Подготовка учащихся к ЕНТ. Урок-консультация
Учитель русского языка и литературы,
казахской школы №103, аула Жалантос батыр
Прманова Лайла
Подготовка учащихся к ЕНТ
Урок - консультация
Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся о роде существительных с мягким знаком на конце; повторить способы выражения подлежащего; правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях.
2. развивать интеллектуальные умения: выделять главное критического анализа информации; память, воображение, сравнение, логическое мышление, речь; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип: комбинированный
Форма: консультация, собеседование
Методы: коммуникативный, поисковый, творческий, применение стратегий
критического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход урока
Ι. Целевая установка(орг. момент). Приветствие. Психологический настрой.
- Чтобы был успех на уроке мы должны придерживаться следующих правил:
- внимательно слушать;
- вникать и размышлять;
- анализировать и сопоставлять;
- делать вывод и оценивать;
ІІ. Постановка вопросов учащимися
- Как определить род у существительных, оканчивающихся на мягкий согласный?
- Расскажите о способах выражения подлежащего.
- Объясните правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях (раненый ─ раненный)
Учащиеся заполняют таблицу «Диагностика знаний»
Знаю
Хочу знать
Узнал
ΙΙΙ. Повторение изученного материала
Игра «Взаимопроверка»
Учащиеся друг другу задают вопросы и сразу же отвечают на них:
1. Как определяется род существительных?
(Род слов определяется по окончанию)
2. Как определить род заимствованных слов?
Например, французских слов, имеющие в конце о или е?
(Французские слова, имеющие в конце о или е, в русском языке стали словами среднего рода: бюро, пальто, депо, пюре, кашне, фойе и др.)
3. А как же быть со словами день, пень, рояль, тюль, дверь и т. п., среди которых есть слова и мужского и женского рода?
Вывод учащихся:
IV. Объяснение материала (осмысление).
І. Род существительных с мягким знаком на конце
Задание: определить род слов:
Январь, мышь, июль, тополь, ладонь, лазурь, речь, печь, рысь, февраль, нежность, ель, огонь, лошадь, дверь, конь, область, часть, сентябрь, очередь, лань, тюль, олень, декабрь, рояль, медведь, кашель, июнь, гость, картофель, цель, апрель, кровь, лебедь, ноябрь, лось, жизнь, руководитель, радость, способность, строитель, день, осень, медаль.
─ Можно рекомендовать прием вопросов, подставляя к таким существительным местоимения мой, моя, мое. Попробуйте сочетать эти существительные с этими местоимениями
─ Можно определить род по согласованным с ними прилагательными: солнечный день, золотая медаль…
─ Все эти приемы, ребята, годятся только для письменной речи, в устной же речи, когда необходимо составлять словосочетания, нужно прежде всего знать род имен существительного, чтобы правильно сочетать с ним прилагательное. Как быть? Выход один; обратиться к словарю, а наиболее частотные слова запомнить. Например:
Мужской род Женский род
день дверь
камень часть
огонь лазурь
корабль ложь
январь вуаль
(и все другие мозоль
названия месяцев) мысль
гость область
патруль власть
корень цель
уровень смерть
картофель очередь
тюль степь
лебедь кровь
пень память
рояль очередь
кашель ладонь
шампунь площадь
─ Скажите, ребята, можно ли по суффиксу определить род?
На доске слова:
Строитель, жизнь, учитель, радость, вратарь, руководитель, боязнь, наблюдатель
─ Прочитайте, пожалуйста, эти слова и определите их род. Посмотрите на них внимательно, есть ли в этих словах указание на род?
Определение рода по суффиксу у существительных
с мягким знаком (ь) на конце
Слова, имеющие суффиксы - тель, - арь - ─ всегда существительные мужского рода: победитель, учитель, воспитатель, строитель, водитель, руководитель, наблюдатель, вратарь, токарь, пекарь…
Слова, имеющие суффиксы - ость (- есть), - знь - ─ существительные женского рода: деятельность, новость, способность, жадность, радость, краткость, любознательность, свежесть, горесть, премудрость, нравственность, жизнь, боязнь, болезнь…
В растительном мире только одно широко распространённое дерево (ель) названо словом женского рода – вечнозелёная ель; другие названия деревьев, оканчивающиеся на мягкий согласный, будут словами мужского рода (тополь, ясень) – стройный тополь, высокий ясень.
Слов женского рода в животном мире очень мало: лошадь, рысь, лань, мышь (всего пять), то их следует запомнить, а все остальные названия животных будут словами мужского рода (олень, лось, медведь, гусь, конь, зверь, соболь, голубь)
Все названия месяцев (с мягким знаком на конце) будут словами мужского рода: январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
─ Какой мы сделаем вывод?
