Сложносочинённые предложения
средняя школа № 100 аула Казалы
Казалинского района Кызылординской области
Изтелеуова Б. К.,
Сложносочинённые предложения
↓
Сложносочинённое предложение
↓
▪ Простые предложения
▪ Связаны сочинительными союзами равноправны по смыслу
↓
соединительными → и, да (и), ни - ни, тоже, также
разделительными → или, либо, то - то, не то - не то
противительными→ а, но, да (но), но однако, зато, же
Я звал тебя, но ты не оглянулась. (А. Блок)
Части ССП могут выражать различные значения:
- Одновременность действий;
- последовательность действий;
- противопоставление;
- сопоставление событий
- чередование событий
- взаимоисключение явлений
Задание: из данных предложений составить сложносочиненные предложения с союзами а, но, и.
Дождь прекратился. Солнце не показывалось.
Октябрь наступил. Дни стояли теплые.
Наступила осень. Дни стали короче.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
1. Простые предложения в составе сложносочиненного отделяются друг от друга запятой:
С неба льются горячие лучи солнца, золотится спелая рожь.
2. Если простые предложения связаны одиночным соединительным или разделительным союзом и в предложении имеется общий второстепенный член, который относится к обоим предложениям, то запятая не ставится:
С утра слышался крик какой - то птицы скрипела входная калитка.
Анализ предложений:
1. Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.
[ = — ], [ = — ], и [ = ].
(второе и третье предложения связаны соединительным союзом, третье предложение – односоставное, безличное)
Анализ предложений:
2. Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова.
[— и ].
(простое предложение, сочинительный союз и связывает однородные сказуемые, предложение осложнено деепричастным оборотом, однородными членами)
Толық нұсқасын жүктеу
Казалинского района Кызылординской области
Изтелеуова Б. К.,
Сложносочинённые предложения
↓
Сложносочинённое предложение
↓
▪ Простые предложения
▪ Связаны сочинительными союзами равноправны по смыслу
↓
соединительными → и, да (и), ни - ни, тоже, также
разделительными → или, либо, то - то, не то - не то
противительными→ а, но, да (но), но однако, зато, же
Я звал тебя, но ты не оглянулась. (А. Блок)
Части ССП могут выражать различные значения:
- Одновременность действий;
- последовательность действий;
- противопоставление;
- сопоставление событий
- чередование событий
- взаимоисключение явлений
Задание: из данных предложений составить сложносочиненные предложения с союзами а, но, и.
Дождь прекратился. Солнце не показывалось.
Октябрь наступил. Дни стояли теплые.
Наступила осень. Дни стали короче.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
1. Простые предложения в составе сложносочиненного отделяются друг от друга запятой:
С неба льются горячие лучи солнца, золотится спелая рожь.
2. Если простые предложения связаны одиночным соединительным или разделительным союзом и в предложении имеется общий второстепенный член, который относится к обоим предложениям, то запятая не ставится:
С утра слышался крик какой - то птицы скрипела входная калитка.
Анализ предложений:
1. Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.
[ = — ], [ = — ], и [ = ].
(второе и третье предложения связаны соединительным союзом, третье предложение – односоставное, безличное)
Анализ предложений:
2. Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова.
[— и ].
(простое предложение, сочинительный союз и связывает однородные сказуемые, предложение осложнено деепричастным оборотом, однородными членами)
Толық нұсқасын жүктеу
Жаңалықтар
Сложносочинённое предложение
познакомить учащихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению;
Повторение сложных предложений
Развивать умение определять типы сложных предложений, составлять их схемы, правильно расставлять знаки препинания; Вырабатывать навыки употребления сложных предложений;
Дидактический материал по русскому языку в 9 казахских классах
Задания дидактического материала целесообразно использовать при итоговых проверочных работах. Выполняя эти задания, учащиеся попутно повторяют и трудные орфограммы.
Однородные члены предложения, связанные союзами
Восточно - Казахстанская область, Уланский район. Калиева Баян Аукеновна
Сложносочиненные предложения
№39 средняя школа «Кызылозек» Учитель русского языка илитературы Сапаржанова Жадыра Айдарбековна
Морфология. Союз
Бегентаева Газиза Алайдаровна учитель русского языка и литературы Жанакорганского района Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.