Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Заработанный рубль

11 қаңтар 2013, Жұма
БҚО, Казталов ауданы
Бостандық ауылы, Бостандық ОЖББ мектебінің
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Ажкеева Назгүл Тельманқызы

Тема: Заработанный рубль.
Цели: 1) сформировать знания о грузинской народной сказке «Заработанный рубль».
2) Развивать речь, мышление, пополнение словарного запаса учащихся, умение излагать мысли на русском языке, анализировать, выделять главное.
3) совершать нравственное воспитание (уважительное отношение к культуре других народов).
Наглядность: кластер « Волк, лиса и заяц», флипчарт «Новая тема»,
флипчарт «Словарная работа», флипчарт - завершение сказки 3-части, схема составления синквейна, рисунки сакли, избушки, юрты.
Тип урока: изучение нового материала .
Метод: словесно-наглядный, поисковый, рефлексия, «аквариум»(рыбки и наблюдатели).

Ход урока.
1.Организационная работа.
2.Проверка домашнего задания: Сказка «Лев, волк и лиса». Работа с
кластером «Лев, волк и лиса».Наблюдатели- Нуржантай, Тайман, Нурзат и Оразбек следят за ответами учащихся.

-Чему учит эта сказка?
Ответы учащихся: Эта сказка учит нас быть внимательными, умными и уметь выходить из трудных ситуаций.
3.Новая тема.
Казахстан - многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 120 наций и народностей.
А сегодня, ребята, мы познакомимся с грузинской народной сказкой
« Заработанный рубль» и продолжим разговор о труде.
Все народы считают труд главным делом жизни. Без труда нет человеку счастья. «Все, что есть, от труда», - отмечается в пословицах. В пословицах и поговорках народ говорит о прилежных и трудолюбивых людях, мастерах-умельцах и плохих работниках, лентяях и болтунах. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает. О мастерах своего дела шутливо, но с восхищением говорят: «Хороший кузнец и лягушку подкует». О тех, кто работает плохо, отзываются с насмешкой: «У стряпухи Дарьи целый день аварии».
Таких пословиц и поговорок о труде, ребята, как я уже сказала, очень-очень много.
О труде также сложены песни, написаны стихотворения и сложены сказки.
Давайте перенесемся мысленно в небольшое грузинское село и заглянем в одну саклю. Сакля - это дом.
У нас, ребята, как называли раньше дом? Юрта. У русских- избушка, а вот у грузин дом называется саклей.
И давайте познакомимся с одной грузинской семьей. В этой семье рос сын. Вот какая с ним случилась история.

(Заработанный рубль)
1 ученик пересказывает содержание 1части сказки.
Вопросы для беседы:
1.Что мы узнали из этой части?
2. Вы знаете кто такой кузнец? (Это человек, который обрабатывает металл).
3.Каким вырос сын кузнеца?
Словарная работа:
кузнец - ұста
хозяйство нажил – бәрін өз еңбегіммен таптым
ржавый – тот басқан
Стр. 55.Задание 2. Что ему сказал отец перед смертью?
-Ребята, у каждого из нас есть самый дорогой, близкий человек.Это наши мамы. Она всегда переживает за нас, и порою, она, в порыве любви, не замечает наших ошибок; на все закрывает глаза, никакая беда ей не страшна, когда дети рядом с ней.Она болеет за каждый наш поступок. Недаром существует такая пословица: «Дети живут своими интересами, мать - детей заботами».( Как вы поняли значение этой пословицы?) И у нашего лентяя тоже была мама. Вот как она переживала за сына. Об этом мы узнаем из 2-ой части.

2 ученик пересказывает содержание 2-ой части сказки.
Словарная работа:
спину разогнуть не могу – очень устал
плечами пожал – білмедім деп иығын қиқаңдатты
Вопросы для беседы: стр.56.Задание 1. Как отнеслась мать лентяя к предложению отца? (Мать пожалела сына).