Д: Нужно запомнить суффиксы, которые «подсказывают», какого рода слова
─ Назовите названия животных, которые оканчиваются на мягкий согласный
Д: Олень, лось, медведь…
─ Можно рекомендовать такой прием: поскольку слов женского рода очень мало (всего пять), то их следует запомнить, а все остальные названия животных будут словами муж. рода.
Вывод учащихся.
ІІ. Способы выражения подлежащего
а) Работа по таблице «Подлежащее и способы его выражения»
Подлежащее и способы его выражения
Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном падеже
2. Местоимения:
личные
вопросительные
относительные
неопределенные
отрицательные
указательные
определительные
3. Имя прилагательное (в значении имени существительного)
4. Имя числительное
5. Причастие
6. Наречие
7. Междометие
8. Фразеологизмы
9. Неопределённая форма глагола (инфинитив)
10. Сочетание инфинитива с именной частью речи
11. Цельные словосочетания:
сочетание существительного в
им. п. с существительным в тв. п.
с предлогом с
сочетание личного местоимения множественного числа мы, вы с личным местоимением в тв. п. с предлогом с
сочетание числительного и существительного в род. п. без предлога
сочетание числительного или местоимений сколько, несколько, столько с существительным в род. п. (количественно - именное сочетание)
сочетание прилагательного, или числительного, или местоимения в им. п. и существительного (или местоимения) в род. п. с предлогом из
словосочетание, не имеющее в
своем составе им. п. при
обозначении приблизительного
количества с использованием слов
больше, меньше, свыше, около
12. Составные географические наименования
13. Названия учреждений,
организаций, событий, газет и т. д.
14. Устойчивые сочетания слов
Солнце сияло ярко.
Мы приехали вчера.
Кто приехал к нам?
Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. (Гонч.)
Жил некто, человек безродный, одинокий. (Кр.)
Ничего мне не мило. (Остров.) (род. п.)
Никто не разговаривал с ним.
«Что это? Что это такое?» – спросил он у меня.
Все устали в этот день.
Сытый голодного не поймёт. (Пословица)
Пять – моя любимая цифра.
Семеро одного не ждут. (Погов.) (здесь числительное субстантивировано)
Окружающие молчали. (Фурм.)
Завтра не будет похоже на сегодня. (Гонч.)
Далече грянуло ура. (Пушк.)
У этого мастера были золотые руки.
В поле вышли от мала до велика.
Учиться всегда пригодится. (Пословица)
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (Твард.)
Стать художником было его постоянной мечтой.
Дед с матерью шли впереди. (М. Г.)
На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись. (Кр.)
Мы с тобой пойдём в гости.
Вы со мной поедете в город.
Пять человек расселись около костра.
На лугу паслись две белые лошади.
В тёмной каютке четыре человека ждут его. (Павл.)
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (Пушкин)
Все три всадника ехали молча. (Гончаров)
Несколько дам ходили взад и вперёд по площадке. (Лермонтов)
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, лежало в ветвях. (Гончаров)
Лучший из учеников быстро решил сложную задачу.
Один из вас должен помочь мне.
Некоторые из присутствующих выступали в прениях.
Около тысячи человек спали вместе. (Гоголь)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни. (Кр.)
Свыше ста человек остались без зарплаты.
Больше ста книг отдано в переплет.
Северный Ледовитый океан, Южная Америка, Баренцево море, остров Новая Земля, Западно - Казахстанская низменность.
Министерство юстиции Казахстана, Государственный банк, Великая Отечественная война, газета «Кызылординские вести».
Железная дорога, сельское хозяйство, красная смородина.
б) Вывод учащихся по таблице
в) Составление кластера
Составление кластера «Способы выражения подлежащего»
г) Проверка усвоения знаний
Задание №1
Найдите в предложении грамматическую основу:
1. Наступила осень. 2. Собравшиеся обсуждали новый фильм. 3. Смелость города берёт. 4. Старшие заботятся о младших. 5. Мать с сыном слушали музыку. 6. Звучали две домбры. 7. Большинство людей молчало.
Задание №2
Укажите, какими частями речи выражено в предложениях подлежащее.
1. Шли два приятеля вечернею порой.(Крылов) 2. Встали и Воропаев с Корытовым. (Павл.) 3. Мы с ним лежим на песке у громадного камня. (М. Г.) 4. Танцующие теснились и толкали друг друга. (Купр.) 5. Балтийское море глубоко вдается в материк Европы. 6. Дом отдыха стоял на бугре. (Пауст.) 7. Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. (М. Г.)
