Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

17 қаңтар 2013, Бейсенбі
Тема урока: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Цели урока: 1. образовательная – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
2. развивающая – развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать речь;
3. воспитательная - прививать бережное отношение к родной природе, содействовать всеми средствами урока формированию личностных качеств учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление изученного, объяснение нового материала, обобщение).
Методы урока: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный.
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, иллюстративные материалы (растения водоёмов Казахстана), слайды.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Побуждение интереса.
1) Работа по иллюстративным материалам.
- Рассмотрите иллюстрации. Знаете ли вы, какие растения на них изображены?
(На иллюстрациях изображены растения водоёмов Казахстана, описанные в тексте, представленном ниже: стеллера, пузырчатка, лотос.)

III. Реализация важного.
2) Чтение текста «Растения водоёмов Казахстана» (слайд №1)- (упр. 687, стр. 212)
Стеллера – многолетнее изящное растение с прямым стеблем и ярко - зелёными полуовальными листьями. На кончике стебля расположена ярко - малиновая головка, состоящая из мелкотрубчатых цветков.
Пузырчатка - хищное растение с красивыми жёлто - оранжевыми цветами. Стебель с нитевидными листьями находится под водой. Растение не имеет корней и свободно плавает в водоёме. На его листьях расположены светло - зелёные пузырьки, которые как дверцы открываются для добычи. Растение может заглатывать рыбий корм и даже мальков.
Лотос, или водяная лилия,- королева наших прудов и водоёмов. Нежно - белые цветы вечером закрываются, а утром распускаются. Лотос - одно из редчайших растений,
занесённых в Красную книгу Казахстана. В Древнем Египте поклонялись лотосу, считая, что распускание ослепительно белого цветка связано с рождением Бога Солнца - Ра.

3) Беседа по тексту.
1. Какие растения описаны в нём?
2. Знакомы ли вы с ними?
3. Какие прилагательные использованы для характеристики
цветов и растений водоёмов Казахстана?

4) Творческая работа по тексту «Растения водоёмов Казахстана».
Задание 1 (слайд №2). (задание выполняется письменно)
(На слайде №2 в рамке написано задание: Выписать из текста сложные прилагательные в два столбика: в первый столбик – сложные прилагательные, которые пишутся через дефис, во второй – слитно; снизу пустая таблица с двумя столбцами, которые заполняются учениками на интерактивной доске.)

Через дефис:
ярко - зелёный
ярко - малиновый
жёлто - оранжевый
светло - зелёный
нежно - белый

Слитно:
многолетнее (много лет)
мелкотрубчатый (мелкие трубки)
нитевидный (вид нити)

После выполнения этого задания задаю вопрос:
- Как вы думаете, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, а когда – слитно?
Попробуйте сформулировать правило.

5) Объяснение нового материала (слайд №3).
( На слайде №3 дана таблица. По данной таблице объясняю новый материал.)
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Через дефис пишутся:
1). сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: светло - зелёный, ярко - малиновый.
2). сложные прилагательные, обозначающие стороны света: северо - западный, юго - восточный.
3). если сложное прилагательное образовано от словосочетания с сочинительной связью: казахско - турецкий лицей (казахский и турецкий лицей), литературно - музыкальная композиция (литературная и музыкальная композиция).
Слитно пишутся:
сложные прилагательные, если образованы от словосочетаний с подчинительной связью: белоснежная кожа (светлая кожа, похожая на белый снег), сельскохозяйственное предприятие (предприятие сельского хозяйства).

6) Закрепление нового материала
. (все задания проводятся письменно)
Задание 2 (слайд №4).
(На слайде №4 в рамке написано задание: Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания полученных сложных прилагательных.)

