Бессоюзные сложные предложения
учитель русского языка Кожина Б.К.
МШЛ №5, г. Степногорск, Акмолинская область
Обобщающий урок по теме:
«Бессоюзные сложные предложения» в 9 классе
Цель: обобщение знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Задачи:
Закрепление полученных знаний по пройденной теме
Развитие навыков определения значения сложных предложений
Воспитание уважения к национальным традициям
Оборудование: интерактивная доска, тематические презентации, оценочные карты
Тип урока: урок в режиме Онлайн
Класс заранее делится на три группы.
Организационная часть
І. Вступительная часть.
Проверка д/з: письмо по памяти.
Ребята приступают к д/з. Далее на доске презентация с отрывком стихотворения, ученики проверяют написанное.
Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!
Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
Той добротою необманной исполнен истинный казах.
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, заполнил щедрый Казахстан!
- Какие виды сложных предложений встречаются в стихотворении поэта М. Львова?
СПП с придаточным цели:
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, заполнил щедрый Казахстан!
БСП со значением условия и причины:
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
- Разберите по составу слова необманной, дедовским
-Объясните значения слов традиции, нравы. Подберите синонимы.
(традиция – обычаи, нрав - характер)
- Какие народные традиции сохранились сегодня?
ІІ. Основная часть
Разминка «Назови» лишнее» слово».
-Какое слово не связано с орфографическим правилом?
Традиции, гостеприимство, наурыз, радушие, праздник.
традиции (ци)
гостеприимство (соединительная гласная е)
наурыз
радушие (правописание сочетания ши)
праздник (стечение согласных)
- Какие орфограммы упоминаются в перечисленных словах? (устно)
-Какие ассоциации у вас возникают со словом наурыз? (ученики пишут на доске)
- Выполните фонетический разбор слова наурыз (на доске)
Работа в группах: сообщение на лингвистические темы:
• Запятая, точка с запятой в БСП
• Тире в БСП
• Двоеточие в БСП
Группы готовят сообщение на заданную тему, спикер отвечает, один из членов группы на доске приводит пример БСП и выполняет синтаксический разбор.
«Закончи пословицу».
-Соедините линиями начало и конец пословицы.
Посеешь в погоду –
Без ремесла –
Дело покоряется тому,
Пашню сорняк портит,
Цифровой диктант.
1) Весной наша казахстанская степь покрывается тюльпанами.
2) Когда зацветают тюльпаны, земля радуется и от избытка счастья протягивает каждому встречному разноцветные бокальчики: белые, алые, фиолетовые, жёлтые, тёмно – красные.
3) До этого счастья никто не мог добраться, потому что не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон.
4) Но однажды по лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся.
5) Беззаботный детский смех совершил то, чего не могла сделать никакая сила.
1- простое предложение
2- СПП
3- БСП
4- Сложное предложение с несколькими придаточными
5- Сложное предложение с разными видами связи
Ключ: 1 2 4 5 2
Работа по тексту (по учебнику)
Слово Наурыз персидск… происхождения и обозначает » новый день». Наурыз – это Нов… год по восточн… календарю. Он совпадает с весен… равноденствием. День и ночь, свет и тьма, зима и лето, - с глубокой древности Наурыз всегда служил условн.. рубежом между эт… понятиями. Праздник словно бы пытался внести это равенство в отношения между природой и человеком.
Наурыз – праздник добра. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год.
Накануне праздника, следуя совету предков » Увидишь родник – очисти его», молодые наводят порядок в доме и около него. Они белят дома, чистят колодцы, арыки, очищают место вокруг стойбищ и родников. Старики, помня пословицу » Срубил дерево – посади десять», сажали деревья на берегу ручьёв и рек. Женщины с приветствием к Солнцу и матери – Земле одаривали природу разными подарками.