Задание №3
Составьте предложения, используя в качестве подлежащих составные цельные наименования и синтаксически цельные словосочетания:
железная дорога, три спортсмена, мать с сыном, Великая Отечественная война, Чёрное море, Латинская Америка.
Задание №4
Установите, в каких из них подлежащее выражено цельным словосочетанием, а в каких─ одним словом. Объясните почему вы так думаете.
1. Школьники возвращаются домой. 2. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. (Пришв.) 3. Николай с Денисовым ходили по залам. (Л. Т.) 4. Каждый любит хорошую книгу! 5. Жил старик со своей старухой у самого синего моря. (П.) 6. Комендантша с дочерью удалились. (П.) 7. Опоздавшие не увидели самого интересного.
Тест - тренажёр
1. Найдите подлежащее в предложении.
Тогда рыжий, пробормотав что - то непонятное, выудил откуда - то пропуск и с улыбкой подал его портье, намертво закупорившему двери.
1. двери 9
2. пропуск 22
3. рыжий 28
4. портье 46
5. что - то 16
2. Найдите нераспространенное предложение (нет второстепенных членов).
1. Божья коровка почесывалась и готовилась взлететь. 23
2. Мой друг – капитан 33
3. На улице стемнело 12
4. Я возьму билеты 42
5. Он шёл не торопясь 39
Ответы:
9. Неверно. Подлежащее может стоять только в именительном падеже. Закупорившему (кого?), (что?) – вопросы винительного падежа. Винительный падеж – косвенный, следовательно, слово двери не может быть подлежащим. Это существительное входит в состав причастного оборота, следовательно, является частью определения. Вернитесь в рубрику 1.
Тест - резюме
1. Грамматическую основу предложения составляют …
А) главные члены предложения
В) второстепенные члены предложения
С) вводные слова
Д) уточняющие слова
Е) однородные члены предложения
2. Укажите главные члены предложения:
А) подлежащее и сказуемое
В) определение и дополнение
С) дополнение и обстоятельство
Д) только подлежащее
Е) только сказуемое
3. Покрылись белыми цветочками плодовые деревья.
Определите подлежащее в предложении:
А) покрылись
В) белыми
С) деревья
Д) цветочками
Е) плодовые
4. Подлежащее – это главный член предложения, который:
А) отвечает на вопросы чей? который?
В) отвечает на вопросы кто? что?
С) отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Д) отвечает на вопросы какой? какая?
Е) отвечает на вопросы сколько? который?
5. Сказуемое – главный член предложения, который …
А) обозначает то, что говорится о подлежащем
В) указывает на место, время
С) обозначает качество, признак
Д) обозначает предмет
Е) обозначает признак предмета
6. Снизу он и впрямь был похож на тёмно - зелёного жука.
Подлежащее в предложении выражено …
А) именем прилагательным
В) именем существительным
С) наречием
Д) именем числительным
Е) местоимением
7. Определите какое слово является подлежащим в предложении:
Клён украшает старый сад.
А) сад
В) клён
С) украшает
Д) старый
Е) нет подлежащего
8. Укажите «лишний ряд»:
А) дополнение
В) подлежащее
С) обстоятельство
Д) определение
Е) второстепенные члены
9. Он тихо запел песню. Подлежащее в предложении выражено:
А) глаголом
В) именем существительным
С) местоимением
Д) именем прилагательным
Е) наречием
10. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием числительного с существительным:
А) Большую часть Казахстана занимают равнины.
В) Два мальчика подошли к школе.
С) Эльмира хорошо поет.
Д) Пять на два не делится.
Е) Мне пошёл четырнадцатый год.
11. Укажите подлежащее, выраженное именительным падежом прилагательного в значении существительного:
А) Ребята слышали о легенде.
В) Слепой затянул любимую песню.
С) Люди собрались в юрте.
Д) Корабль одинокий, несется на всех парусах.
Е) Нежный припев звучал в ночи.
12. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием слов:
А) Отец с сыном играли на домбре.
В) Ранняя весна очень похожа на осень.
С) Около юрты их уже ждала бабушка.
Д) Я был подавлен вопросом.
Е) Мечеть видно издали.
13. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием числительного с существительным:
А) Конь в степи – первый помощник и друг человека.
В) Три сестры расшивали орнамент узором.
С) Занятия начинаются в девять часов.
Д) Я вскоре возвратился в родное село.
Е) Я ей не сват.
