Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Тема урока: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Цели урока: 1. образовательная – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
2. развивающая – развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать речь;
3. воспитательная - прививать бережное отношение к родной природе, содействовать всеми средствами урока формированию личностных качеств учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, объяснение нового материала, обобщение).
Методы урока: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, иллюстративные материалы (растения водоёмов Казахстана), слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Побуждение интереса.
1) Работа по иллюстративным материалам.
- Рассмотрите иллюстрации. Знаете ли вы, какие растения на них изображены?
(На иллюстрациях изображены растения водоёмов Казахстана, описанные в тексте, представленном ниже: стеллера, пузырчатка, лотос.)
III. Реализация важного.
2) Чтение текста «Растения водоёмов Казахстана» (слайд №1)- (упр. 687, стр. 212)
Стеллера – многолетнее изящное растение с прямым стеблем и ярко - зелёными полуовальными листьями. На кончике стебля расположена ярко - малиновая головка, состоящая из мелкотрубчатых цветков.
Пузырчатка - хищное растение с красивыми жёлто - оранжевыми цветами. Стебель с нитевидными листьями находится под водой. Растение не имеет корней и свободно плавает в водоёме. На его листьях расположены светло - зелёные пузырьки, которые как дверцы открываются для добычи. Растение может заглатывать рыбий корм и даже мальков.
Лотос, или водяная лилия,- королева наших прудов и водоёмов. Нежно - белые цветы вечером закрываются, а утром распускаются. Лотос - одно из редчайших растений,
занесённых в Красную книгу Казахстана. В Древнем Египте поклонялись лотосу, считая, что распускание ослепительно белого цветка связано с рождением Бога Солнца - Ра.
3) Беседа по тексту.
1. Какие растения описаны в нём?
2. Знакомы ли вы с ними?
3. Какие прилагательные использованы для характеристики
цветов и растений водоёмов Казахстана?
4) Творческая работа по тексту «Растения водоёмов Казахстана».
Задание 1 (слайд №2). (задание выполняется письменно)
(На слайде №2 в рамке написано задание: Выписать из текста сложные прилагательные в два столбика: в первый столбик – сложные прилагательные, которые пишутся через дефис, во второй – слитно; снизу пустая таблица с двумя столбцами, которые заполняются учениками на интерактивной доске.)
Через дефис:
ярко - зелёный
ярко - малиновый
жёлто - оранжевый
светло - зелёный
нежно - белый
Слитно:
многолетнее (много лет)
мелкотрубчатый (мелкие трубки)
нитевидный (вид нити)
После выполнения этого задания задаю вопрос:
- Как вы думаете, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, а когда – слитно?
Попробуйте сформулировать правило.
5) Объяснение нового материала (слайд №3).
( На слайде №3 дана таблица. По данной таблице объясняю новый материал.)
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Через дефис пишутся:
1). сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: светло - зелёный, ярко - малиновый.
2). сложные прилагательные, обозначающие стороны света: северо - западный, юго - восточный.
3). если сложное прилагательное образовано от словосочетания с сочинительной связью: казахско - турецкий лицей (казахский и турецкий лицей), литературно - музыкальная композиция (литературная и музыкальная композиция).
Слитно пишутся:
сложные прилагательные, если образованы от словосочетаний с подчинительной связью: белоснежная кожа (светлая кожа, похожая на белый снег), сельскохозяйственное предприятие (предприятие сельского хозяйства).
6) Закрепление нового материала
. (все задания проводятся письменно)
Задание 2 (слайд №4).
(На слайде №4 в рамке написано задание: Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания полученных сложных прилагательных.)
• торговый и промышленный (капитал)
• обрабатывающий металл (станок)
• чугунное и литейное (производство)
• военный хирургический (госпиталь)
• шашки и шахматы (турнир)
• железная дорога (магистраль)
• тёмный, зелёный (шарф)
• север, запад (ветер)
Полученные сложные прилагательные (даны с объяснением выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных):
• торгово - промышленный (капитал) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• металлообрабатывающий (станок) - сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• чугунно - литейное (производство) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• военно - хирургический (госпиталь) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• шахматно - шашечный (турнир) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• железно - дорожная (магистраль)- сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• тёмно - зелёный (шарф )- сл пр. обозначает оттенок цвета;
• северо - западный (ветер) – сл. пр. обозначает сторону света.
Задание 3 (слайд №5).
(На слайде №5 в рамке написано задание:
По данным картинкам (даны 4 картинки из коллекции Microsoft Office: 1 картинка - парусник в море, 2 картинка - три многоэтажных дома, 3 картинка - газосварщик со сварочным аппаратом, 4 картинка - груз, висящий на крюке
подъёмного крана) составить словосочетания, используя сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания сложных прилагательных.)
