Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Односоставные предложения

22 ақпан 2013, Жұма
Цели урока
учебная:
• закрепить знания о видах односоставных предложений;
• совершенствовать умение видеть и различать их в контексте;
• правильно строить односоставные предложения;
• умение использовать односоставные предложения в речи;
развивающая:
• развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся,
• развивать орфографическую зоркость;
• продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
• развивать творческую сторону мышления;
воспитательная:
• воспитывать такие нравственные качества, как преданность,
патриотизм, доброта, человеколюбие.
• научить понимать коллективный вид работы;
наглядность: карточки, слайды, тест.

Ход урока:
І. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
Сегодня у нас обобщающий урок по изучению темы «Односоставные предложения». Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме. У вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять(ознакомление с темой и целями урока).
Мы продолжим эту работу, связав ее с лексической темой « Одна у человека родная мать – одна у него и родина».
С чего начинается Родина? Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря « моя родина». У каждого она своя, и это в первую очередь место, где прошло детство, и все самое лучшее, что с ним связано. Нет такого человека, у которого бы не было Родины. Всегда будет тянуть туда, где человеку было хорошо, где его любили, уважали, и ждали. У каждого она своя, прекрасная и неповторимая.

II. Беседа:
– Что означает для вас понятие Родина?
Ответы учеников.
- Спасибо! Вы убедились, что это понятие очень широкое, емкое, слово Родина многозначное.
Эпиграфом к уроку были взяты слова известного русского писателя И. С. Тургенева.
Чтение эпиграфа урока: « Родина без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
( И. С. Тургенев.)

ІІI. Вызов.
Вопрос к классу:
– Какие предложения называются односоставными?
- Назовите типы односоставных предложений.
Стратегия « Мозговая атака». Игра на внимание
« Скорые вопросы и ответы». Ответьте на вопросы, употребляя слова
« да», « нет».

1. Определенно – личные предложения – это односоставные предложения? (Да)
2. Это предложения с одним главным членом сказуемым? (Да)
3. Можно ли в неопределенно – личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6. По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения подлежащее? (Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные – двусоставные предложения? (Нет)
11. Односоставные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными?(Да)
12. Смысл в односоставных предложениях понятен без второго главного члена предложения?(Да)
IV. Осмысление.
Следующая работа групповая. Предлагаю решить лингвистическую задачу. Задание первому ряду:
- Посмотрите на логическую цепочку, вставьте недостающие звенья. Какие звенья нужно дополнить до полной характеристики односоставных предложений?
Логическая цепочка

Задание второму ряду:
- Какой группы в характеристике односоставных предложений не хватает?
Логическая цепочка

V. Задание. Игра « Узнай истину».
1гр. Узнайте вид односоставного предложения по характеристике сказуемого:
а) глагол 1 - го лица ед. числа; (опред - л)
б) глагол 3 - го лица мн. числа; (неопред - л)
в) глагол 2 - го лица мн. числа; (опред - л)
г) глагол в форме мн. числа прошедшего времени; ( неопред - л)
д) безличный глагол, неопр. форма глагола; (Безличн.)
ж) глагол повелительного наклонения; (опред - л)
Задание 2 группе:
Определите вид предложения.
Светает. Рассвет. Принесли почту. Поедем в горы. Поездка увлекательна. Удар в ворота. Ударь в ворота. Дымно от костров. Дым костров. (СЛАЙД)
Проверь: Безличн., назывн., неопред - л., опред - л., двусост., назывн., опред - л., безличн., назывн.
VI. Работа по тексту.(СЛАЙД)
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитаешь листьев. И все, что делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. Корни - это наша история, дела дедов и пращуров, славные имена полководцев, поэтов и ученых. Человеку надо знать свои корни, и тогда все, что он делает, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках. Помните о своих корнях.
7. Словарная работа с выделенными словами.
пращур, - а, м.( книжн.). Отдаленный предок, родоначальник.
овеяно – от слова овеять.
1. Обдать (струей воздуха, ветра и т. п.). Овеяло холодом.( безл.)
2. перен. Окружить, создать вокруг чего - нибудь ореол почета, славы и т. п.( высок.) Наши знамена овеяны славой.
Вопрос к классу: в каком значении употреблено слово « овеяно» в данном тексте в 1 – ом или во 2 - ом? Составьте предложение с данными словами.

