Обобщение и систематизация пройденного о глаголе
Шатырбаева Анар Бутабаевна - учитель русского языка и литературы
Обобщение и систематизация пройденного о глаголе
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”.
Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Распределение по группам.
На столах у вас карточки, выберите любую и правильно выполните задание (задания разные).
Варианты заданий:
1. (не) навидеть, (не) хотел, (не) гадать, (не) домогать,
2. Трудно расстат…ся, примчит…ся, влюбит…ся, тренирует…ся
3. Стел. шь, помога. т, руб. т, кле. т..
Затем учащиеся должны сесть за тот стол с табличкой, на котором указана тема выполненной карточки.
Темы:
Не с глаголами.
Правописание - тся и - ться в глаголах.
Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
III. Работа в группах.
Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой команды должен проговорить правило всему классу.
1. Не с глаголами.
НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.
2. Правописание - тся и - ться в глаголах.
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) и что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3 - м лице и в нём перед - СЯ буква Ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то глагол в неопределенной форме и в нём перед - СЯ пишется Ь
3. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму.
2) Определить какая гласная стоит перед – ТЬ.
а) ко II спряжению относятся все глаголы на ить (кроме брить, стелить)
б) 7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
в) 4 глагола на – АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на - ЕТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ, - ОТЬ, - УТЬ, - ЫТЬ относятся к Iспряжению).
Глаголы I спряжения имеют окончания – - у (- ю), - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют;
II спряжение - - у (- ю), - ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят.
IV. Определение темы, цели урока.
Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы?
(обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
V. Стратегия “ Письмо по кругу”.
Итак, основные правила, в которых мы часто делаем ошибки – повторили, а сейчас систематизируем материал по теме “Глагол” при помощи стратегии“ Письмо по кругу”
ҮІІ. А сейчас мы наши знания проверим на практике
Прием «Лови ошибку»
Перед вами текст, содержащий ошибочную информацию. Задача: выявить допущенные ошибки.
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твердю я наизусть
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышить непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатиться,
Сомненье далеко –
И вериться, и плачеться
И так легко, легко….
ҮІІІ. Выявляют ошибки и доказывают правильность выбора.
ІХ. Работа в группах
1 группа: определить вид, переходность \ непереходность
2 группа: определить число, время, лицо, род (если есть).
3 группа: определить спряжение, наклонение и синтаксическую роль
2) Следующий шаг – работа в парах
1 группа – А1, В1, С1;
2 группа – А2, В2, С2;
3 группа – А3, В3, С3;
4 группа – А4, В4, С4).
Каждый из вас покидает первичную группу, и вы должны образовать временные пары на основании единства буквенного индекса (А1 - А2, А3 - А4, В1 - В2 и т. д.). В парах происходит знакомство с другими заданиями (т. е. взаимообмен заданиями)
Каждый из вас должен образовать две временные пары и выполнить задания данных групп.
(Например: А1 - А2, А1 - А3 ). После того, как каждый из вас выполнит 3 задания, вы возвращаетесь в первичную группу. В группе вы обсуждаете правильность выполненных заданий, дополняете, исправляете друг друга.
- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 группа - теснится – несов вид, неперех, наст. вр, ед число, 3 л, II спр, изъявит. накл, сказ.
2 группа – твержу – несов. вид; перех, наст. время, 1 л., ед. ч., 2 спр. изъявит. накл, сказ
3 группа – скатится – несов. вид; неперех, наст. время, 3 л., ед. ч., 2 спр., изъявит. накл, сказ
Вывод: Итак, выполняя данное задание, что мы с вами сделали?
(морфологический разбор глагола).
VII. Игра “Рассели жильцов ”
Работа проводится с помощью интерактивной доски
Вывод:
Итак, к несов. виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, а к сов. виду - что сделать?
VIII. Подведение итогов. Выполнение тестовых заданий по учебнику
1X Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист
X. Заполнение и озвучивание итогов оценивания ( на бланке «Лист оценивания»)
Обобщение и систематизация пройденного о глаголе
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”.
Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Распределение по группам.
На столах у вас карточки, выберите любую и правильно выполните задание (задания разные).