14. Немало подвигов совершили казахстанцы при защите города Ленинграда. Укажите грамматическую основу предложения:
А) подвигов совершили
В) города Ленинграда
С) казахстанцы совершили
Д) при защите
Е) немало подвигов
15. В этом предложении подлежащее выражено прилагательным в значении существительного:
А) Хромой долго стоял у памятника.
В) Мой дедушка побывал во всех областях нашей страны.
С) Тулпар – это собирательный образ небесного коня.
Д) Он был очень молод.
Е) Я люблю работать утром.
16. Снова что - то зашумело в лесу. Подлежащее в предложении выражено:
А) прилагательным
В) наречием
С) причастием
Д) существительным
Е) местоимением
17. Укажите подлежащее, выраженное причастием в значении существительного:
А) Несколько человек подошли со стороны озера.
В) Мальчик читает дома книгу.
С) На зеленой лужайке жил Белый Верблюжонок.
Д) Присутствующие долго аплодировали певцам.
Е) Они были взволнованны.
18. Укажите в предложении подлежащее, выраженное отрицательным местоимением:
А) Моя книга лежит на столе.
В) Мне понравился фильм.
С) Никто со мной не разговаривает.
Д) Мы были знакомы давно.
Е) Твоё лицо как маков цвет.
19. Укажите подлежащее, выраженное неопределенным местоимением
А) Бесконечна возможность познавать себя.
В) Жил некто, человек безродный, одинокий.
С) Казахстан – древняя страна.
Д) Астана – столица нашей Республики.
Е) Эти ребята звонили во время перерыва.
20. Укажите подлежащее, выраженное наречием
А) Ему снятся сны.
В) Завтра не будет похоже на сегодня.
С) В казахской поэзии лев служит символом доблести.
Д) Мои успехи в учебе были ошеломляющими.
Е) Мне грустно.
21. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Подлежащее в предложении выражено …
А) наречием
В) местоимением
С) цельным словосочетанием
Д) именем числительным
Е) предлогом
22. Звучали две домбры
Подлежащее в предложении выражено
А) местоимением
В) глаголом
С) существительным
Д) имя прилагательное в значении существительного
Е) сочетанием числительного с существительным
23. Человек, носящий гранат, приобретает власть над людьми.
Подлежащее выражено
А) существительным
В) причастием
С) местоимением
Д) числительным
Е) словосочетанием
24. Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны.
Подлежащее в предложении выражено
А) существительным
В) прилагательным
С) сочетанием числительного с существительным
Д) сочетанием слов
Е) местоимением
25. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:
Учиться всегда пригодится.
А) глаголом
В) числительным
С) словосочетанием
Д) местоимением
Е) существительным
III. Правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях (раненый, раненный)
На доске:
Вяза.. ый шарф, соле.. ые огурцы, копче.. ая колбаса, краше.. ый забор, жаре.. ое мясо, глаже.. ое белье.
Тушеное мясо(прилагательное)
Мясо, тушенное с помидорами (причастие)
Вареное мясо. Сваренный борщ.
Печеные пирожки. Запеченное мясо.
Выпеченный торт. Печенный в духовке картофель.
Выполнение заданий
Вставьте пропущенные буквы.
1. Компот из суш.. ных фруктов. Яйца, варе.. ые вкрутую. Мороже.. ое мясо. Печен.. ый картофель с лимо.. ым соусом.
2. Салат из кваше.. ой капусты. Пече.. ые яблоки. Рыба, жарен.. ая в тесте. Туше.. ый картофель с баклажан.. ой икрой.
Составление кластера учащимися
варёный картофель жареная рыба
квашеная капуста тушёная капуста
печёные пирожки кипячёное молоко
Исключения: священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный,
считанные (минуты) – хотя и образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида.
сваренный картофель жаренная в масле рыба
к квашенная в бочке
капуста капуста, тушенная
с овощами
печённые в духовке пирожки кипячённое на медленном огне молоко
д) Вывод учащихся
V. Рефлексия. Получение обратной связи.
─ Какова была цель урока?
─ Чему научились?
─ Добились ли вы цели?
─ Что хотелось бы еще узнать по этим темам?
VI. Оценивание
казахской школы №103, аула Жалантос батыр
Прманова Лайла
Подготовка учащихся к ЕНТ
Урок - консультация
Цели урока:
1. Закрепить знания учащихся о роде существительных с мягким знаком на конце; повторить способы выражения подлежащего; правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях.
2. развивать интеллектуальные умения: выделять главное критического анализа информации; память, воображение, сравнение, логическое мышление, речь; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип: комбинированный
Форма: консультация, собеседование
Методы: коммуникативный, поисковый, творческий, применение стратегий
критического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, слайды.