Тест по тексту:
1 Определите тему текста:
а о корнях дерева;
б об истории России;
в о связи прошлого и будущего

2 Основная мысль текста заключена:
а в 1 предложении
б во 2 предложении
в в 4 предложении
г в 5 предложении

3 Тип речи:
а повествование;
бописание состояния;
врассуждение

4 Стиль текста:
аофициально - деловой
б публицистический
в научный
г разговорный

5 Языковые средства выразительности:
а эпитеты;
б ряды вопросительных предложений;
вряды однородных членов.

6.. Найти предложения по схемам:
а [двусоставное], (определенно - личное).
б [, (определенно - личное), ]
в [определенно - личное].

8. Составление таблицы по тексту.
«Односоставные предложения»
Пример Способ выражения главного члена Вид предложения
Тишина.
Сущ. В И. п. Назывное

VII. Стратегия « Мозаика»
- Ребята, а если односоставное предложение носит обобщающий характер, к какому типу предложений мы его отнесем? (обобщ.- личн.) в каком жанре они чаще всего встречаются? (пословицы и поговорки).
Игра « Кто быстрее?». Соберите разбросанные пословицы.

Береги землю свою,…
Сбережёшь себя - …
С друзьями гуляй, …
Береги родных, …
Хочешь, чтобы тебя уважали, …
Заводи друзей, …
а врагов избегай.
Уважай сам себя.
А не врагов.
Поможешь миру.
Они у тебя одни.
Она тебе ещё поможет.
В пословицах и поговорках заключается мудрость народа и они в какой - то мере могут служить своеобразными правилами поведения человека.

IX. Синтаксическая разминка:
1. Все, что делаем доброго, прибавляет силу ей.
2. Дорогу замело снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне.
(2 ученика выполняют работу у доски, остальные на местах.)
• Береги землю свою, она тебе поможет. (опр - л)
• Заводи друзей, а не врагов. (опр - л)
• Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. (наз.)
• Открой нам, отчизна, просторы свои. (опр - л)
• В лесу пробыли до позднего вечера. (неопр - л)
• Долго петь и звенеть пурге. (безл)
• Замело тебя, счастье, снега¬ми. (безл)
• Преодолели один горный перевал. (неопр - л)

VIII. Творческая работа.
« Проба пера» 1. Создайте свой текст, миниатюру, эссе по впечатлениям от пейзажных зарисовок, используя односоставные предложения. Помогут вам в этом картины художников.
2. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
За последние годы наш город сильно изменился. Он расцвел, похорошел. Появилось много новых зданий, скверов, памятников. Сегодня я предлагаю вам написать творческую работу в виде письма вашему другу, в котором вы должны рассказать о нашем любимом городе.
(По окончании творческой работы прослушиваются 2 - 3 сочинения.)

XI. Рефлексия.
Составление синквейна к слову « РОДИНА»
САМОПОЗНАНИЕ
- Ребята, скажите друг другу пожелания, используя в речи односоставные предложения.
Наш сегодняшний урок хочу закончить замечательными словами американского президента Д. Кеннеди « Не спрашивайте, что твоя Родина может сделать для тебя,---- спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины». (СЛАЙД)
6. Подведение итогов. 1. Фронтальная беседа.
1. Какая задача стояла перед вами?
3. Как оцениваете свои знания?
4. Что оказалось трудным?
Комментирование оценок.
Домашнее задание:
1 Записать 5 пословиц. 2 Сочинение - миниатюра "Парк зимой".
2 592
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Обобщенно - личные предложения.
Обобщенно - личные предложения.
Сформировать знания учащихся различать виды односоставных предложений. Различать обобщенно - личные предложения. Основная идея: работа в группе, самооценка и взаимооценивание учащихся.
Односоставные предложения
Односоставные предложения
Маңғыстау облысы, Жаңаөзен қаласы, №21 орта мектептің орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі Кумышгалыева Дина Джарылгагановна
Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения
Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×