Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Чародейкою Зимою

17 ақпан 2017, Жұма
Тема урока: Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою…" (5 класс)
Цели урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф. И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
- познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;

II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
- воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,

Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Компьютер;
презентация «Чародейкою Зимою…»
видео - аудирование текста стихотворения

Ход урока
I. Мотивация
- Деление класса на группы по стратегии « Шашу»
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость.

II. Актуализация знаний.
1. Дыхательная гимнастика.
- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.
- вдох носом, выдох через рот;
- нюхаем цветок;
- тушим свечу.
2. Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок - падает снежок.
Ип - ип - ип - слышу снега скрип.
Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3 - м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания.
Итак, сегодня - 17 февраля
- Какое это время года по календарю?
- Какая у нас зима?
- Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
- Чем вам нравится зима?
- Вспомните какие стихотворения вы знаете о зиме, о природе?- Знаете ли вы пословицы поговорки на тему зима?
- А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились?(словесное рисование).
- А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
- А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову –
- составление кластера
«Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т. д.)
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
- Какие признаки зимы показаны в стихотворении?
Выразительное чтение текста
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?

IV. Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Чему будем учиться?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.

V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с автором стихотворения
Слайд1
2. Чтение учителем стихотворения
3. Словарная работа.
- Проведём словарную работу.
Слайд2( запись новых слов в тетрадь)
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого - нибудь, что - нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками.
Бахрома у платье, у платка, у скатерти. Это украшение.

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

2. Чтение детьми:
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3. Словарная работа.

4. Чтение детьми вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
• Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
• Почему вам показалось, что правильнее было спросить о комстихотворение?
• А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т. д.)
• Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
- К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем - то очаровывающий других.
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки - зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете - околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Знаете, что, ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
• Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
• Опутан, окован.
- О ком так говорят? (например: о пленнике)
- Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
- А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
- Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
- Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
- Значит, какой он человек? (наблюдательный)
- показ и слушание видео - аудирование текста
- составление Poctera ( сделать рисунок к тексту и написать мини – сочинение)

VII. Продолжение работы по теме урока.
- Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой.
- Послушайте, как рассказал о зиме композитор музыкой ( песня Чародейкою зимою)

- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3 - 5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!

VIII. Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?

IX. Итог
Какое стихотворение мы читали на уроке?
Кто его автор?

VII. Домашнее задание:
- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.

Жумагулова Ардак Койшигуловна
Учитель русского языка и литературы
Кызыларыкской средней школы
Коксуского района Алматинской области

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 188
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Ф. И. Тютчев - певец природы
Ф. И. Тютчев - певец природы
Формирование интереса к творчеству Ф. И. Тютчева; развитие аналитического мышления; развитие речи учащихся, развитие познавательных умений; воспитание доброты, любви к родной природе
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ф. Тютчев «Чародейкою»
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Ф. Тютчев «Чародейкою»
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жоланова З. Ж.
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Басня С.Михалкова «Муха и пчела»
Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области учитель русского языка и литературы, Уркунева Рената Турсынхановна
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Звери зимой
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×