(Составленные словосочетания: юго - восточный ветер (сл. пр. обозначает сторону света), ярко - голубое небо (сл. пр. обозначает оттенок цвета), (остальные сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.) - разноцветные паруса, белокрылые чайки, трудолюбивый человек, высококвалифицированный сварщик, газосварочный аппарат, многоэтажный дом, пятиэтажный дом, грузоподъёмный кран, многотонный груз).
Задание 4 (слайд№6).
Распределительный диктант.
(На слайде №6 в рамке написано - Распределительный диктант.
- В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно.)
Словосочетания со сложными прилагательными для распределительного диктанта: многолетний план, разноцветная бумага, ватно - марлевая повязка, нефтеносная скважина, казахско – турецкий лицей, лечебно – профилактические процедуры, станкостроительный завод, двенадцатилетняя школа, северо - западный округ, светло – зелёные лепестки.
IV. Рефлексия.
7) Проверка распределительного диктанта (слайд №6).
(После завершения диктанта, ученики читают словосочетания по записям в тетрадях, записанные в первый и второй столбики. Затем на этом же слайде №6 вывожу правильное распределение словосочетаний по столбикам.)
Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис:
ватно - марлевая повязка
казахско – турецкий лицей
лечебно – профилактические процедуры
северо - западный округ
светло – зелёные лепестки.
Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно:
многолетний план
разноцветная бумага
нефтеносная скважина
станкостроительный завод двенадцатилетняя школа
8) Закрепление знаний о сложных прилагательных.
(на этом этапе задания выполняются устно)
Задание 5(слайд №7).
(На слайде №7 в рамке написано задание: Заменить данные простые прилагательные синонимичными сложными; снизу два цветка: на одном цветке написано: Простые
прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )
Простые прилагательные:
спокойный
мстительный
безразличный
честный
Сложные прилагательные:
злопамятный
добропорядочный
равнодушный
хладнокровный
Задание 6 (слайд №8).
(На слайде №8 в рамке написано задание: Подобрать к данным простым прилагательным сложные прилагательные - антонимы; снизу два цветка: на одном цветке написаны Простые прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )
Простые прилагательные:
главный
серьёзный
ленивый
злой
Сложные прилагательные:
легкомысленный
трудолюбивый
добродушный
второстепенный
9) Оценивание. Домашнее задание. (Упр. 689, стр. 213 правила на стр. 213 выучить.)
(Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2006г.)
Цели урока: 1. образовательная – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
2. развивающая – развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать речь;
3. воспитательная - прививать бережное отношение к родной природе, содействовать всеми средствами урока формированию личностных качеств учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, объяснение нового материала, обобщение).
Методы урока: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, иллюстративные материалы (растения водоёмов Казахстана), слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Побуждение интереса.
1) Работа по иллюстративным материалам.
- Рассмотрите иллюстрации. Знаете ли вы, какие растения на них изображены?
(На иллюстрациях изображены растения водоёмов Казахстана, описанные в тексте, представленном ниже: стеллера, пузырчатка, лотос.)
III. Реализация важного.
2) Чтение текста «Растения водоёмов Казахстана» (слайд №1)- (упр. 687, стр. 212)
Стеллера – многолетнее изящное растение с прямым стеблем и ярко - зелёными полуовальными листьями. На кончике стебля расположена ярко - малиновая головка, состоящая из мелкотрубчатых цветков.
Пузырчатка - хищное растение с красивыми жёлто - оранжевыми цветами. Стебель с нитевидными листьями находится под водой. Растение не имеет корней и свободно плавает в водоёме. На его листьях расположены светло - зелёные пузырьки, которые как дверцы открываются для добычи. Растение может заглатывать рыбий корм и даже мальков.
Лотос, или водяная лилия,- королева наших прудов и водоёмов. Нежно - белые цветы вечером закрываются, а утром распускаются. Лотос - одно из редчайших растений,
занесённых в Красную книгу Казахстана. В Древнем Египте поклонялись лотосу, считая, что распускание ослепительно белого цветка связано с рождением Бога Солнца - Ра.
3) Беседа по тексту.
1. Какие растения описаны в нём?
2. Знакомы ли вы с ними?
3. Какие прилагательные использованы для характеристики
цветов и растений водоёмов Казахстана?
4) Творческая работа по тексту «Растения водоёмов Казахстана».
Задание 1 (слайд №2). (задание выполняется письменно)
(На слайде №2 в рамке написано задание: Выписать из текста сложные прилагательные в два столбика: в первый столбик – сложные прилагательные, которые пишутся через дефис, во второй – слитно; снизу пустая таблица с двумя столбцами, которые заполняются учениками на интерактивной доске.)
Через дефис:
ярко - зелёный
ярко - малиновый
жёлто - оранжевый
светло - зелёный
нежно - белый
Слитно:
многолетнее (много лет)
мелкотрубчатый (мелкие трубки)
нитевидный (вид нити)
После выполнения этого задания задаю вопрос:
- Как вы думаете, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, а когда – слитно?