Ход урока
Ι. Целевая установка(орг. момент). Приветствие. Психологический настрой.
- Чтобы был успех на уроке мы должны придерживаться следующих правил:
- внимательно слушать;
- вникать и размышлять;
- анализировать и сопоставлять;
- делать вывод и оценивать;
ІІ. Постановка вопросов учащимися
- Как определить род у существительных, оканчивающихся на мягкий согласный?
- Расскажите о способах выражения подлежащего.
- Объясните правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях (раненый ─ раненный)
Учащиеся заполняют таблицу «Диагностика знаний»
Знаю
Хочу знать
Узнал
ΙΙΙ. Повторение изученного материала
Игра «Взаимопроверка»
Учащиеся друг другу задают вопросы и сразу же отвечают на них:
1. Как определяется род существительных?
(Род слов определяется по окончанию)
2. Как определить род заимствованных слов?
Например, французских слов, имеющие в конце о или е?
(Французские слова, имеющие в конце о или е, в русском языке стали словами среднего рода: бюро, пальто, депо, пюре, кашне, фойе и др.)
3. А как же быть со словами день, пень, рояль, тюль, дверь и т. п., среди которых есть слова и мужского и женского рода?
Вывод учащихся:
IV. Объяснение материала (осмысление).
І. Род существительных с мягким знаком на конце
Задание: определить род слов:
Январь, мышь, июль, тополь, ладонь, лазурь, речь, печь, рысь, февраль, нежность, ель, огонь, лошадь, дверь, конь, область, часть, сентябрь, очередь, лань, тюль, олень, декабрь, рояль, медведь, кашель, июнь, гость, картофель, цель, апрель, кровь, лебедь, ноябрь, лось, жизнь, руководитель, радость, способность, строитель, день, осень, медаль.
─ Можно рекомендовать прием вопросов, подставляя к таким существительным местоимения мой, моя, мое. Попробуйте сочетать эти существительные с этими местоимениями
─ Можно определить род по согласованным с ними прилагательными: солнечный день, золотая медаль…
─ Все эти приемы, ребята, годятся только для письменной речи, в устной же речи, когда необходимо составлять словосочетания, нужно прежде всего знать род имен существительного, чтобы правильно сочетать с ним прилагательное. Как быть? Выход один; обратиться к словарю, а наиболее частотные слова запомнить. Например:
Мужской род Женский род
день дверь
камень часть
огонь лазурь
корабль ложь
январь вуаль
(и все другие мозоль
названия месяцев) мысль
гость область
патруль власть
корень цель
уровень смерть
картофель очередь
тюль степь
лебедь кровь
пень память
рояль очередь
кашель ладонь
шампунь площадь
─ Скажите, ребята, можно ли по суффиксу определить род?
На доске слова:
Строитель, жизнь, учитель, радость, вратарь, руководитель, боязнь, наблюдатель
─ Прочитайте, пожалуйста, эти слова и определите их род. Посмотрите на них внимательно, есть ли в этих словах указание на род?
Определение рода по суффиксу у существительных
с мягким знаком (ь) на конце
Слова, имеющие суффиксы - тель, - арь - ─ всегда существительные мужского рода: победитель, учитель, воспитатель, строитель, водитель, руководитель, наблюдатель, вратарь, токарь, пекарь…
Слова, имеющие суффиксы - ость (- есть), - знь - ─ существительные женского рода: деятельность, новость, способность, жадность, радость, краткость, любознательность, свежесть, горесть, премудрость, нравственность, жизнь, боязнь, болезнь…
В растительном мире только одно широко распространённое дерево (ель) названо словом женского рода – вечнозелёная ель; другие названия деревьев, оканчивающиеся на мягкий согласный, будут словами мужского рода (тополь, ясень) – стройный тополь, высокий ясень.
Слов женского рода в животном мире очень мало: лошадь, рысь, лань, мышь (всего пять), то их следует запомнить, а все остальные названия животных будут словами мужского рода (олень, лось, медведь, гусь, конь, зверь, соболь, голубь)
Все названия месяцев (с мягким знаком на конце) будут словами мужского рода: январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
─ Какой мы сделаем вывод?
Д: Нужно запомнить суффиксы, которые «подсказывают», какого рода слова
─ Назовите названия животных, которые оканчиваются на мягкий согласный
Д: Олень, лось, медведь…
─ Можно рекомендовать такой прием: поскольку слов женского рода очень мало (всего пять), то их следует запомнить, а все остальные названия животных будут словами муж. рода.
Вывод учащихся.