К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливались огромные качели- алтыбакан. Праздник продолжался всю ночь, а к рассвету молодёжь поднималась на близлежащую возвышенность и встречала восход солнца. При праздновании Наурыза обязательным является присутствие числа 7: перед аксакалами ставят 7 чаш с наурыз – коже из 7 сортов, 7 видов злаковых культур. Число 7 олицетворяет 7 дней недели – единицы времени вселенской вечности.
Задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы в первом абзаце текста
2. Озаглавить текст
3. Составить план к тексту
4. Выписать ключевые слова
5. Найти БСП
6. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Срубил дерево – посади десять.
Викторина » Национальные блюда»
- Выбери правильный ответ из трех предложенных.
І. КОСПА
1. мясной бульон
2. измельченный иримшик, смешанный топленым маслом
3. разновидность простокваши
ІІ. ОВЕЧЬЕ МОЛОКО
1. кумыс
2. шубат
3. корыктык
ІІІ. ТАЛКАН
1.салат изредьки с мясом
2.обжаренное толеное пшено
І. КОМБЕ
1.жареная пшеница
2. мясо в шкуре животного, запеченное в углях
3. жареное многослойное кольцо из теста
І.ЖЕНТ
1. масса из толченых продуктов
2.лепешка с орехами
3. шарики из теста
ІІІ. Заключительная часть
- Замечательно, предлагаю вам выполнить тест. Прежде, чем приступить к выполнению тестов, спикеры команд, выставьте оценки на оценочном листе и передайте их мне. Тесты будут оцениваться отдельно.
- Ребята, скоро мы будем праздновать Наурыз. Каждая группа сейчас получит слово ПРАЗДНИК. Вам нужно составить пожелание, каждое слово которого должно начинаться на составляющие это слово буквы.
МШЛ №5, г. Степногорск, Акмолинская область
Обобщающий урок по теме:
«Бессоюзные сложные предложения» в 9 классе
Цель: обобщение знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Задачи:
Закрепление полученных знаний по пройденной теме
Развитие навыков определения значения сложных предложений
Воспитание уважения к национальным традициям
Оборудование: интерактивная доска, тематические презентации, оценочные карты
Тип урока: урок в режиме Онлайн
Класс заранее делится на три группы.
Организационная часть
І. Вступительная часть.
Проверка д/з: письмо по памяти.
Ребята приступают к д/з. Далее на доске презентация с отрывком стихотворения, ученики проверяют написанное.
Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!
Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
Той добротою необманной исполнен истинный казах.
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, заполнил щедрый Казахстан!
- Какие виды сложных предложений встречаются в стихотворении поэта М. Львова?
СПП с придаточным цели:
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, заполнил щедрый Казахстан!
БСП со значением условия и причины:
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
- Разберите по составу слова необманной, дедовским
-Объясните значения слов традиции, нравы. Подберите синонимы.
(традиция – обычаи, нрав - характер)
- Какие народные традиции сохранились сегодня?
ІІ. Основная часть
Разминка «Назови» лишнее» слово».
-Какое слово не связано с орфографическим правилом?
Традиции, гостеприимство, наурыз, радушие, праздник.
традиции (ци)
гостеприимство (соединительная гласная е)
наурыз
радушие (правописание сочетания ши)
праздник (стечение согласных)
- Какие орфограммы упоминаются в перечисленных словах? (устно)
-Какие ассоциации у вас возникают со словом наурыз? (ученики пишут на доске)
- Выполните фонетический разбор слова наурыз (на доске)
Работа в группах: сообщение на лингвистические темы:
• Запятая, точка с запятой в БСП
• Тире в БСП
• Двоеточие в БСП
Группы готовят сообщение на заданную тему, спикер отвечает, один из членов группы на доске приводит пример БСП и выполняет синтаксический разбор.
«Закончи пословицу».
-Соедините линиями начало и конец пословицы.
Посеешь в погоду –
Без ремесла –
Дело покоряется тому,
Пашню сорняк портит,
Цифровой диктант.
1) Весной наша казахстанская степь покрывается тюльпанами.
