Состав слова. Урок – обобщение
Форма: игра «Счастливый случай»
Урок: Русский язык в 5 классе
Тема урока: Состав слова. Урок – обобщение.
Ссылки: Календарное планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006.
Цели: • Обобщить знания о составе слова.
• Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
• Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.
Результат обучения: По окончании занятия учащиеся:
• научатся разбирать слова по составу;
• научатся работать в группах;
• приобретут навыки критического мышления;
• приобретут коммуникативные умения.
Ключевые идеи: Состав слова, морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание
Ресурсы: ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.
Действия преподавателя и действия учащихся
Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия)
Доброжелательный настрой преподавателя на успех.
Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать группам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание
Активность, сплочённость, аккуратность.
Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали в порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов - отгадок.
Активное взаимодей
ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов.
(Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е и т. д.).
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру.
Активное взаимодей
ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже
ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка.
1 - й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 группа: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 группа: берег (бережок, набережная, береговой).
3 группа: горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 группа: и, ник, под, снеж (подснежники);
2 группа: а, к, по, сад (посадка);
3 группа: а, ушк, корм (кормушка).
Комфортность, раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика.
Танец «Қара жорға»
Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь.
3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 группа: корень, суффикс, окончание;
2 группа: приставка, корень, окончание;
3 группа: приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 группа: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 группа: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 группа: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
Сплоченность групп
5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ зачитывается очко.
1 группа задает вопросы: (ответы написать…
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня……. или раск5рыть учителю….
2 группа:
- Что называется корнем слова?
- Что такое окончание?
3 группа:
- Что такое приставка?
- что такое суффикс?
6 гейм. Стр. 170, упр. 287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова:
1 группа: имена существительные;
2 группа: имена прилагательные;
3 группа: глаголы.
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,
Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
- Ребята как вы думаете, чья группа была активна сегодня?
- Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех.
Активность учащихся
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок.
Последующее задание
1. Повторить состав слова.
2. Написать синквейн с ключевыми словами: Лето, Речка, Каникулы.
Акмолинская область,
Енбекшильдерский район, Амангельдинская средняя школа
Амиржанова Рауза Бекеновна – учитель русского языка и литературы 1 категории
Урок: Русский язык в 5 классе
Тема урока: Состав слова. Урок – обобщение.
Ссылки: Календарное планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006.
Цели: • Обобщить знания о составе слова.
• Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования.
• Развивать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о языке.
Результат обучения: По окончании занятия учащиеся:
• научатся разбирать слова по составу;
• научатся работать в группах;
• приобретут навыки критического мышления;
• приобретут коммуникативные умения.
Ключевые идеи: Состав слова, морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание
Ресурсы: ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы.
Действия преподавателя и действия учащихся
Доброжелательность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия)
Доброжелательный настрой преподавателя на успех.
Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать группам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание
Активность, сплочённость, аккуратность.
Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали в порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов - отгадок.
Активное взаимодей
ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов.
(Устно сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е и т. д.).
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру.
Активное взаимодей
ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже
ние, выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоподдержка.
1 - й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 группа: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 группа: берег (бережок, набережная, береговой).
3 группа: горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 группа: и, ник, под, снеж (подснежники);
2 группа: а, к, по, сад (посадка);
3 группа: а, ушк, корм (кормушка).
Комфортность, раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика.
Танец «Қара жорға»
Взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопомощь.
3 гейм. Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 группа: корень, суффикс, окончание;
2 группа: приставка, корень, окончание;
3 группа: приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 группа: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 группа: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 группа: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
Сплоченность групп
5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ зачитывается очко.
1 группа задает вопросы: (ответы написать…
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня……. или раск5рыть учителю….
2 группа:
- Что называется корнем слова?
- Что такое окончание?
3 группа:
- Что такое приставка?
- что такое суффикс?
6 гейм. Стр. 170, упр. 287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова:
1 группа: имена существительные;
2 группа: имена прилагательные;
3 группа: глаголы.
Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,
Вывод: Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
- Ребята как вы думаете, чья группа была активна сегодня?
- Подсчитайте свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех.
Активность учащихся
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему учились?
- Что повторяли?
- Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок.
Последующее задание
1. Повторить состав слова.
2. Написать синквейн с ключевыми словами: Лето, Речка, Каникулы.
Акмолинская область,
Енбекшильдерский район, Амангельдинская средняя школа
Амиржанова Рауза Бекеновна – учитель русского языка и литературы 1 категории
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь: общая часть родственных слов?
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» мемлекеттік мекемесінің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Корень слова. Однокоренные слова
Города Атырау, Школа - гимназия №35 Есенаманова Баян Молдагалиевна
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика». Повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.