ІІ. Способы выражения подлежащего
а) Работа по таблице «Подлежащее и способы его выражения»
Подлежащее и способы его выражения
Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном падеже
2. Местоимения:
личные
вопросительные
относительные
неопределенные
отрицательные
указательные
определительные
3. Имя прилагательное (в значении имени существительного)
4. Имя числительное
5. Причастие
6. Наречие
7. Междометие
8. Фразеологизмы
9. Неопределённая форма глагола (инфинитив)
10. Сочетание инфинитива с именной частью речи
11. Цельные словосочетания:
сочетание существительного в
им. п. с существительным в тв. п.
с предлогом с
сочетание личного местоимения множественного числа мы, вы с личным местоимением в тв. п. с предлогом с
сочетание числительного и существительного в род. п. без предлога
сочетание числительного или местоимений сколько, несколько, столько с существительным в род. п. (количественно - именное сочетание)
сочетание прилагательного, или числительного, или местоимения в им. п. и существительного (или местоимения) в род. п. с предлогом из
словосочетание, не имеющее в
своем составе им. п. при
обозначении приблизительного
количества с использованием слов
больше, меньше, свыше, около
12. Составные географические наименования
13. Названия учреждений,
организаций, событий, газет и т. д.
14. Устойчивые сочетания слов
Солнце сияло ярко.
Мы приехали вчера.
Кто приехал к нам?
Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. (Гонч.)
Жил некто, человек безродный, одинокий. (Кр.)
Ничего мне не мило. (Остров.) (род. п.)
Никто не разговаривал с ним.
«Что это? Что это такое?» – спросил он у меня.
Все устали в этот день.
Сытый голодного не поймёт. (Пословица)
Пять – моя любимая цифра.
Семеро одного не ждут. (Погов.) (здесь числительное субстантивировано)
Окружающие молчали. (Фурм.)
Завтра не будет похоже на сегодня. (Гонч.)
Далече грянуло ура. (Пушк.)
У этого мастера были золотые руки.
В поле вышли от мала до велика.
Учиться всегда пригодится. (Пословица)
Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (Твард.)
Стать художником было его постоянной мечтой.
Дед с матерью шли впереди. (М. Г.)
На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись. (Кр.)
Мы с тобой пойдём в гости.
Вы со мной поедете в город.
Пять человек расселись около костра.
На лугу паслись две белые лошади.
В тёмной каютке четыре человека ждут его. (Павл.)
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. (Пушкин)
Все три всадника ехали молча. (Гончаров)
Несколько дам ходили взад и вперёд по площадке. (Лермонтов)
Много птиц, красных, жёлтых, зелёных, лежало в ветвях. (Гончаров)
Лучший из учеников быстро решил сложную задачу.
Один из вас должен помочь мне.
Некоторые из присутствующих выступали в прениях.
Около тысячи человек спали вместе. (Гоголь)
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни. (Кр.)
Свыше ста человек остались без зарплаты.
Больше ста книг отдано в переплет.
Северный Ледовитый океан, Южная Америка, Баренцево море, остров Новая Земля, Западно - Казахстанская низменность.
Министерство юстиции Казахстана, Государственный банк, Великая Отечественная война, газета «Кызылординские вести».
Железная дорога, сельское хозяйство, красная смородина.
б) Вывод учащихся по таблице
в) Составление кластера
Составление кластера «Способы выражения подлежащего»
г) Проверка усвоения знаний
Задание №1
Найдите в предложении грамматическую основу:
1. Наступила осень. 2. Собравшиеся обсуждали новый фильм. 3. Смелость города берёт. 4. Старшие заботятся о младших. 5. Мать с сыном слушали музыку. 6. Звучали две домбры. 7. Большинство людей молчало.
Задание №2
Укажите, какими частями речи выражено в предложениях подлежащее.
1. Шли два приятеля вечернею порой.(Крылов) 2. Встали и Воропаев с Корытовым. (Павл.) 3. Мы с ним лежим на песке у громадного камня. (М. Г.) 4. Танцующие теснились и толкали друг друга. (Купр.) 5. Балтийское море глубоко вдается в материк Европы. 6. Дом отдыха стоял на бугре. (Пауст.) 7. Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. (М. Г.)
Задание №3
Составьте предложения, используя в качестве подлежащих составные цельные наименования и синтаксически цельные словосочетания:
железная дорога, три спортсмена, мать с сыном, Великая Отечественная война, Чёрное море, Латинская Америка.
Задание №4
Установите, в каких из них подлежащее выражено цельным словосочетанием, а в каких─ одним словом. Объясните почему вы так думаете.
