
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после урока? (Л. М. начала разговор «слишком громко», как показалось мальчику, и он испугался больше. Когда Л. М. поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, она, молча, внимательно, рассматривает мальчика и интонация у неё становится задумчивой. Вместо наказания разговор становится спасением для героя, и он искренне обещает не играть больше на деньги.)
(Сначала она прислала посылку),
- Почему Л. М. заставила героя заниматься дополнительно?
(Тогда она решила ему помочь другим способом), (Еркебулан Посылка)
(Лидия Михайловна играет в «замеряшки»).
- Почему Л. М. решилась на игру в «замеряшки»? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под мальчика, например, просит его не выдавать её директору. Так она добивается, что мальчик стал выигрывать деньги, считая их «честным выигрышем», и покупать себе молоко).
Вопросы урока:
- Какие правила нарушила учительница?
- Правильно ли она поступает?
- Чем закончилась эта игра? (Пересказ сцены «разоблачения» директором игроков на деньги.)
- Справедливо ли повел себя в данной ситуации директор? (Да, но директор должен был знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему. Однако в арсенале его были только карательные методы. В этой сцене противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное и уважительное отношение к детям Л. М. и чёрствость невнимательность, формализм, бездушие директора.)
Слово учителя: Как ведёт себя Л. М.?
- Почему учительница не объяснила свой поступок директору?
(Учительница не стала объяснять директору потому, что он ничего не понял бы – не такой он человек. В коротких, правдивых ответах Л. М. проявляется чувство собственного достоинства. В этом она сходна со своим учеником).
- Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику?
7. Обобщение. Уроки доброты
(Л. М. – необыкновенной доброты человек…),
(Мальчик…)
Слово учителя: Какую роль играет послесловие?
(Послесловие открывает новые черты личности учительницы: она обладает выдержкой, чувством ответственности. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала и ободрила. Всю «вину» она взяла на себя)
- Два предложения обращают внимание в конце рассказа: «И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Л. М. открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать, помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал и о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть наши духовные ценности.
(Рассказ помог Валентину Распутину найти ту самую учительницу…)
Вернёмся к предисловию. Оно придаёт описанному случаю из жизни обобщающее философское значение. Это мысли взрослого человека, его духовная память. «Уроки французского» оказываются «уроками доброты»- так назвал свою статью автор, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи; оно БЕСКОРЫСТНО; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.
Портрет писателя (Читатель учится у книг не жизни, а чувствам)
- Вернёмся к эпиграфу.
Работа в микрогруппах. «Твоё поведение в сложившейся ситуации».
1 группа. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь?
2 группа. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
Итоги урока.
Посылка.
Каким должен быть современный учитель?
Домашнее задание:
10 класс: Написать сочинение о герое рассказа, который особенно понравился.
ЦЕЛИ УРОКА:
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Г. Распутина;
- формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
- воспитывать у учащихся умение представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы: слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, текст рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», отрывки из художественного фильма.
Ход урока
(Тема урока), 2(цель):
1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задачах:
- Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи.
Валентин Григорьевич Распутин – сибиряк. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумному суетному миру он противопоставляет мудрое, бережное отношение к природе, к человеку. Ключевые слова его в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
Обратим внимание на эпиграф урока: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л. Н. Толстой). В нём выражается суть нашего урока.
2. Словарная работа
- Давайте вспомним значение слов «нравственность», «милосердие», «гуманность». (Учащиеся зачитывают статьи из словаря литературоведческих терминов).
3. Демонстрация фрагмента из фильма.
Слайд № 6, 7(Портрет В. Г. Распутина)
Слайд №6, 11 Автобиография В. Г. Распутина
4. Слово учителя: Вы познакомились с рассказом «Уроки французского», посмотрели фильм, снятый по одноименному рассказу, и, прежде чем анализировать его содержание, предлагаю проверить свои знания, решив небольшой тест. Слайд № 8, 9, 10.(Решение тестов).
- Ребята, судя по вашим ответам, можно сказать что произведение не оставило никого равнодушным, что вы хорошо знаете текст и это радует.
5. История создания рассказа «Уроки французского» Слайды №11, 12, 13
- Рассказ «Уроки французского» Валентин Распутин посвятил матери своего друга А. Вампилова, тоже учительнице. (Зачитать из учебника).
- Теперь обратимся к содержанию рассказа и вспомним главных героев. Кто они?
6. Работа с текстом рассказа
Слайды №14 (Портрет героини - актрисы) Зачитать фрагмент: Лидия Михайловна была каким - то особенным, каким - то сказочным существом: «Кажется, до того я и не подозревал, что и Л. М. тоже как и все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой - то манной небесной, насколько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на остальных». «Голос её был «каким - то мелким и лёгким». Было ей лет двадцать пять, у неё было правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугая, редко раскрывающаяся улыбка, чёрные, коротко остриженные волосы. Главное же - «при всём этом не было видно в её лице жестокости, которая с годами становится чуть ли не профессиональным признаком учителей, а какое - то осторожное с хитринкой недоумение…»
-«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре… до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была не учительницей арифметики какой - нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого исходило что - то особое, сказочное, неподвластное каждому человеку».
