Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Имя существительное

08 ақпан 2013, Жұма
Тема: Итоговый урок по теме «Имя существительное»
Цели:
• умения употреблять существительные в письменной и устной речи, развитие умения правильно писать суффиксы и окончания, умение работать с текстом;
• обобщить и закрепить знания учащихся о существительном (лексические значения, склонения, несклонямые существительные, времена, роды, числа, синтаксическая роль
в предложениях);
• углубить и обобщить знания учащихся о жизни и деятельности Ж. Молдагалиева, чье имя тесно связано с независимостью Казахстана; ввести учащихся в творческий мир Жубана, познакомить учащихся с переводом поэмы «Я – казах»;
• воспитывать чувства гордости за свой народ, чувства уверенности в себе.

Наглядность: тексты, перевод поэмы «Я – казах», слайды, видео.
Тип урока: повторение изученного материала
Вид урока: урок - мужества
Метод урока: вопросы - ответы, групповые задания
Эпиграф к уроку:.. Когда речь идет о чести, о судьбе казахского народа, писатели в первую
очередь упоминают до сих пор имя Жубана...

ХОД УРОКА
▪ 1. Побуждение
Психологический тренинг.
Вопрос:
- Каким должен быть поэт?
(Работа над эпиграфом)
Вывод: «Слово поэта – слово народа»

Работа с текстом. (текст на интерактивной доске)
Задания к тексту:
- Прочитайте текст.
- Найдите в каждом абзаце существительные, определите грамматические признаки.
- Сделайте синтаксический разбор подчеркнутых предложений.

Жубан Молдагалиев родился 5 сентября 1920 года в селе Жыланды Тайпакского района
нынешней Западно - Казахстанской области, участник Великой Отечественной войны. Первый сборник стихов «Песни победы» вышел в 1949 году. Автор более 30 поэтических сборников и поэм.
В поэме «Песня не умирает» воссоздан образ татарского поэта Мусы Джалиля. Героиня поэмы «Судьба вдовы» - казашка, прошедшая суровый жизненный путь и ставшая борцом за новую жизнь.
Поэму «Я – казах», рисующую исторический путь казахского народа, можно отнести шедеврам казахской поэзии.
За поэму «Кісен ашқан», посвященную народному композитору Курмангазы, поэт удостоен Государственной премии Казахстана. За поэмы «Орлиная степь» и «Сель» присуждена Государственная премия СССР. За огромный труд в области литературы Ж. Молдагалиев награжден орденами и медалями. Он возглавил также союз писателей Казахстана. В доме, где жил поэт, установлена мемориальная доска.

Работа над отрывком поэмы «Я - казах»
(Текст поэмы выведен на персональном компьютере учащихся )
Задания к тексту:
1. Определить стиль текста
2. Выписать существительные 1, 2, 3 склонений
3. Просклонять устно существительные слезы, солнце, народ, земля

Вступительное слово учителя о поэме:
- Лирическая поэма «Я - казах» написана в 1964 году, перевод Р. Казаковой.
Поэму начал в 1944 году, посвятил БауржануМомышулы. Композитор М. Илиясов написал песню на его слова.

Ученик читает наизусть отрывок из поэмы.
Я - казах.
Горечь жизни вкусил я с пеленок.
Умирал и рождался я тысячу раз.
Я смеялся — и свет возникал из потемок.
Плакал — слезы лились и у солнца из глаз.
... А сейчас меня слышат народы и страны.
Видят гордость в чуть суженных солнцем глазах.
Я могу создавать мировые дастаны,
и вписал я в историю имя — казах.
... Но из пепла вставал я, поверженный в прах,
наводя на врага изумленного страх,
поднимался я чудищем многоголовым,
каждый раз повторяя одно: «Я — казах».
...«Я — казах!»—
уходящему солнцу кричу я.
«Я — казах!» –
восходящему солнцу шепчу.
Как скакун, в нетерпении землю топчу я,
и услышать «Аттан!» я — «По коням!» — хочу.
... Я — казах.
Я по - своему тоже велик,
Я — как будто бы новый, седьмой материк
между старой Европой и Азией древней…
Но со всеми людьми вместе быть я привык.
... По тебе мое сердце удары сверяет,
и одной лишь тебе все доверено им.
Флаг и Герб Казахстана над миром сияет —
нескончаемо — образом светлым твоим.
Работа учащихся
1. Стиль текста – художественный...
2.
І склонение ІІ склонение ІІІ склонение
история
слеза
... прах
солнце
... горечь
гордость
...
Выводы (слово учителя)
Опубликованная в те годы поэма Жубана Мулдагалиева «Я - казах» была гордым поэтическим заявлением о своей нации, вызовом отрицавшим национальную историю. Поэма явилась философской и эмоциональной встряской общественной психологии, национального самосознания казахов.