2. Что она посоветовала сыну? Правильно ли она сделала? Правильный ли совет дала? Как вы думаете, ребята, какой надо было дать совет? ( Надо было отправить на работу, чтобы он почувствовал, как зарабатываются деньги. И вот, наконец, мать поняла свою ошибку. Как бы она не любила сына, всё-таки надо было работать, ведь это нужно именно для его будущего. Ведь люди живут не вечно. Когда-нибудь родители состарятся, а ему же придется добывать себе хлеб, т.е. он с детства должен быть приучен к труду .Вот об этом и говорится в 3-ей части.
3 ученик пересказывает содержание 3-ей части сказки.
Словарная работа:
пригоршню монет - бір уыс ұсақ ақша
не стерпел – шыдамады
выхватывать – жылдам алып шығара бастады

Вопросы для беседы:
стр.57.Задание 1. Заработал ли деньги сын в 3-ий раз?
2. Как поступил отец?
3. Что сделал сын? Почему ему было жаль своих денег?
4.Почему отцу важно было заставить сына работать?
5. Запишите в тетрадь слова отца (последние две строчки)
6.К какому виду сказок она относится ?
-А теперь скажите, как называется человек, который не любит трудиться? (Лентяй).
Давайте подберем к нему синонимы. (Лежебока, лодырь, лоботряс, тунеядец, бездельник).
О каком человеке мы сегодня говорили на уроке?
( О трудолюбивом или о ленивом?)
Словарная работа:
работа – жұмыс (подбор синонимов) труд, работа
рубль – ақша (подбор синонимов) тенге, деньги
трудолюбивый - (подбор антонимов) ленивый
Ребята, каким образом мы достаем деньги? Зарабатываем. Давайте подберем к этому слову однокоренные слова: заработная плата, заработок (плата за работу), заработаться.
А какие деньги дороже? Чужие? (Нет, свои). Чужой-свой (антоним).
Подбор пословиц о труде (Кто не сможет привести примеры на русском языке, те пусть приведут примеры пословиц на казахском языке).
1.Ер дәулеті - еңбек (Как вы понимаете значение этой пословицы?).
Богатство джигита – труд.
2.Бақыт кілті еңбекте. Ключи счастья в труде.
3. Жақсы жұмыс – жанға тыныс.
От хорошей работы на душе покой.
4.Жалқаулық аздырады, еңбек оздырады.
Труд прославляет, лень с пути сбивает.
5.Еріншек түске дейін ұйықтайды, кешке дейін есінейді.
Лодырь спит до обеда, зевает до вечера.
- А теперь, ребята, составим синквейн к сказке « Заработанный рубль». Выберите одно из следующих слов - лентяй, мама, рубль.
Схема синквейна
1.Одно существительное .
2. Два прилагательных .
3. Три глагола .
4. Предложение.
5. Синоним.

1.Лентяй.
2.Здоровый, сильный.
3.Жил, не работал, спал.
4.Здоровый лентяй не заработал ни копейки.
5.Лодырь.

1.Мама.
2.Добрая, ласковая.
3.Дала, не заснула, переживала.
4.Добрая мама переживала за сына.
5.Мать.

1.Рубль.
2.Бумажный, железный.
3.Заработал, повертел, бросил.
4.Отец бросил монеты в огонь.
5.Монета.
Итак, ребята, мы сегодня познакомились с грузинской народной сказкой
«Заработанный рубль». Какой вывод мы для себя сделали? Мы узнали, что зарабатывать деньги - нелегкое дело. Надо работать от души, в поте лица, не жалея сил, чтобы зарабатывать деньги на хлеб, на одежду, и, как говорится в пословице: «До пота поработаешь- с аппетитом поешь».
3 540
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Освоение космоса
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Грузинская народная сказка "Заработанный рубль"
Грузинская народная сказка "Заработанный рубль"
Сказка – удивительное явление в мировой культуре. Сказка всегда утверждает добро. «Что за прелесть эти сказки!» - так восхищенно отзывался А. С. Пушкин о сказках. Сегодня очень хочется, чтобы вы, ребята, показали свои знания о сказках.
Домашние животные и птицы
Домашние животные и птицы
Ознакомить с домашними животными и птицами, с молочными продуктами, уметь различать домашних и диких животных и птиц на русском языке.
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Производная сложной функции
Производная сложной функции
Құлсейтова Гүлнара Ұзақбайқызы Область Ақтобе, город Шалкар
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×