2) Когда зацветают тюльпаны, земля радуется и от избытка счастья протягивает каждому встречному разноцветные бокальчики: белые, алые, фиолетовые, жёлтые, тёмно – красные.
3) До этого счастья никто не мог добраться, потому что не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон.
4) Но однажды по лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся.
5) Беззаботный детский смех совершил то, чего не могла сделать никакая сила.
1- простое предложение
2- СПП
3- БСП
4- Сложное предложение с несколькими придаточными
5- Сложное предложение с разными видами связи
Ключ: 1 2 4 5 2
Работа по тексту (по учебнику)
Слово Наурыз персидск… происхождения и обозначает » новый день». Наурыз – это Нов… год по восточн… календарю. Он совпадает с весен… равноденствием. День и ночь, свет и тьма, зима и лето, - с глубокой древности Наурыз всегда служил условн.. рубежом между эт… понятиями. Праздник словно бы пытался внести это равенство в отношения между природой и человеком.
Наурыз – праздник добра. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год.
Накануне праздника, следуя совету предков » Увидишь родник – очисти его», молодые наводят порядок в доме и около него. Они белят дома, чистят колодцы, арыки, очищают место вокруг стойбищ и родников. Старики, помня пословицу » Срубил дерево – посади десять», сажали деревья на берегу ручьёв и рек. Женщины с приветствием к Солнцу и матери – Земле одаривали природу разными подарками.
К вечеру в местах празднования Наурыза устанавливались огромные качели- алтыбакан. Праздник продолжался всю ночь, а к рассвету молодёжь поднималась на близлежащую возвышенность и встречала восход солнца. При праздновании Наурыза обязательным является присутствие числа 7: перед аксакалами ставят 7 чаш с наурыз – коже из 7 сортов, 7 видов злаковых культур. Число 7 олицетворяет 7 дней недели – единицы времени вселенской вечности.
Задания к тексту:
1. Вставьте пропущенные буквы в первом абзаце текста
2. Озаглавить текст
3. Составить план к тексту
4. Выписать ключевые слова
5. Найти БСП
6. Выполнить синтаксический разбор предложения:
Срубил дерево – посади десять.
Викторина » Национальные блюда»
- Выбери правильный ответ из трех предложенных.
І. КОСПА
1. мясной бульон
2. измельченный иримшик, смешанный топленым маслом
3. разновидность простокваши
ІІ. ОВЕЧЬЕ МОЛОКО
1. кумыс
2. шубат
3. корыктык
ІІІ. ТАЛКАН
1.салат изредьки с мясом
2.обжаренное толеное пшено
І. КОМБЕ
1.жареная пшеница
2. мясо в шкуре животного, запеченное в углях
3. жареное многослойное кольцо из теста
І.ЖЕНТ
1. масса из толченых продуктов
2.лепешка с орехами
3. шарики из теста
ІІІ. Заключительная часть
- Замечательно, предлагаю вам выполнить тест. Прежде, чем приступить к выполнению тестов, спикеры команд, выставьте оценки на оценочном листе и передайте их мне. Тесты будут оцениваться отдельно.
- Ребята, скоро мы будем праздновать Наурыз. Каждая группа сейчас получит слово ПРАЗДНИК. Вам нужно составить пожелание, каждое слово которого должно начинаться на составляющие это слово буквы.
Жаңалықтар
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП
ЗКО, Чингирлауский район, Белогорская СОШ. Учитель русского языка и литературы Какиева Гульсара Климовна
На сколько мы готовы к ЕНТ?
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Урок обобщающего контроля по теме «Сложноподчиненные предложения»
Жакашева Улбал Бейсенбаевна Алматы облысы, Райымбек ауданы, Жалаңаш селосы, Жамал Ермегияев атындағы орта мектеп орыс тілі пәні мұғалімі тәрбие ісі жөніндегі орынбасары
Односоставные предложения. Повторение
Ф. И. О: Хайруллина Лунара Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.