2. Рефлексия
Просмотр видео «Фильм в дар архиву»
(Беседа по фильму)
1. Что вы знаете о декабрьских событиях 1986 года?
2. Какую роль сыграло декабрьское событие 1986 года в истории независимого Казахстана?
3. Каких крупнейших представителей вы помните декабрьского события 1986 года?
4. Какие писатели и поэты заступались за декабристов?
Просмотр слайдов. Слайды сопровождаются песней «Песня Нуртая» в исполнени А. Тналиева.

Работа с текстом. (Текст выставлен на интерактивной доске).
Задания к тексту:
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста и его основную мысль.
3. Объясните устно значение словосочетаний и слов деятели искусства, растоптать в грязь, разразился бурными аплодисментами, прения.
4. Озаглавьте текст.
5. Сделайте морфологический разбор существительных прения, подвигов, интеллигенция.
6. Составьте схему подчеркнутого предложения.

30 декабря 1986 года. Союз писателей. Большой переполненный зал... В зале в основном писатели, ученые, деятели искусства.
... А на улице крепчал декабрьский мороз. В это время везде: на улице, в транспорте можно было услышать обвинения в адрес казахской молодежи. «Националисты», «Наркоманы», «Пьяницы», «Грубияны», «Безграмотные бараны»!.
Такая же была задача у собравшихся в зале. Расположившийся на видном месте новый руководитель республики Геннадий Васильевич Колбин окинул холодным взглядом казахскую интеллигенцию.
... Начались прения. У руководителей правительства одна цель – устами поэтов и писателей обвинить и растоптать в грязь восставшую за независимость молодежь.
На трибуну поднялся известный поэт, лауреат Государственной премии Ж. Молдагалиев. Зал затаив дыхание слушал поэта.
- Я участвовал на войне. Был свидителем бессмертных подвигов казахских сыновей и дочерей, грудью защищавших от вражеских пуль свою Родину,- начал Жубан ага.
- Никогда не слышал, что казах - трус, националист и предатель. Лучше б я погиб там, на поле боя, защищая Родину, чем сегодня видеть то, как таскают за волосы дочерей и избивают жестоко сыновей. Казахи – народ мужественный, честный и гордый. Верен и добр друзьям, беспощаден врагам. Казах ради чести своей готов отдать все. А сегодня как им было не восстать, когда народ наш на грани исчезновения как нация. Молодежь восстала против бесправия и угнетения, за свободу и независимость. Разве можно осуждать их за это!
... Мертвый зал разразился бурными аплодисментами. Колбин и окружающие его чиновники безмолвствовали. Зал долго аплодировал смелому поэту за справедливые слова.
- Я не могу называтьсяпоэтом и человеком, когда топчется честь и достоинство сыновей и дочерей моегонарода. В таком случае мне лучше умереть...
Так закончил свое выступление поэт.
Я до сих пор помню тот взгляд Жубан ага, наполненный гордостью за свой народ, ненавистью к сторонникам тоталитаризма, любовью к казахской молодежи.
Поэтому я считаю его настоящим героем Декабрьского восстания 1986 года.
Дінәлі Нұрмұхамбет
Ответы учащихся:
Тема рассказа - о декабрьском событии 1986 года.
Основная мысль - мужество и героизм казахского поэта.
Названия к тексту: «Мужество поэта», «Мы помним о них...», «Боль и гордость», «Брежневская площадь... 1986 год» и др.

3. Осмысление.
Беседа по содержанию текста.
Вывод: За справедливость Жубан Молдагалиев выступал без страха и сомнения, не склоняя головы, как и подобает мужественному поэту - гражданину.