• торговый и промышленный (капитал)
• обрабатывающий металл (станок)
• чугунное и литейное (производство)
• военный хирургический (госпиталь)
• шашки и шахматы (турнир)
• железная дорога (магистраль)
• тёмный, зелёный (шарф)
• север, запад (ветер)
Полученные сложные прилагательные (даны с объяснением выбора слитного или дефисного написания сложных прилагательных):
• торгово - промышленный (капитал) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• металлообрабатывающий (станок) - сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• чугунно - литейное (производство) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• военно - хирургический (госпиталь) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• шахматно - шашечный (турнир) - сл. пр. обр. от сл/соч. с сочинительной св.;
• железно - дорожная (магистраль)- сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.;
• тёмно - зелёный (шарф )- сл пр. обозначает оттенок цвета;
• северо - западный (ветер) – сл. пр. обозначает сторону света.

Задание 3 (слайд №5).
(На слайде №5 в рамке написано задание:
По данным картинкам (даны 4 картинки из коллекции Microsoft Office: 1 картинка - парусник в море, 2 картинка - три многоэтажных дома, 3 картинка - газосварщик со сварочным аппаратом, 4 картинка - груз, висящий на крюке
подъёмного крана) составить словосочетания, используя сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания сложных прилагательных.)

(Составленные словосочетания: юго - восточный ветер (сл. пр. обозначает сторону света), ярко - голубое небо (сл. пр. обозначает оттенок цвета), (остальные сл. пр. обр. от сл/соч. с подчинительной св.) - разноцветные паруса, белокрылые чайки, трудолюбивый человек, высококвалифицированный сварщик, газосварочный аппарат, многоэтажный дом, пятиэтажный дом, грузоподъёмный кран, многотонный груз).

Задание 4 (слайд№6).
Распределительный диктант.
(На слайде №6 в рамке написано - Распределительный диктант.

- В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно.)
Словосочетания со сложными прилагательными для распределительного диктанта: многолетний план, разноцветная бумага, ватно - марлевая повязка, нефтеносная скважина, казахско – турецкий лицей, лечебно – профилактические процедуры, станкостроительный завод, двенадцатилетняя школа, северо - западный округ, светло – зелёные лепестки.

IV. Рефлексия.
7) Проверка распределительного диктанта (слайд №6).
(После завершения диктанта, ученики читают словосочетания по записям в тетрадях, записанные в первый и второй столбики. Затем на этом же слайде №6 вывожу правильное распределение словосочетаний по столбикам.)
Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис:
ватно - марлевая повязка
казахско – турецкий лицей
лечебно – профилактические процедуры
северо - западный округ
светло – зелёные лепестки.

Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно:
многолетний план
разноцветная бумага
нефтеносная скважина
станкостроительный завод двенадцатилетняя школа

8) Закрепление знаний о сложных прилагательных.
(на этом этапе задания выполняются устно)
Задание 5(слайд №7).
(На слайде №7 в рамке написано задание: Заменить данные простые прилагательные синонимичными сложными; снизу два цветка: на одном цветке написано: Простые
прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )

Простые прилагательные:
спокойный
мстительный
безразличный
честный

Сложные прилагательные:
злопамятный
добропорядочный
равнодушный
хладнокровный

Задание 6 (слайд №8).
(На слайде №8 в рамке написано задание: Подобрать к данным простым прилагательным сложные прилагательные - антонимы; снизу два цветка: на одном цветке написаны Простые прилагательные, на втором - Сложные прилагательные. )

Простые прилагательные:
главный
серьёзный
ленивый
злой

Сложные прилагательные:
легкомысленный
трудолюбивый
добродушный
второстепенный
9) Оценивание. Домашнее задание. (Упр. 689, стр. 213 правила на стр. 213 выучить.)
(Сабитова З. К., Павленко В. К. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Алматы: Атамұра, 2006г.)

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
4 043
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Глагол как части речи
Глагол как части речи
ОҚО, Сарыағаш ауданы, Дербісек ауылындағы №31 Т. Бигелдинов атындағы жалпы орта мектептің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Жунисова Саида Шакировна
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Производная сложной функции
Производная сложной функции
Құлсейтова Гүлнара Ұзақбайқызы Область Ақтобе, город Шалкар
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×