Варианты заданий:
1. (не) навидеть, (не) хотел, (не) гадать, (не) домогать,
2. Трудно расстат…ся, примчит…ся, влюбит…ся, тренирует…ся
3. Стел. шь, помога. т, руб. т, кле. т..
Затем учащиеся должны сесть за тот стол с табличкой, на котором указана тема выполненной карточки.
Темы:
Не с глаголами.
Правописание - тся и - ться в глаголах.
Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
III. Работа в группах.
Обсудите в группе правило на вашу тему, а затем представитель каждой команды должен проговорить правило всему классу.
1. Не с глаголами.
НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.
2. Правописание - тся и - ться в глаголах.
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) и что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3 - м лице и в нём перед - СЯ буква Ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то глагол в неопределенной форме и в нём перед - СЯ пишется Ь
3. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму.
2) Определить какая гласная стоит перед – ТЬ.
а) ко II спряжению относятся все глаголы на ить (кроме брить, стелить)
б) 7 глаголов на – ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
в) 4 глагола на – АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на - ЕТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ, - ОТЬ, - УТЬ, - ЫТЬ относятся к Iспряжению).
Глаголы I спряжения имеют окончания – - у (- ю), - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют;
II спряжение - - у (- ю), - ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят.
IV. Определение темы, цели урока.
Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы?
(обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
V. Стратегия “ Письмо по кругу”.
Итак, основные правила, в которых мы часто делаем ошибки – повторили, а сейчас систематизируем материал по теме “Глагол” при помощи стратегии“ Письмо по кругу”
ҮІІ. А сейчас мы наши знания проверим на практике
Прием «Лови ошибку»
Перед вами текст, содержащий ошибочную информацию. Задача: выявить допущенные ошибки.
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твердю я наизусть
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышить непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатиться,
Сомненье далеко –
И вериться, и плачеться
И так легко, легко….
ҮІІІ. Выявляют ошибки и доказывают правильность выбора.
ІХ. Работа в группах
1 группа: определить вид, переходность \ непереходность
2 группа: определить число, время, лицо, род (если есть).
3 группа: определить спряжение, наклонение и синтаксическую роль
2) Следующий шаг – работа в парах
1 группа – А1, В1, С1;
2 группа – А2, В2, С2;
3 группа – А3, В3, С3;
4 группа – А4, В4, С4).
Каждый из вас покидает первичную группу, и вы должны образовать временные пары на основании единства буквенного индекса (А1 - А2, А3 - А4, В1 - В2 и т. д.). В парах происходит знакомство с другими заданиями (т. е. взаимообмен заданиями)
Каждый из вас должен образовать две временные пары и выполнить задания данных групп.
(Например: А1 - А2, А1 - А3 ). После того, как каждый из вас выполнит 3 задания, вы возвращаетесь в первичную группу. В группе вы обсуждаете правильность выполненных заданий, дополняете, исправляете друг друга.
- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 группа - теснится – несов вид, неперех, наст. вр, ед число, 3 л, II спр, изъявит. накл, сказ.
2 группа – твержу – несов. вид; перех, наст. время, 1 л., ед. ч., 2 спр. изъявит. накл, сказ
3 группа – скатится – несов. вид; неперех, наст. время, 3 л., ед. ч., 2 спр., изъявит. накл, сказ
Вывод: Итак, выполняя данное задание, что мы с вами сделали?
(морфологический разбор глагола).
VII. Игра “Рассели жильцов ”
Работа проводится с помощью интерактивной доски
Вывод:
Итак, к несов. виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, а к сов. виду - что сделать?
VIII. Подведение итогов. Выполнение тестовых заданий по учебнику
1X Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист
X. Заполнение и озвучивание итогов оценивания ( на бланке «Лист оценивания»)
Жаңалықтар
Синонимы
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Глагол
Утегенова Сания Хайсагалиевна - учитель русского языка и литературы средней школы имени Б. Бегалиева, Курмангазинского района Атырауской области
Графическии редактор Paint (5 класс)
Мангистауская область, Бейнеускии район, пос Бейнеу, ГУ Бейнеуская средняя школа. Учитель физики и информатики Отегенова Нургуль
Условное наклонение глагола (Шартты рай)
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.