В ней есть душа, в ней есть свобода…
Средняя общеобразовательная школа №42
с пришкольным интернатом
г Семипалатинск
Учитель русского языка и литературы
Байтикенова Жанар Сериковна
Открытый урок литературы
«В ней есть душа, в ней есть свобода…»
(Человек и природа в русском искусстве)
Цель: - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;
- вовлечь учащихся в мир искусства слова.
Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира, целесообразность и гармоничность явлений природы;
- развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том, чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)
Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;
муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймёт на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
3. Сообщение новой темы.
А) Вступительное слово учителя:
«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными. Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.
Б) Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.
(Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
Заболоцкий «Суровая природа».
И. Бунин «Распахнись…»)
В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?
Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.
Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем Стравинского «Земля священная»).
Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.
(Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)
Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.
(Ребята приводят примеры из художественной литературы)
(«Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по - другому общаться с человеком.)
(«Петька на даче» Л. Андреева).
В) Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.
В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что
знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал поместить в журнале целую серию фортепианных композиций, связанных с временами года. Обещание было выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.
Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.
(Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Октябрь». Учащиеся стихами подтверждают).
А вот мой эпиграф: «Октябрь серебристо - ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана».
с пришкольным интернатом
г Семипалатинск
Учитель русского языка и литературы
Байтикенова Жанар Сериковна
Открытый урок литературы
«В ней есть душа, в ней есть свобода…»
(Человек и природа в русском искусстве)
Цель: - развить эстетический вкус и творческие способности учащихся;
- вовлечь учащихся в мир искусства слова.
Задачи: - показать равновесие и разумность устройства окружающего мира, целесообразность и гармоничность явлений природы;
- развить мысль о том, что человек – часть целого и мудрость его в том, чтобы ощущать себя одной из частей вселенской гармонии.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного (внеклассное чтение)
Оборудование урока: репродукции картин Левитана, Шишкина, Грабаря;
муз. сопровождение – цикл пьес Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», произведения Стравинского, Рахманинова.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймёт на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л. Щипахина
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
3. Сообщение новой темы.
А) Вступительное слово учителя:
«Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными. Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, Пастернака, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Свиридова.
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.
Б) Увертюрой сегодняшнего урока будут стихи, подготовленные вами дома.
(Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»
Заболоцкий «Суровая природа».
И. Бунин «Распахнись…»)
В этих стихах величие природы, её душевность, её открытость, её готовность к диалогу, её желание помочь человеку. Всегда ли это было?
Бытует мнение, что в Древней Руси плохо понимали красоту природы. Основывалось это мнение на том, что в древнерусских произведениях редки подробные описания природы. Но вот запись ХV века: «И аща хотеши прохладитися, изыди на преддверие храмина твоея и виждь небо, солнце, луну, звёзды, облака, и в сих прохлажайся». Мы с вами знаем немало примеров, когда природа приходит на помощь человеку.
Сейчас послушаем музыку и представим себе жизнь древних славян.(Слушаем Стравинского «Земля священная»).
Либретто было написано Рерихом вместе со Стравинским. Художник и композитор ставили перед собой задачу воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь древних славян.
(Рассматриваем картину из жизни древних славян, комментируют учащиеся)
Приведите пример прозаического произведения, где природа помогает человеку.
(Ребята приводят примеры из художественной литературы)
(«Кладовая солнца» Пришвина, где ощущается одушевлённость природы, её готовность к диалогу и неумение по - другому общаться с человеком.)
(«Петька на даче» Л. Андреева).
В) Музыка врывается в природу и вдохновляет человека на творчество.
В 1875 году в журнале «Нувеллист» появилось сообщение о том, что
знаменитый композитор П. И. Чайковский обещал поместить в журнале целую серию фортепианных композиций, связанных с временами года. Обещание было выполнено. Так рождается цикл «Времена года». 12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов.
Сейчас мы с вами послушаем одну пьесу, вы определите время года эпиграфом.
(Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Октябрь». Учащиеся стихами подтверждают).
А вот мой эпиграф: «Октябрь серебристо - ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана».
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Русские поэты о родной природе
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Политические права и свободы
Жарылкасынова Г. К. Учитель истории и права ср. школы имени Т. Г. Шевченко Актюбинской области, Айтекебииского района, с. Карабутак
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.