Слово учителя:
Ж. Молдагалиев – один из известных разносторонних современных поэтов казахского народа. Но мы сегодня попытались с вами познакомиться с поэтом, который смело отстаивал достоинство казахской молодежи во время декабрьского восстания. В то самое суровое время, которые явилось переломным моментом в истории нашего народа, таких смелых, как Жубан ага не было. Мы должны помнить бесстрашных сыновей, а также прошлое своего народа. Ибо как говорят в народе «Чтобы оценить по достоинству высоту и значимость дел сегодняшних, надо знать и малые сопки дня вчерашнего...»

Тест «Имя существительное».
1. Определите сколько имён существительных в тексте.
Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку - она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
А. 7.
В. 8.
С. 6.
Д. 5.
2. Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа:
А. Отряд.
В. Бельё.
С. Взгляд.
Д. Стадо.
Е. Масло.
3. Укажите ряд существительных с буквой Е в суффиксе.
А. балконч…к, костюмч…к, комар…к.
В. тулупч…к, ковр…к, гвозд…к.
С. корабл…к, магазинч…к, зайч…к.
Д. сарайч…к, газонч…к, трамвайч…к.
Е. денёч…к, огонёч…к, венич…к.
4. Морфология изучает:
А. Способы образования слов.
В. Словарный состав языка.
С. Устойчивые сочетания слов.
Д. Слова как части речи.
Е. Словосочетание и предложение.
5. Укажите ряд существительных с буквой И в суффиксе.
А. им…чко, сит…чко, врем…чко.
В. нож…чек, уголёч…к, кулёч…к.
С. сем.. чко, тем.. чко, син…ва.
Д. пугов…чка, имень…це, плать…це.
Е. рыжич…к, чайнич…к, холодоч…к.
6. Укажите существительное, употребляемое в единственном числе.
А. Белила.
В. Ворота.
С. Недра.
Д. Уста.
Е. Родня.
7. Укажите, в каком слове нужно вставить Е.
А. Этаж…м.
В. Улиц…й.
С. Дворц…м.
Д. Луч…м.
Е. Меж…й.
8. Укажите ряд существительных, имеющих форму только множественного числа:
А. Клубника, яблоки.
В. Дрожжи, трава.
С. След, строки.
Д. Ворота, чернила.
Е. Хлопоты, библиотека.
9. Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:
А. Вражда.
В. Белила.
С. Белизна.
Д. Тоска.
Е. Слепота.
10. Укажите правильный вариант написания окончаний существительных:
А. Идти по пустыни, думать об опасности, мечтать о профессии.
В. Ехать по площади, ходить по галерее, поплыть к пристане.
С. Писать в тетради, на экскурсии в музее, томиться в ожидании.
Д. По дороге к деревне, отдыхать в санаторие, направляться к станции.
Е. Говорить о юбилеи, ошибка в тетрадке, жить на окраине.
11. Укажите вариант, в котором даны существительные только второго склонения:
А. Озеро, вода.
В. Страна, дочь.
С. Государство, доклад.
Д. Тётя, дядя.
Е. Степь, дочь.
12. Выберите ряд существительных, имеющих форму только единственного числа:
А. Краска, сочинение.
В. Детство, темнота.
С. Звук, буква.
Д. Искусство, карандаш.
Е. Сани, лыжи
13. Укажите, в каком варианте нужно вставить Е
А. Книж.. чка.
В. Круж…к.
С. Пирож…к.
Д. Снеж…к.
Е. Снеж…нка.
14. Выберите строку с существительными второго склонения:
А. Судьба, родина.
В. Юноша, дядя.
С. Полесье, звено.
Д. Высота, слепота.
Е. Валя, Ваня.
15. Указать существительное с окончанием Е в предложном падеже:
А. О дочер…, в решени….
В. В долин…, в област….
С. В степ…, в здани….
Д. В тен…, в окн….
Е. На крыш…, в берлог….

Ключ:
1 ---2 --3 --4 --5 --6 --7 --8 --9 --10 --11 --12 --13 --14 --15
А ---Е --Е--Д--Д --Е--В -- Д --В ---С ---С ----В ---А ---С ----Е

Итоги теста.
Итоги урока. Комментирование оценок

Домашнее задание:
1. Написать отзыв об уроке.
2. Повторить тему «Имя существительное»
Комментирование оценок.
5 617
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Освоение космоса
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Предложный падеж существительного
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Дополнение – существительное в предложном падеже
Дополнение – существительное в предложном падеже
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Имя существительное
Имя существительное
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×