Комментарий учителя: В восприятии деревенского мальчика «в одежде» - это значит не в обносках, не в перешитых с чужого плеча вещах, как у него.
- Какой приём применяет автор в описании Л. М.? (В описании Л. М. использовано противопоставление или антитеза – литературный приём, когда противопоставляются какие - либо понятия. Антитезой в описании учительницы является описание самого героя. Л. М. противопоставлена также директору, и не только в одежде.
. Вернуться к №13, № 15 (Главный герой), № 16(жизнь в райцентре).
Вопросы урока:
- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в районном центре?
- Почему он не вернулся домой?
Слово учителя: Продолжим анализ текста
(Из - за голода он ввязался в игру на деньги…),
(Проснувшись…, Поговорила с ним…),
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
(Л. М. пытается выяснить всё шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает, так что его предательство тут же наказано).
- Какие чувства испытывает герой? (Герой неумело врет, его терзают противоречивые чувства: если его выгонят, то « с таким позором и домой нельзя»; если бы сам бросил школу, то подумают, «что я человек ненадёжный, раз не выдержал того, что хотел».
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде? ( в неумении врать проявляется привычка к честности. Он боится не наказания, а позора, боится оказаться ненадёжным человеком).
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после урока? (Л. М. начала разговор «слишком громко», как показалось мальчику, и он испугался больше. Когда Л. М. поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, она, молча, внимательно, рассматривает мальчика и интонация у неё становится задумчивой. Вместо наказания разговор становится спасением для героя, и он искренне обещает не играть больше на деньги.)
(Сначала она прислала посылку),
- Почему Л. М. заставила героя заниматься дополнительно?
(Тогда она решила ему помочь другим способом), (Еркебулан Посылка)
(Лидия Михайловна играет в «замеряшки»).
- Почему Л. М. решилась на игру в «замеряшки»? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под мальчика, например, просит его не выдавать её директору. Так она добивается, что мальчик стал выигрывать деньги, считая их «честным выигрышем», и покупать себе молоко).
Вопросы урока:
- Какие правила нарушила учительница?
- Правильно ли она поступает?
- Чем закончилась эта игра? (Пересказ сцены «разоблачения» директором игроков на деньги.)
- Справедливо ли повел себя в данной ситуации директор? (Да, но директор должен был знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему. Однако в арсенале его были только карательные методы. В этой сцене противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное и уважительное отношение к детям Л. М. и чёрствость невнимательность, формализм, бездушие директора.)
Слово учителя: Как ведёт себя Л. М.?
- Почему учительница не объяснила свой поступок директору?
(Учительница не стала объяснять директору потому, что он ничего не понял бы – не такой он человек. В коротких, правдивых ответах Л. М. проявляется чувство собственного достоинства. В этом она сходна со своим учеником).
- Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику?
7. Обобщение. Уроки доброты
(Л. М. – необыкновенной доброты человек…),
(Мальчик…)
Слово учителя: Какую роль играет послесловие?
(Послесловие открывает новые черты личности учительницы: она обладает выдержкой, чувством ответственности. Она ничем не выдала своего душевного состояния при прощании с мальчиком, поддержала и ободрила. Всю «вину» она взяла на себя)
- Два предложения обращают внимание в конце рассказа: «И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они». Л. М. открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь», где люди могут доверять друг другу, поддерживать, помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал и о том, что не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть наши духовные ценности.
(Рассказ помог Валентину Распутину найти ту самую учительницу…)
Вернёмся к предисловию. Оно придаёт описанному случаю из жизни обобщающее философское значение. Это мысли взрослого человека, его духовная память. «Уроки французского» оказываются «уроками доброты»- так назвал свою статью автор, в которой пишет, что смог отыскать свою учительницу благодаря этому рассказу. Он говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи; оно БЕСКОРЫСТНО; добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого оно исходило.
Портрет писателя (Читатель учится у книг не жизни, а чувствам)
- Вернёмся к эпиграфу.
Работа в микрогруппах. «Твоё поведение в сложившейся ситуации».
1 группа. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь?
2 группа. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
Итоги урока.
Посылка.
Каким должен быть современный учитель?
Домашнее задание:
10 класс: Написать сочинение о герое рассказа, который особенно понравился.
Жаңалықтар
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход»
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок"
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
В. Г. Распутин «Уроки французского»
Ақтөбе қаласындағы №34 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиетініңпәні мұғалімі Қаламқас Какенова Гельманкызы
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.