1. Школьники возвращаются домой. 2. Бабушка с внучкой пришли к нам вечером. (Пришв.) 3. Николай с Денисовым ходили по залам. (Л. Т.) 4. Каждый любит хорошую книгу! 5. Жил старик со своей старухой у самого синего моря. (П.) 6. Комендантша с дочерью удалились. (П.) 7. Опоздавшие не увидели самого интересного.
Тест - тренажёр
1. Найдите подлежащее в предложении.
Тогда рыжий, пробормотав что - то непонятное, выудил откуда - то пропуск и с улыбкой подал его портье, намертво закупорившему двери.
1. двери 9
2. пропуск 22
3. рыжий 28
4. портье 46
5. что - то 16
2. Найдите нераспространенное предложение (нет второстепенных членов).
1. Божья коровка почесывалась и готовилась взлететь. 23
2. Мой друг – капитан 33
3. На улице стемнело 12
4. Я возьму билеты 42
5. Он шёл не торопясь 39
Ответы:
9. Неверно. Подлежащее может стоять только в именительном падеже. Закупорившему (кого?), (что?) – вопросы винительного падежа. Винительный падеж – косвенный, следовательно, слово двери не может быть подлежащим. Это существительное входит в состав причастного оборота, следовательно, является частью определения. Вернитесь в рубрику 1.
Тест - резюме
1. Грамматическую основу предложения составляют …
А) главные члены предложения
В) второстепенные члены предложения
С) вводные слова
Д) уточняющие слова
Е) однородные члены предложения
2. Укажите главные члены предложения:
А) подлежащее и сказуемое
В) определение и дополнение
С) дополнение и обстоятельство
Д) только подлежащее
Е) только сказуемое
3. Покрылись белыми цветочками плодовые деревья.
Определите подлежащее в предложении:
А) покрылись
В) белыми
С) деревья
Д) цветочками
Е) плодовые
4. Подлежащее – это главный член предложения, который:
А) отвечает на вопросы чей? который?
В) отвечает на вопросы кто? что?
С) отвечает на вопросы что делает? что сделает?
Д) отвечает на вопросы какой? какая?
Е) отвечает на вопросы сколько? который?
5. Сказуемое – главный член предложения, который …
А) обозначает то, что говорится о подлежащем
В) указывает на место, время
С) обозначает качество, признак
Д) обозначает предмет
Е) обозначает признак предмета
6. Снизу он и впрямь был похож на тёмно - зелёного жука.
Подлежащее в предложении выражено …
А) именем прилагательным
В) именем существительным
С) наречием
Д) именем числительным
Е) местоимением
7. Определите какое слово является подлежащим в предложении:
Клён украшает старый сад.
А) сад
В) клён
С) украшает
Д) старый
Е) нет подлежащего
8. Укажите «лишний ряд»:
А) дополнение
В) подлежащее
С) обстоятельство
Д) определение
Е) второстепенные члены
9. Он тихо запел песню. Подлежащее в предложении выражено:
А) глаголом
В) именем существительным
С) местоимением
Д) именем прилагательным
Е) наречием
10. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием числительного с существительным:
А) Большую часть Казахстана занимают равнины.
В) Два мальчика подошли к школе.
С) Эльмира хорошо поет.
Д) Пять на два не делится.
Е) Мне пошёл четырнадцатый год.
11. Укажите подлежащее, выраженное именительным падежом прилагательного в значении существительного:
А) Ребята слышали о легенде.
В) Слепой затянул любимую песню.
С) Люди собрались в юрте.
Д) Корабль одинокий, несется на всех парусах.
Е) Нежный припев звучал в ночи.
12. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием слов:
А) Отец с сыном играли на домбре.
В) Ранняя весна очень похожа на осень.
С) Около юрты их уже ждала бабушка.
Д) Я был подавлен вопросом.
Е) Мечеть видно издали.
13. Укажите подлежащее, выраженное сочетанием числительного с существительным:
А) Конь в степи – первый помощник и друг человека.
В) Три сестры расшивали орнамент узором.
С) Занятия начинаются в девять часов.
Д) Я вскоре возвратился в родное село.
Е) Я ей не сват.
14. Немало подвигов совершили казахстанцы при защите города Ленинграда. Укажите грамматическую основу предложения:
А) подвигов совершили
В) города Ленинграда
С) казахстанцы совершили
Д) при защите
Е) немало подвигов
15. В этом предложении подлежащее выражено прилагательным в значении существительного:
А) Хромой долго стоял у памятника.
В) Мой дедушка побывал во всех областях нашей страны.
С) Тулпар – это собирательный образ небесного коня.
Д) Он был очень молод.
Е) Я люблю работать утром.
