Чародейкою Зимою
Тема урока: Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою…" (5 класс)
Цели урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф. И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
- познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
- воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер;
презентация «Чародейкою Зимою…»
видео - аудирование текста стихотворения
Ход урока
I. Мотивация
- Деление класса на группы по стратегии « Шашу»
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.
II. Актуализация знаний.
1. Дыхательная гимнастика.
- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.
- вдох носом, выдох через рот;
- нюхаем цветок;
- тушим свечу.
2. Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок - падает снежок.
Ип - ип - ип - слышу снега скрип.
Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3 - м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.
III. Проверка домашнего задания.
Итак, сегодня - 17 февраля
- Какое это время года по календарю?
- Какая у нас зима?
- Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
- Чем вам нравится зима?
- Вспомните какие стихотворения вы знаете о зиме, о природе?- Знаете ли вы пословицы поговорки на тему зима?
- А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились?(словесное рисование).
- А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
- А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову –
- составление кластера
«Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т. д.)
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
- Какие признаки зимы показаны в стихотворении?
Выразительное чтение текста
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?
IV. Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Чему будем учиться?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с автором стихотворения
Слайд1
2. Чтение учителем стихотворения
3. Словарная работа.
- Проведём словарную работу.
Слайд2( запись новых слов в тетрадь)
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого - нибудь, что - нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками.
Бахрома у платье, у платка, у скатерти. Это украшение.
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.
2. Чтение детьми:
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
3. Словарная работа.
4. Чтение детьми вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
• Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
• Почему вам показалось, что правильнее было спросить о комстихотворение?
• А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т. д.)
• Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
- К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки - зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете - околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Знаете, что, ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
• Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
• Опутан, окован.
- О ком так говорят? (например: о пленнике)
- Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
- А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
- Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
- Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
- Значит, какой он человек? (наблюдательный)
- показ и слушание видео - аудирование текста
- составление Poctera ( сделать рисунок к тексту и написать мини – сочинение)
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.
- Послушайте, как рассказал о зиме композитор музыкой ( песня Чародейкою зимою)
- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3 - 5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!
VIII. Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
IX. Итог
Какое стихотворение мы читали на уроке?
Кто его автор?
VII. Домашнее задание:
- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.
Жумагулова Ардак Койшигуловна
Учитель русского языка и литературы
Кызыларыкской средней школы
Коксуского района Алматинской области
Цели урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф. И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
- познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
- воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер;
презентация «Чародейкою Зимою…»
видео - аудирование текста стихотворения
Ход урока
I. Мотивация
- Деление класса на группы по стратегии « Шашу»
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.
II. Актуализация знаний.
1. Дыхательная гимнастика.
- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.
- вдох носом, выдох через рот;
- нюхаем цветок;
- тушим свечу.
2. Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок - падает снежок.
Ип - ип - ип - слышу снега скрип.
Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3 - м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.
III. Проверка домашнего задания.
Итак, сегодня - 17 февраля
- Какое это время года по календарю?
- Какая у нас зима?
- Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
- Чем вам нравится зима?
- Вспомните какие стихотворения вы знаете о зиме, о природе?- Знаете ли вы пословицы поговорки на тему зима?
- А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились?(словесное рисование).
- А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
- А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову –
- составление кластера
«Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т. д.)
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
- Какие признаки зимы показаны в стихотворении?
Выразительное чтение текста
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?
IV. Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Чему будем учиться?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с автором стихотворения
Слайд1
2. Чтение учителем стихотворения
3. Словарная работа.
- Проведём словарную работу.
Слайд2( запись новых слов в тетрадь)
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого - нибудь, что - нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками.
Бахрома у платье, у платка, у скатерти. Это украшение.
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.
2. Чтение детьми:
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
3. Словарная работа.
4. Чтение детьми вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
• Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
• Почему вам показалось, что правильнее было спросить о комстихотворение?
• А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т. д.)
• Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
- К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки - зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете - околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Знаете, что, ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
• Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
• Опутан, окован.
- О ком так говорят? (например: о пленнике)
- Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
- А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
- Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
- Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
- Значит, какой он человек? (наблюдательный)
- показ и слушание видео - аудирование текста
- составление Poctera ( сделать рисунок к тексту и написать мини – сочинение)
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.
- Послушайте, как рассказал о зиме композитор музыкой ( песня Чародейкою зимою)
- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3 - 5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!
VIII. Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
IX. Итог
Какое стихотворение мы читали на уроке?
Кто его автор?
VII. Домашнее задание:
- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.
Жумагулова Ардак Койшигуловна
Учитель русского языка и литературы
Кызыларыкской средней школы
Коксуского района Алматинской области
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Ф. И. Тютчев - певец природы
Формирование интереса к творчеству Ф. И. Тютчева; развитие аналитического мышления; развитие речи учащихся, развитие познавательных умений; воспитание доброты, любви к родной природе
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ф. Тютчев «Чародейкою»
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жоланова З. Ж.
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.