Попробуйте сформулировать правило.
5) Объяснение нового материала (слайд №3).
( На слайде №3 дана таблица. По данной таблице объясняю новый материал.)
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Через дефис пишутся:
1). сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: светло - зелёный, ярко - малиновый.
2). сложные прилагательные, обозначающие стороны света: северо - западный, юго - восточный.
3). если сложное прилагательное образовано от словосочетания с сочинительной связью: казахско - турецкий лицей (казахский и турецкий лицей), литературно - музыкальная композиция (литературная и музыкальная композиция).
Слитно пишутся:
сложные прилагательные, если образованы от словосочетаний с подчинительной связью: белоснежная кожа (светлая кожа, похожая на белый снег), сельскохозяйственное предприятие (предприятие сельского хозяйства).
6) Закрепление нового материала
. (все задания проводятся письменно)
Задание 2 (слайд №4).
(На слайде №4 в рамке написано задание: Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания полученных сложных прилагательных.)
• торговый и промышленный (капитал)
• обрабатывающий металл (станок)
• чугунное и литейное (производство)
• военный хирургический (госпиталь)
• шашки и шахматы (турнир)
• железная дорога (магистраль)
• тёмный, зелёный (шарф)
• север, запад (ветер)
Полученные сложные прилагательные (даны с объяснением выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных):
• торгово - промышленный (капитал) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• металлообрабатывающий (станок) - сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• чугунно - литейное (производство) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• военно - хирургический (госпиталь) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• шахматно - шашечный (турнир) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• железно - дорожная (магистраль)- сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• тёмно - зелёный (шарф )- сл пр. обозначает оттенок цвета;
• северо - западный (ветер) – сл. пр. обозначает сторону света.
Задание 3 (слайд №5).
(На слайде №5 в рамке написано задание:
По данным картинкам (даны 4 картинки из коллекции Microsoft Office: 1 картинка - парусник в море, 2 картинка - три многоэтажных дома, 3 картинка - газосварщик со сварочным аппаратом, 4 картинка - груз, висящий на крюке
подъёмного крана) составить словосочетания, используя сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания сложных прилагательных.)
(Составленные словосочетания: юго - восточный ветер (сл. пр. обозначает сторону света), ярко - голубое небо (сл. пр. обозначает оттенок цвета), (остальные сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.) - разноцветные паруса, белокрылые чайки, трудолюбивый человек, высококвалифицированный сварщик, газосварочный аппарат, многоэтажный дом, пятиэтажный дом, грузоподъёмный кран, многотонный груз).
Задание 4 (слайд№6).
Распределительный диктант.
(На слайде №6 в рамке написано - Распределительный диктант.
- В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно.)
Словосочетания со сложными прилагательными для распределительного диктанта: многолетний план, разноцветная бумага, ватно - марлевая повязка, нефтеносная скважина, казахско – турецкий лицей, лечебно – профилактические процедуры, станкостроительный завод, двенадцатилетняя школа, северо - западный округ, светло – зелёные лепестки.
IV. Рефлексия.
7) Проверка распределительного диктанта (слайд №6).
(После завершения диктанта, ученики читают словосочетания по записям в тетрадях, записанные в первый и второй столбики. Затем на этом же слайде №6 вывожу правильное распределение словосочетаний по столбикам.)
Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис:
ватно - марлевая повязка
казахско – турецкий лицей
лечебно – профилактические процедуры
северо - западный округ
светло – зелёные лепестки.
Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно:
многолетний план
разноцветная бумага
нефтеносная скважина
станкостроительный завод двенадцатилетняя школа
8) Закрепление знаний о сложных прилагательных.
(на этом этапе задания выполняются устно)
Задание 5(слайд №7).
(На слайде №7 в рамке написано задание: Заменить данные простые прилагательные синонимичными сложными; снизу два цветка: на одном цветке написано: Простые
прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )
Простые прилагательные:
спокойный
мстительный
безразличный
честный
Сложные прилагательные:
злопамятный
добропорядочный
равнодушный
хладнокровный
Задание 6 (слайд №8).
(На слайде №8 в рамке написано задание: Подобрать к данным простым прилагательным сложные прилагательные - антонимы; снизу два цветка: на одном цветке написаны Простые прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )
Простые прилагательные:
главный
серьёзный
ленивый
злой
Сложные прилагательные:
легкомысленный
трудолюбивый
добродушный
второстепенный
9) Оценивание. Домашнее задание. (Упр. 689, стр. 213 правила на стр. 213 выучить.)
(Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2006г.)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Глагол как части речи
ОҚО, Сарыағаш ауданы, Дербісек ауылындағы №31 Т. Бигелдинов атындағы жалпы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Жунисова Саида Шакировна
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.