16. Снова что - то зашумело в лесу. Подлежащее в предложении выражено:
А) прилагательным
В) наречием
С) причастием
Д) существительным
Е) местоимением
17. Укажите подлежащее, выраженное причастием в значении существительного:
А) Несколько человек подошли со стороны озера.
В) Мальчик читает дома книгу.
С) На зеленой лужайке жил Белый Верблюжонок.
Д) Присутствующие долго аплодировали певцам.
Е) Они были взволнованны.
18. Укажите в предложении подлежащее, выраженное отрицательным местоимением:
А) Моя книга лежит на столе.
В) Мне понравился фильм.
С) Никто со мной не разговаривает.
Д) Мы были знакомы давно.
Е) Твоё лицо как маков цвет.
19. Укажите подлежащее, выраженное неопределенным местоимением
А) Бесконечна возможность познавать себя.
В) Жил некто, человек безродный, одинокий.
С) Казахстан – древняя страна.
Д) Астана – столица нашей Республики.
Е) Эти ребята звонили во время перерыва.
20. Укажите подлежащее, выраженное наречием
А) Ему снятся сны.
В) Завтра не будет похоже на сегодня.
С) В казахской поэзии лев служит символом доблести.
Д) Мои успехи в учебе были ошеломляющими.
Е) Мне грустно.
21. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Подлежащее в предложении выражено …
А) наречием
В) местоимением
С) цельным словосочетанием
Д) именем числительным
Е) предлогом
22. Звучали две домбры
Подлежащее в предложении выражено
А) местоимением
В) глаголом
С) существительным
Д) имя прилагательное в значении существительного
Е) сочетанием числительного с существительным
23. Человек, носящий гранат, приобретает власть над людьми.
Подлежащее выражено
А) существительным
В) причастием
С) местоимением
Д) числительным
Е) словосочетанием
24. Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны.
Подлежащее в предложении выражено
А) существительным
В) прилагательным
С) сочетанием числительного с существительным
Д) сочетанием слов
Е) местоимением
25. Укажите, чем выражено подлежащее в предложении:
Учиться всегда пригодится.
А) глаголом
В) числительным
С) словосочетанием
Д) местоимением
Е) существительным
III. Правописание одной и двух н в отглагольных прилагательных и причастиях (раненый, раненный)
На доске:
Вяза.. ый шарф, соле.. ые огурцы, копче.. ая колбаса, краше.. ый забор, жаре.. ое мясо, глаже.. ое белье.
Тушеное мясо(прилагательное)
Мясо, тушенное с помидорами (причастие)
Вареное мясо. Сваренный борщ.
Печеные пирожки. Запеченное мясо.
Выпеченный торт. Печенный в духовке картофель.
Выполнение заданий
Вставьте пропущенные буквы.
1. Компот из суш.. ных фруктов. Яйца, варе.. ые вкрутую. Мороже.. ое мясо. Печен.. ый картофель с лимо.. ым соусом.
2. Салат из кваше.. ой капусты. Пече.. ые яблоки. Рыба, жарен.. ая в тесте. Туше.. ый картофель с баклажан.. ой икрой.
Составление кластера учащимися
варёный картофель жареная рыба
квашеная капуста тушёная капуста
печёные пирожки кипячёное молоко
Исключения: священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный,
считанные (минуты) – хотя и образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида.
сваренный картофель жаренная в масле рыба
к квашенная в бочке
капуста капуста, тушенная
с овощами
печённые в духовке пирожки кипячённое на медленном огне молоко
д) Вывод учащихся
V. Рефлексия. Получение обратной связи.
─ Какова была цель урока?
─ Чему научились?
─ Добились ли вы цели?
─ Что хотелось бы еще узнать по этим темам?
VI. Оценивание
Жаңалықтар
Краткосрочный план урока русского языка
Обогащать словарный запас учащихся. Развивать память, речь. Воспитывать трудолюбие. Знать пословицы и поговорки об осени, названия овощей и фруктов. Уметь составлять предложения по схемам. Иметь интерес к изучению предмета
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка
Измуханова Улмекен Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Личные местоимения
Г. С. Таженова, учитель русского языка литературы Есенсайской средней общеобразовательной школы Акжаикского района Западно - Казахстанской области
В мире морфологии
Мукажанова Шынар Оралбаевна Бирлестикская средняя школа Зерендинского района, Акмолинской области
Выражение подлежащего
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Стрекоза и Муравей
Кызылординская область, Жанакорганский район, село Бесарык, средняя школа №54 имени Ж. Кыдырова Учитель русского языка и литературы Асем Рзаева
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.